2. Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о формах, периодичности и порядке
текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся
(далее – Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от
29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом
Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным
общеобразовательным
программам
образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования»
и
Уставом
Муниципального
автономного
общеобразовательного учреждения Школа № 128 городского округа город
Уфа Республики Башкортостан Учредителем (далее – Учреждение).
1.2. Настоящее Положение определяет формы, периодичность и
порядок текущего контроля успеваемости и проведения промежуточной
аттестации обучающихся, осваивающих образовательные программы
начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее
– образовательная программа).
1.3. Настоящее Положение обязательно для всех участников
образовательного процесса в Учреждении.
1.4. Освоение общеобразовательной программы, в том числе отдельной
части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)
общеобразовательной программы, сопровождается текущим контролем
успеваемости и промежуточной аттестацией обучающихся1.
1.5. Текущий контроль успеваемости обучающихся – это
систематическая проверка учебных достижений обучающихся, проводимая
учителем в ходе образовательного процесса по соответствующему учебному
предмету, курсу, дисциплине (модулю) (далее – учебный предмет).
Проведение текущего контроля успеваемости направлено на обеспечение
выстраивания образовательного процесса максимально эффективным
образом для достижения результатов освоения образовательных программ,
предусмотренных федеральными государственными образовательными
стандартами начального общего, основного общего и среднего общего
образования (далее – ФГОС).
1.6. Промежуточная аттестация – это установление уровня достижения
результатов
освоения
учебных
предметов,
предусмотренных
образовательной программой. Промежуточная аттестация проводится
начиная со второго класса. Промежуточная аттестация подразделяется на
четвертную, полугодовую, годовую промежуточную аттестацию, которая
проводится по соответствующим учебным предметам по итогам четверти,
полугодия, года.

1

п. 25 приказа Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 115.
2

2. Система оценивания
2.1. В Учреждении разрабатывается единая система оценивания с
целью повышения качества образования посредством установления единых
требований к оцениванию и выставлению отметок.
2.2. Задачи системы оценивания:
2.2.1. установление фактического уровня усвоения учебного материала
по предметам учебного плана, соотнесение этого уровня требованиям ФГОС;
2.2.2. контроль выполнения части образовательной программы,
изучения отдельных учебных предметов;
2.2.3. формирование мотивации, самооценки и помощь в выборе
дальнейшей индивидуальной образовательной траектории обучающегося;
2.2.4. повышение уровня объективности, гласности в оценивании
учителем учебных достижений обучающегося.
2.3. Принципы выставления школьной отметки:
справедливость и объективность;
учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
гласность и прозрачность (доступность и понятность информации об
учебных
достижениях
обучающихся,
возможность
любого
заинтересованного лица проанализировать результаты и сделать
соответствующие вывод);
своевременность – отметка выставляется в конце учебного занятия, а за
письменные работы в течение 3-5 дней после проведения контроля (или к
следующему учебному занятию).
2.4. При выставлении отметок необходимо учитывать классификацию
ошибок и их количество:
грубые ошибки;
однотипные ошибки;
негрубые ошибки;
недочеты.
2.5. Шкала отметок.
В Учреждении принята следующая шкала отметок: «5» — отлично; «4»
— хорошо; «3» — удовлетворительно; «2» — неудовлетворительно.
2.5.1. Оценки 5 – «отлично» заслуживает обучающийся, обнаруживший
всестороннее, систематическое и глубокое знание программного материала,
умение свободно выполнять задания, предусмотренные учебной программой,
допускается один недочет (правильный полный ответ, представляющий
собой связное, логически последовательное сообщение на определенную
тему, умение применять определения, правила в конкретных случаях.
Обучающийся обосновывает свои суждения, применяет знания на практике,
применяет знания в новой ситуации, приводит собственные примеры). Как
правило, оценка «отлично» выставляется обучающимся, проявившим
творческие способности в понимании, изложении и использовании учебного
материала.
3

