Положение о классном руководителе

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение об осуществлении функции классного
руководителя педагогическими работниками (далее – Положение) разработано в
целях организации работы классных руководителей в Муниципальном
бюджетном общеобразовательном учреждении Школа
№ 128
городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее – Учреждение).
1.2. Деятельность классного руководителя осуществляется в соответствии
с:
Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Федеральным законом от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
Федеральным законом от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах
системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29.05.2015 № 996-р;
Постановлением Правительства РБ от 22.06.2020 № 369 «О выплате
ежемесячного
денежного
вознаграждения
за
классное
руководство
педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных
организаций, реализующих образовательные программы начального общего,
основного общего и среднего общего образования, в том числе адаптированные
основные общеобразовательные программы».
1.3. Для целей настоящего Положения используются следующие понятия:
обучающийся – физическое лицо, осваивающее образовательную
программу, включенное в контингент Учреждения;
классный руководитель – педагогический работник Учреждения, на
которого возложены функции классного руководителя приказом руководителя
Учреждения;
класс – постоянная в пределах учебного года группа обучающихся, в
отношении которых осуществляется функция классного руководителя;
иные понятия, используемые в Положении, применяются в значениях,
определенных действующим законодательством.
2. Цель, задачи и порядок возложения функций
классного руководителя на педагогического работника
2.1. Деятельность классного руководителя заключается в создании
условий для развития личности обучающегося, его успешной социализации, а
также в формировании условий для реализации систематической воспитательной
работы в классе.
2.2. Задачами классного руководителя являются:
2

защита прав и интересов обучающихся;
создание условий для обеспечения нравственного и психического
здоровья обучающихся, их эмоционального благополучия, формирование
стремления к здоровому образу жизни;
создание благоприятных условий для раскрытия способностей
обучающихся, выявление и поддержка детской одарённости;
мотивирование обучающихся на социально значимую, творческую
деятельность;
формирование и развитие класса, поддержка деятельности детских
объединений, ученического самоуправления;
создание и поддержание благоприятного психологического климата в
классе, развитие коммуникаций. обучающихся на основе взаимного уважения;
реализация индивидуально-личностного подхода во взаимодействии с
обучающимися, в том числе с привлечением ресурсов социальных партнеров
Учреждения, а также педагогических работников, обеспечивающих психологопедагогическое,
социально-психологическое
и
медико-социальное
сопровождение;
взаимодействие с родителями (законными представителями)
обучающегося;
определение и гармонизация образовательных запросов обучающихся, их
родителей (законных представителей) по содержанию части учебного плана,
формируемой участниками образовательного процесса, а также плана внеурочной
деятельности;
содействие развитию инклюзивных форм образования, в том числе в
интересах обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
2.3. Возложение функций классного руководителя и освобождение от них
осуществляется приказом руководителя Учреждения. Функции классного
руководителя могут быть возложены только на педагогического работника
Учреждения.
2.4. Основанием для приказа руководителя Учреждения о возложении
функций классного руководителя является заявление педагогического работника.
2.5. Прекращение выполнения функций классного руководителя
осуществляется:
по инициативе педагогического работника;
по решению руководителя Учреждения;
в связи с прекращением трудовых отношений педагогического
работника с Учреждением.
3. Функции классного руководителя
Функции классного руководителя включают в себя организационно
координирующие,
аналитическо-прогностические,
коммуникативные
и
контрольные функции.
3

