1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение об осуществлении функции классного руководителя педагогическими работниками (далее – Положение) разработано в целях организации работы классных руководителей в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Школа № 128 городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее – Учреждение). 1.2. Деятельность классного руководителя осуществляется в соответствии с: Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральным законом от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Федеральным законом от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р; Постановлением Правительства РБ от 22.06.2020 № 369 «О выплате ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, в том числе адаптированные основные общеобразовательные программы». 1.3. Для целей настоящего Положения используются следующие понятия: обучающийся – физическое лицо, осваивающее образовательную программу, включенное в контингент Учреждения; классный руководитель – педагогический работник Учреждения, на которого возложены функции классного руководителя приказом руководителя Учреждения; класс – постоянная в пределах учебного года группа обучающихся, в отношении которых осуществляется функция классного руководителя; иные понятия, используемые в Положении, применяются в значениях, определенных действующим законодательством. 2. Цель, задачи и порядок возложения функций классного руководителя на педагогического работника 2.1. Деятельность классного руководителя заключается в создании условий для развития личности обучающегося, его успешной социализации, а также в формировании условий для реализации систематической воспитательной работы в классе. 2.2. Задачами классного руководителя являются: 2 защита прав и интересов обучающихся; создание условий для обеспечения нравственного и психического здоровья обучающихся, их эмоционального благополучия, формирование стремления к здоровому образу жизни; создание благоприятных условий для раскрытия способностей обучающихся, выявление и поддержка детской одарённости; мотивирование обучающихся на социально значимую, творческую деятельность; формирование и развитие класса, поддержка деятельности детских объединений, ученического самоуправления; создание и поддержание благоприятного психологического климата в классе, развитие коммуникаций. обучающихся на основе взаимного уважения; реализация индивидуально-личностного подхода во взаимодействии с обучающимися, в том числе с привлечением ресурсов социальных партнеров Учреждения, а также педагогических работников, обеспечивающих психологопедагогическое, социально-психологическое и медико-социальное сопровождение; взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающегося; определение и гармонизация образовательных запросов обучающихся, их родителей (законных представителей) по содержанию части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса, а также плана внеурочной деятельности; содействие развитию инклюзивных форм образования, в том числе в интересах обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. 2.3. Возложение функций классного руководителя и освобождение от них осуществляется приказом руководителя Учреждения. Функции классного руководителя могут быть возложены только на педагогического работника Учреждения. 2.4. Основанием для приказа руководителя Учреждения о возложении функций классного руководителя является заявление педагогического работника. 2.5. Прекращение выполнения функций классного руководителя осуществляется: по инициативе педагогического работника; по решению руководителя Учреждения; в связи с прекращением трудовых отношений педагогического работника с Учреждением. 3. Функции классного руководителя Функции классного руководителя включают в себя организационно координирующие, аналитическо-прогностические, коммуникативные и контрольные функции. 3 3.1. Организационно-координирующие функции: взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом, класса в целом; координация учебной деятельности каждого обучающегося и всего класса в целом; организация и стимулирование социально значимой деятельности обучающихся в классном коллективе, в том числе деятельности органов ученического самоуправления, проектной деятельности; координация взаимодействия обучающихся, их родителей и законных представителей с сотрудниками Учреждения; организация воспитательной работы с обучающимися с целью формирования гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, самостоятельности и активной жизненной позиции обучающихся; организация и проведение классных часов и иных воспитательных событий; координация участия класса в общешкольных мероприятиях во внеучебное время и в период каникул; организация работы по повышению педагогической и психологической культуры родителей через проведение тематических родительских собраний, совместную деятельность, привлечение родителей к участию в воспитательном процессе в Учреждения; участие в работе педагогических советов, методического объединения классных руководителей, административных совещаниях; стимулирование разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей; ведение документации классного руководителя. 3.2. Аналитическо-прогностические функции: построение модели воспитания в классе, соответствующей воспитательной системе Учреждения в целом и приоритетным воспитательным задачам, поставленных государством и обществом; изучение индивидуальных особенностей, образовательных потребностей и интересов обучающихся, выявление динамики их развития; выявление специфики и определении динамики развития класса; изучение, анализ состояния и условий воспитания каждого ребенка; изучение и анализ поведения обучающегося, профилактика асоциального поведения, в том числе суицидального риска у обучающихся во взаимодействии с педагогами психологами, социальными педагогами, медиаторами, тьюторами; анализ посещаемости учебных занятий, профилактика необоснованных пропусков учебных занятий; изучение, анализ влияния малого социума на обучающихся класса (совместно педагогами-психологами, социальными педагогами, тьюторами); 4 учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей; прогнозирование результатов воспитательной деятельности; прогнозирование последствий межличностных отношений, складывающихся в классном коллективе; профилактика конфликтов и негативных социальных явлений в классном коллективе. 3.3. Коммуникативные функции: содействие созданию благоприятного климата в классе в целом и для каждого обучающегося; оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств, установлении конструктивных отношений с социальным окружением; взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся, консультирование по вопросам воспитания и обучения; организация оперативного взаимодействия педагогических работников, занятых в образовательном процессе с классом, сотрудниками 00 и родителями (законными представителями) обучающихся; содействие расширению социального партнёрства 00 в интересах воспитания и развития обучающихся. 