2.5.2. Оценки 4 – «хорошо» заслуживает обучающийся, обнаруживший
полное знание программного материала, успешно выполняющий
предусмотренные в программе задания (правильный, но не совсем точный
ответ), применяет знания в стандартной ситуации. Как правило, оценка
«хорошо» выставляется обучающимся, показавшим систематический
характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному
пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы.
2.5.3. Оценки 3 – «удовлетворительно» заслуживает обучающийся,
обнаруживший знание основного программного материала в объёме,
необходимом для дальнейшей учёбы, справляющийся с выполнением
заданий, предусмотренных программой, однако имеется определённый набор
негрубых ошибок и недочётов (правильный, но неполный ответ, допускаются
неточности в определении понятий или формулировке правил, недостаточно
глубоко и доказательно ученик обосновывает свои суждения, не умеет
приводить примеры, излагает материал непоследовательно). Как правило,
оценка «удовлетворительно» выставляется обучающимся, допустившим
погрешности непринципиального характера во время выполнения
предусмотренных программой заданий.
2.5.4. Оценка 2 – «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся,
обнаружившему пробелы в знаниях основного программного материала,
допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных
программой заданий, имеются существенные недостатки и грубые ошибки,
объем ответа обучающегося составляет до 50% содержания (неправильный
ответ).
3. Содержание и порядок проведения текущего контроля
успеваемости обучающихся
3.1. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в
течение учебного периода в целях:
- контроля уровня достижения обучающимися результатов,
предусмотренных образовательной программой;
- оценки соответствия результатов освоения образовательной
программы требованиям ФГОС;
- проведения обучающимися самооценки, оценки его работы учителем
с целью возможного совершенствования образовательного процесса.
3.2. Текущий контроль осуществляется учителем, реализующим
соответствующую часть образовательной программы, на текущих занятиях в
соответствии с рабочей программой учебного предмета.
3.3. Порядок, формы, периодичность, количество обязательных
мероприятий при проведении текущего контроля успеваемости обучающихся
определяются учителем с учетом содержания образовательной программы.
3.4. Фиксация результатов текущего контроля осуществляется по
пятибалльной системе.
4

Текущий контроль успеваемости обучающихся первого класса в
течение учебного года осуществляется без фиксации достижений
обучающихся в виде отметок по пятибалльной системе, допустимо
использовать только положительную и не различаемую по уровням
фиксацию.
3.5. В Учреждении предусмотрены различные формы текущего
контроля успеваемости обучающихся:
устный опрос – контроль, проводимый после изучения материала по
одной или нескольким темам (разделам) учебного предмета в виде ответов на
вопросы и обсуждения ситуаций;
письменный контроль, предполагающий работу с поставленными
вопросами, решением задач, анализом ситуаций, выполнением практических
заданий по отдельным темам (разделам) курса;
комбинированный
опрос
–
контроль,
предусматривающий
одновременное использование устной и письменной форм оценки знаний по
одной или нескольким темам;
защита и презентация домашних заданий – контроль знаний по
индивидуальным или групповым домашним заданиям с целью проверки
правильности их выполнения, умения обобщать пройденный материал и
публично его представлять, прослеживать логическую связь между темами
курса;
дискуссии, тренинги, круглые столы, семинары – групповое
обслуживание
вопросов
проблемного
характера,
позволяющих
продемонстрировать навыки самостоятельного мышления и умения
принимать решения;
тесты – совокупность заданий определённой формы (открытые,
закрытые, комбинированные), позволяющие объективно и качественно
оценить учебные достижения обучающихся.
3.6. Возможны и другие формы текущего контроля успеваемости.
Формы текущего контроля определяются в приложении (-ях) к рабочей
программе
учебного
предмета
соответствующей
образовательной
программы.
При контроле учитель имеет право на свободу выбора и использования
методов оценки знаний обучающихся по своему предмету.
3.7. Для осуществления текущего контроля знаний обучающихся
учитель использует контрольно-оценочные материалы (оценочные средства),
предусмотренные приложениями к рабочей программе учебного предмета
соответствующей образовательной программы.
3.8. Тексты письменного текущего контроля хранятся у учителя в
течение 3 дней с момента объявления отметки.
3.9. Результаты текущего контроля фиксируются в документах
(электронных журналах, электронных дневниках и иных установленных в
Учреждении документах).
3.10. Учитель:
5