3.1. Организационно-координирующие функции:
взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом, класса в
целом;
координация учебной деятельности каждого обучающегося и всего
класса в целом;
организация и стимулирование социально значимой деятельности
обучающихся в классном коллективе, в том числе деятельности органов
ученического самоуправления, проектной деятельности;
координация взаимодействия обучающихся, их родителей и законных
представителей с сотрудниками Учреждения;
организация воспитательной работы с обучающимися с целью
формирования гражданской ответственности и правового самосознания,
духовности и культуры, самостоятельности и активной жизненной позиции
обучающихся;
организация и проведение классных часов и иных воспитательных
событий;
координация участия класса в общешкольных мероприятиях во
внеучебное время и в период каникул;
организация работы по повышению педагогической и психологической
культуры родителей через проведение тематических родительских собраний,
совместную деятельность, привлечение родителей к участию в воспитательном
процессе в Учреждения;
участие в работе педагогических советов, методического объединения
классных руководителей, административных совещаниях;
стимулирование разнообразной деятельности обучающихся, в том
числе в системе дополнительного образования детей;
ведение документации классного руководителя.
3.2. Аналитическо-прогностические функции:
построение модели воспитания в классе, соответствующей
воспитательной системе Учреждения в целом и приоритетным воспитательным
задачам, поставленных государством и обществом;
изучение индивидуальных особенностей, образовательных потребностей и
интересов обучающихся, выявление динамики их развития; выявление специфики
и определении динамики развития класса;
изучение, анализ состояния и условий воспитания каждого ребенка;
изучение и анализ поведения обучающегося, профилактика
асоциального поведения, в том числе суицидального риска у обучающихся во
взаимодействии с педагогами психологами, социальными педагогами,
медиаторами, тьюторами;
анализ посещаемости учебных занятий, профилактика необоснованных
пропусков учебных занятий;
изучение, анализ влияния малого социума на обучающихся класса
(совместно педагогами-психологами, социальными педагогами, тьюторами);
4

учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе
дополнительного образования детей;
прогнозирование результатов воспитательной деятельности;
прогнозирование
последствий
межличностных
отношений,
складывающихся в классном коллективе;
профилактика конфликтов и негативных социальных явлений в
классном коллективе.
3.3. Коммуникативные функции:
содействие созданию благоприятного климата в классе в целом и для
каждого обучающегося;
оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных
качеств, установлении конструктивных отношений с социальным окружением;
взаимодействие с родителями (законными представителями)
обучающихся, консультирование по вопросам воспитания и обучения;
организация оперативного взаимодействия педагогических работников,
занятых в образовательном процессе с классом, сотрудниками 00 и родителями
(законными представителями) обучающихся;
содействие расширению социального партнёрства 00 в интересах
воспитания и развития обучающихся.
3.4. Контрольные функции:
контроль за успеваемостью каждого обучающегося;
контроль за посещаемостью учебных занятий каждого обучающегося.
3.5. Ознакомление родителей (законных представителей) обучающихся с
письменными жалобами (докладными, заявлениями, претензиями и пр.),
касающимися детей, принятие мер по урегулированию конфликтных ситуаций.
4. Профессионально-педагогическая компетентность
классного руководителя
4.1. Классный руководитель должен знать:
Конвенцию о правах ребенка;
Конституцию Российской Федерации;
Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в
Российской Федерации»;
Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
Стратегию развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29.05.2015 № 996-р;
- нормативные акты Министерства просвещения Российской Федерации,
касающиеся вопросов воспитания;
5

Закон Республики Башкортостан от 01.07.2013 г. № 696-з «Об
образовании в Республике Башкортостан»;
теорию и методику воспитательной работы, в том числе современные
методы, концепции и технологии воспитания; правила и нормы обеспечения
безопасности жизнедеятельности.
4.2. Классный руководитель должен уметь:
планировать воспитательную работу в классном коллективе;
использовать в процессе воспитания индивидуальные и коллективные
формы работы, различные методы и приемы педагогического взаимодействия;
стимулировать активность участия родителей в жизни класса;
создавать в классе благоприятную воспитывающую среду;
организовывать свою деятельность с учетом современных подходов,
концепций, технологий воспитания;
изучать, анализировать и оценивать состояние и результаты своей
деятельности.
4.3. Классный руководитель должен постоянно повышать уровень своего
профессионального педагогического мастерства.
5. Права и обязанности классного руководителя
5.1. Классный руководитель обязан:
осуществлять систематический анализ успеваемости и динамики
общего развития своих воспитанников;
организовывать учебно-воспитательный процесс в классе;
вовлекать обучающихся в систематическую деятельность классного и
школьного коллективов;
отслеживать и своевременно выявлять девиантные проявления в
развитии и поведении обучающихся, осуществлять необходимую педагогическую
коррекцию, информировать о данных проявлениях педагогический коллектив,
сотрудников и администрацию ОО;
совместно
с
сотрудниками
Учреждения
осуществлять
индивидуальную работу по профилактике правонарушений и иных социально
опасных явлений и действий в классном коллективе, осуществлять мониторинг
надлежащего исполнения обязанностей, возложенных на родителей (законных
представителей) обучающихся законодательством РФ;
оказывать помощь обучающимся в решении лично значимых
проблем, участвовать в организации социальной, психологической и правовой
защиты обучающихся;
содействовать вовлечению в организацию воспитательного процесса в
классе педагогических работников Учреждения, родителей (законных
представителей) обучающихся;
осуществлять управление деятельностью родительского комитета
(совета родителей) класса;
6