3.4. Контрольные функции: контроль за успеваемостью каждого обучающегося; контроль за посещаемостью учебных занятий каждого обучающегося. 3.5. Ознакомление родителей (законных представителей) обучающихся с письменными жалобами (докладными, заявлениями, претензиями и пр.), касающимися детей, принятие мер по урегулированию конфликтных ситуаций. 4. Профессионально-педагогическая компетентность классного руководителя 4.1. Классный руководитель должен знать: Конвенцию о правах ребенка; Конституцию Российской Федерации; Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; - Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; Стратегию развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р; - нормативные акты Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся вопросов воспитания; 5 Закон Республики Башкортостан от 01.07.2013 г. № 696-з «Об образовании в Республике Башкортостан»; теорию и методику воспитательной работы, в том числе современные методы, концепции и технологии воспитания; правила и нормы обеспечения безопасности жизнедеятельности. 4.2. Классный руководитель должен уметь: планировать воспитательную работу в классном коллективе; использовать в процессе воспитания индивидуальные и коллективные формы работы, различные методы и приемы педагогического взаимодействия; стимулировать активность участия родителей в жизни класса; создавать в классе благоприятную воспитывающую среду; организовывать свою деятельность с учетом современных подходов, концепций, технологий воспитания; изучать, анализировать и оценивать состояние и результаты своей деятельности. 4.3. Классный руководитель должен постоянно повышать уровень своего профессионального педагогического мастерства. 5. Права и обязанности классного руководителя 5.1. Классный руководитель обязан: осуществлять систематический анализ успеваемости и динамики общего развития своих воспитанников; организовывать учебно-воспитательный процесс в классе; вовлекать обучающихся в систематическую деятельность классного и школьного коллективов; отслеживать и своевременно выявлять девиантные проявления в развитии и поведении обучающихся, осуществлять необходимую педагогическую коррекцию, информировать о данных проявлениях педагогический коллектив, сотрудников и администрацию ОО; совместно с сотрудниками Учреждения осуществлять индивидуальную работу по профилактике правонарушений и иных социально опасных явлений и действий в классном коллективе, осуществлять мониторинг надлежащего исполнения обязанностей, возложенных на родителей (законных представителей) обучающихся законодательством РФ; оказывать помощь обучающимся в решении лично значимых проблем, участвовать в организации социальной, психологической и правовой защиты обучающихся; содействовать вовлечению в организацию воспитательного процесса в классе педагогических работников Учреждения, родителей (законных представителей) обучающихся; осуществлять управление деятельностью родительского комитета (совета родителей) класса; 6 - контролировать посещение учебных занятий обучающимися своего класса; регулярно проводить классные часы и другие внеурочные мероприятия с классом. соблюдать требования охраны труда, обеспечивать сохранность жизни и здоровья детей во время проведения внеклассных, школьных мероприятий. - демонстрировать личным примером образец нравственного поведения, содействовать развитию у обучающихся устойчивых положительных представлений о культурном, историческом и духовном наследии народа Российской Федерации и Республики Башкортостан. 5.2. Классный руководитель имеет право: выносить на рассмотрение администрации Учреждения, Педагогического совета, органов самоуправления, родительского комитета (совета родителей), социальных партнёров Учреждения предложения, инициативы, как от имени классного коллектива (по согласованию с обучающимися), так и от своего имени; получать своевременную методическую и организационнопедагогическую помощь от администрации Учреждения, социального педагога, педагога-психолога, органов государственно-общественного управления Учреждения, а также органов самоуправления; самостоятельно планировать воспитательную работу с классным коллективом, разрабатывать индивидуальные программы работы с обучающимися и их родителями (законными представителями), определять нормы организации деятельности классного коллектива и проведения классных мероприятий; разрабатывать и реализовывать программы курсов внеурочной деятельности, авторские программы, технологии и методики воспитания обучающихся в соответствии с программой воспитательной работы; приглашать в Учреждение родителей (законных представителей) обучающихся по проблемам, связанным с деятельностью классного руководителя; самостоятельно выбирать форму повышения квалификации; участвовать в конкурсах профессионального мастерства, обобщать и распространять опыт своей профессиональной деятельности; вести опытно-экспериментальную и методическую работу по различным направлениям воспитательной деятельности; на защиту собственной чести, достоинства и профессиональной репутации в случае несогласия с оценками его деятельности со стороны администрации, обучающихся, родителей (законных представителей) обучающихся, других педагогов; имеет право на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений; 7 получать вознаграждение за исполнение функций классного руководителя-(вознаграждение устанавливается с даты издания приказа о возложении функций классного руководителя на педагогического работника Учреждения); в случае непреодолимых затруднений в выполнении функций, указанных в п. 3 настоящего Положения, отказаться от деятельности в качестве классного руководителя. 6. Документация классного руководителя 6.1. К служебной документации классного руководителя относится: план воспитательной работы на текущий учебный (календарный) год (форма плана определяется методическим объединением классных руководителей и утверждается приказом руководителя Учреждения); аналитическая справка по реализации воспитательной работы за учебный (календарный) год (форма справки определяется методическим объединением классных руководителей и утверждается приказом руководителя Учреждения); характеристика класса (группы учебного плана); протоколы заседаний родительских собраний; - отчёт классного руководителя по итогам учебного или аттестационного периода; протоколы индивидуальных бесед с обучающимися и их родителями (законными представителями) (при наличии). 7. Заключительные положения 7.1. Настоящее Положение вступает в действие с момента утверждения руководителем Учреждения. 7.2. Изменения и дополнения в настоящее Положение могут быть внесены в связи с изменениями действующего законодательства. 7.3. Лица, виновные в нарушении норм настоящего Положения, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством. 8