объясняет обучающимся систему текущего контроля по своему
предмету на начало учебного года;
на первом занятии довит до сведения обучающихся критерии их
аттестации в рамках текущего контроля успеваемости;
своевременно и тактично доводит до обучающихся отметку текущего
контроля, обосновав ее.
3.11. Последствия неудовлетворительного результата текущего
контроля успеваемости определяются учителем в соответствии с
образовательной программой, и могут включать в себя проведение
дополнительной работы с обучающимся, индивидуализацию обучения по
учебному предмету, иную корректировку образовательного процесса в
отношении обучающегося.
3.12. Успеваемость обучающихся, занимающихся по индивидуальному
учебному плану, подлежит текущему контролю с учетом особенностей
освоения образовательной программы, предусмотренных индивидуальным
учебным планом.
3.13. Учителя доводят до сведения родителей (законных
представителей) сведения о результатах текущего контроля успеваемости
обучающихся как посредством заполнения предусмотренных документов, в
том числе в электронной форме (дневник обучающегося, электронный
дневник), так и по запросу родителей (законных представителей)
обучающихся.
4. Содержание и порядок проведения промежуточной аттестации
4.1. Целями проведения промежуточной аттестации являются:
- объективное установление фактического уровня освоения
образовательной программы и достижения результатов освоения
образовательной программы;
- соотнесение этого уровня с требованиями ФГОС;
- оценка достижений конкретного обучающегося, позволяющая
выявить пробелы в освоении им образовательной программы и учитывать
индивидуальные
потребности
обучающегося
при
организации
образовательного процесса;
- оценка динамики индивидуальных образовательных достижений,
продвижения в достижении планируемых результатов освоения
образовательной программы.
4.2. Промежуточная аттестация в Учреждении проводится на основе
принципов объективности, беспристрастности.
Оценка результатов освоения обучающимися образовательных
программ осуществляется в зависимости от достигнутых обучающимися
результатов и не может быть поставлена в зависимость от формы получения
образования,
формы
обучения,
факта
пользования
платными
дополнительными образовательными услугами и иных подобных
обстоятельств.
6

4.3. Промежуточная аттестация по итогам четверти проводится во 2-9
классах в течение последних двух недель до начала каникул обучающихся.
Промежуточная аттестация по итогам четверти осуществляется в I, II и
III четвертях.
4.4. Промежуточная аттестация по итогам полугодия проводится во 1011 классах в течение последних двух недель до начала каникул
обучающихся.
4.5. Промежуточная аттестация по итогам года проводится во 2-11
классах в течении последних двух недель до начала летних каникул
обучающихся (IV четверть).
4.6. Контрольно-оценочные материалы (оценочные средства)
промежуточной аттестации содержатся в приложениях к рабочим
программам учебных предметов соответствующей образовательной
программы.
4.7. Формами промежуточной аттестации являются:
письменная проверка – письменный ответ обучающегося на один или
систему вопросов (заданий). К письменным ответам относятся: контрольные,
творческие работы; письменные отчёты о наблюдениях; письменные ответы
на вопросы теста; сочинения, изложения, диктанты, рефераты и другое;
устная проверка – устный ответ обучающегося на один или систему
вопросов в форме ответа на билеты, беседы, собеседования и другое;
комбинированная проверка - сочетание письменных и устных форм
проверок.
Возможны и другие формы промежуточной аттестации.
Конкретные формы промежуточной аттестации определяются учебным
планом соответствующей образовательной программы2.
4.8. Требования ко времени проведения промежуточной аттестации:
- все формы промежуточной аттестации проводятся во время учебных
занятий в рамках учебного расписания;
- продолжительность контрольного мероприятия не должна превышать
времени, отведенного на 1 - 2 стандартных учебных занятия;
- в соответствии с периодом врабатываемости в учебный процесс и
шкалой трудности отдельных предметов, а также возрастными нормами
физиологического развития обучающихся, контрольное мероприятие
проводится не ранее 2-го урока и не позднее 4-го.
4.9. Фиксация результатов промежуточной аттестации осуществляется
по пятибалльной системе
4.10. Классные руководители доводят до сведения родителей (законных
представителей) сведения о результатах промежуточной аттестации
обучающихся как посредством заполнения предусмотренных документов, в
том числе в электронной форме (дневник обучающегося/ электронный

2

Ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

7

дневник), так и по запросу родителей (законных представителей)
обучающихся.
4.11. Требования к контрольно-оценочным материалам (оценочным
средствам) для проведения промежуточной аттестации:
- контрольно-оценочные материалы (оценочные средства) для
проведения всех форм промежуточной аттестации обучающихся
разрабатываются учителем в соответствии с ФГОС и рабочими программами
учебных предметов;
- содержание письменных работ, тем для сочинений (изложений) и
устных собеседований должно соответствовать тематике рабочих программ
учебных предметов.
4.12. Итоги промежуточной аттестации обсуждаются на заседаниях
методических объединений и Педагогического совета Учреждения.
5. Порядок выставления итоговых и годовых отметок
5.1. Итоговая отметка за четверть (полугодие) выставляется на
основании не менее трех текущих отметок.
5.2. Учителя выставляют итоговые отметки за четверть (полугодие) не
позднее даты, указанной в приказе директора Учреждения об окончании
четверти.
5.3. Годовая отметка выставляется на основании четвертных отметок
(отметок за полугодие) как среднее арифметическое этих отметок в
соответствии с правилами математического округления.
5.4. Годовые отметки по всем предметам учебного плана выставляются
в личное дело обучающегося.
6. Академическая задолженность. Порядок перевода обучающихся
в следующий класс
6.1. Обучающиеся, освоившие образовательную программу, в том
числе отдельную часть или весь объем учебного предмета, курса,
дисциплины (модуля) образовательной программы, переводятся в
следующий класс.
6.2. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по
одному или нескольким учебным предметам образовательной программы
или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии
уважительных причин признаются академической задолженностью.
6.3.
Обучающиеся
обязаны
ликвидировать
академическую
задолженность.
6.4. Учреждение создает условия обучающемуся для ликвидации
академической задолженности и обеспечивает контроль за своевременностью
ее ликвидации.
6.5. Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе
пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету
не более двух раз в сроки, определяемые приказом директора Учреждения в
8