-

контролировать посещение учебных занятий обучающимися своего

класса;
регулярно проводить классные часы и другие внеурочные
мероприятия с классом.
соблюдать требования охраны труда, обеспечивать сохранность
жизни и здоровья детей во время проведения внеклассных, школьных
мероприятий.
- демонстрировать личным примером образец нравственного поведения,
содействовать развитию у обучающихся устойчивых положительных
представлений о культурном, историческом и духовном наследии народа
Российской Федерации и Республики Башкортостан.
5.2. Классный руководитель имеет право:
выносить
на
рассмотрение
администрации
Учреждения,
Педагогического совета, органов самоуправления, родительского комитета
(совета родителей), социальных партнёров Учреждения предложения,
инициативы, как от имени классного коллектива (по согласованию с
обучающимися), так и от своего имени;
получать
своевременную
методическую
и
организационнопедагогическую помощь от администрации Учреждения, социального педагога,
педагога-психолога,
органов
государственно-общественного
управления
Учреждения, а также органов самоуправления;
самостоятельно планировать воспитательную работу с классным
коллективом,
разрабатывать
индивидуальные
программы
работы
с
обучающимися и их родителями (законными представителями), определять
нормы организации деятельности классного коллектива и проведения классных
мероприятий;
разрабатывать и реализовывать программы курсов внеурочной
деятельности, авторские программы, технологии и методики воспитания
обучающихся в соответствии с программой воспитательной работы;
приглашать в Учреждение родителей (законных представителей)
обучающихся по проблемам, связанным с деятельностью классного руководителя;
самостоятельно выбирать форму повышения квалификации;
участвовать в конкурсах профессионального мастерства, обобщать и
распространять опыт своей профессиональной деятельности;
вести опытно-экспериментальную и методическую работу по
различным направлениям воспитательной деятельности;
на защиту собственной чести, достоинства и профессиональной
репутации в случае несогласия с оценками его деятельности со стороны
администрации,
обучающихся,
родителей
(законных
представителей)
обучающихся, других педагогов;
имеет право на обращение в комиссию по урегулированию споров
между участниками образовательных отношений;
7

получать вознаграждение за исполнение функций классного
руководителя-(вознаграждение устанавливается с даты издания приказа о
возложении функций классного руководителя на педагогического работника
Учреждения);
в случае непреодолимых затруднений в выполнении функций,
указанных в п. 3 настоящего Положения, отказаться от деятельности в качестве
классного руководителя.
6. Документация классного руководителя
6.1. К служебной документации классного руководителя относится:
план воспитательной работы на текущий учебный (календарный) год
(форма плана определяется методическим объединением классных руководителей
и утверждается приказом руководителя Учреждения);
аналитическая справка по реализации воспитательной работы за
учебный (календарный) год (форма справки определяется методическим
объединением классных руководителей и утверждается приказом руководителя
Учреждения);
характеристика класса (группы учебного плана);
протоколы заседаний родительских собраний;
- отчёт классного руководителя по итогам учебного или аттестационного
периода;
протоколы индивидуальных бесед с обучающимися и их родителями
(законными представителями) (при наличии).
7. Заключительные положения
7.1. Настоящее Положение вступает в действие с момента утверждения
руководителем Учреждения.
7.2. Изменения и дополнения в настоящее Положение могут быть внесены
в связи с изменениями действующего законодательства.
7.3. Лица, виновные в нарушении норм настоящего Положения, несут
ответственность в соответствии с действующим законодательством.

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».