пределах одного года с момента образования академической задолженности.
В указанный период не включаются время болезни обучающегося,
нахождение его в академическом отпуске или отпуске по беременности и
родам.
6.6. Для проведения промежуточной аттестации при ликвидации
академической задолженности во второй раз Учреждением создается
комиссия.
6.7. Не допускается взимание платы с обучающихся за прохождение
промежуточной аттестации.
6.8. Обучающиеся, не прошедшие промежуточную аттестацию по
уважительным причинам или имеющие академическую задолженность,
переводятся в следующий класс условно.
6.9. Обучающиеся не ликвидировавшие в установленные сроки
академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их
родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение,
переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в
соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии
либо на обучение по индивидуальному учебному плану.
Учреждение информирует родителей обучающегося о необходимости
принятия решения об организации дальнейшего обучения обучающегося в
письменной форме.
7. Порядок проведения текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, инвалидов
7.1. Содержание общего образования и условия организации обучения
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются
адаптированной общеобразовательной программой, а для инвалидов также в
соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
7.2. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в
течение учебного периода в целях:
- контроля уровня достижения обучающимися результатов,
предусмотренных адаптированной общеобразовательной программой;
- проведения обучающимися самооценки, оценки его работы учителем
с целью возможного совершенствования и коррекции образовательного
процесса.
7.3. Целями проведения промежуточной аттестации являются:
- объективное установление фактического уровня освоения
адаптированной общеобразовательной программы и достижения результатов
освоения указанной программы;
- оценка достижений конкретного обучающегося, позволяющая
выявить пробелы в освоении им образовательной программы и учитывать
индивидуальные
потребности
обучающегося
при
организации
образовательного процесса;
9

- оценка динамики индивидуальных образовательных достижений,
продвижения в достижении планируемых результатов освоения
образовательной программы.
7.4. Фиксация результатов текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации осуществляется по пятибалльной системе в
соответствии с критериями оценивания по учебным предметам
адаптированной общеобразовательной программы.
7.5. Оценочные материалы для текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации для лиц с ограниченными возможностями
здоровья разрабатывается с учетом особенностей их психофизического
развития, индивидуальных возможностей.
7.6. Специальные условия проведения текущего контроля успеваемости
и
промежуточной
аттестации
обучающихся
с
ограниченными
возможностями здоровья, инвалидов включают:
- особую форму организации аттестации (в малой группе,
индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей и
индивидуальных особенностей обучающихся;
- привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя,
наличие привычных для обучающихся мнестических опор: наглядных схем,
шаблонов общего хода выполнения заданий);
- присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;
- адаптирование инструкции с учетом особых образовательных
потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся: упрощение
формулировок по грамматическому и семантическому оформлению;
упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие
смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения
задания; в дополнение к письменной инструкции к заданию, при
необходимости, она дополнительно прочитывается учителем вслух в
медленном темпе с четкими смысловыми акцентами;
- при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых
образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся
(более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого;
упрощение формулировок задания по грамматическому и семантическому
оформлению и др.);
- при необходимости предоставление дифференцированной помощи:
стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей
(привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы,
напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и
разъяснение инструкции к заданию);
- увеличение времени на выполнение заданий;
- возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при
нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения;
- недопустимыми являются негативные реакции со стороны учителя,
создание ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию ребенка.
10

8. Заключительные положения
8.1. Настоящее Положение вступает в действие с момента его
утверждения директором Учреждения.
8.2. Изменения и дополнения в настоящее Положение могут быть
внесены в связи с изменениями действующего законодательства.
8.3. Сотрудники Учреждения, виновные в нарушении норм
настоящего Положения, несут ответственность в соответствии с
действующим законодательством.

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».