Положение об организации внеурочной деятельности 09.23

1. Общие положения
1.1. Настоящее положение об организации внеурочной деятельности
обучающихся (далее – Положение) регламентирует организацию внеурочной
деятельности обучающихся в соответствии с требованиями федеральных
государственных образовательных стандартов в Муниципальном автономном
общеобразовательном учреждении Школа №128 городского округа город Уфа
Республики Башкортостан (далее – Учреждение).
1.2. Положение разработано в соответствии с:
Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
приказом Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 115 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным
программам
образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования»;
приказом Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 115 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным
программам
образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования»;
приказом Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 № 286 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования» (далее – ФГОС НОО);
приказом Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 № 287 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования» (далее – ФГОС ООО);
приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования» (далее – ФГОС СОО);
приказом Министерства просвещения РФ от 18.05.2023 № 372 «Об
утверждении федеральной образовательной программы начального общего
образования» (далее – ФОП НОО);
приказом Министерства просвещения РФ от 18.05.2023 № 370 «Об
утверждении федеральной образовательной программы основного общего
образования» (далее – ФОП ООО);
приказом Министерства просвещения РФ от 18.05.2023 № 371 «Об
утверждении федеральной образовательной программы среднего общего
образования» (далее – ФОП СОО);
письмом Министерства просвещения Российской Федерации от
05.07.2022 № ТВ-1290/03 «О направлении методических рекомендаций» (далее
- письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07. 2022 №
ТВ-1290/03);
Уставом Учреждения.
1.3. Положение применяется Учреждением при реализации основных
общеобразовательных программ – образовательных программ начального

общего, основного общего и среднего общего образования (далее –
образовательные программы).
1.4. Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную
деятельность, направленную на достижение планируемых результатов
освоения основных образовательных программ (предметных, метапредметных
и личностных), осуществляемую в формах, отличных от урочной1.
Часы, отведенные на внеурочную деятельность, должны быть
организованы в формах, отличных от урочных, предусматривающих
проведение общественно полезных практик, исследовательской деятельности,
реализации образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований,
посещений театров, музеев и иные формы2.
Внеурочная
деятельность
обучающихся
с
ограниченными
возможностями здоровья формируется из часов, необходимых для обеспечения
их индивидуальных потребностей и составляющих суммарно 10 часов в неделю
на обучающегося, из которых не менее 5 часов должны включать обязательные
занятия коррекционной направленности с учетом возрастных особенностей
учащихся и их физиологических потребностей3.
Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых
результатов освоения образовательной программы соответствующего уровня с
учетом выбора участниками образовательных отношений учебных курсов
внеурочной деятельности из перечня, предлагаемого Учреждением.
1.5. Внеурочная деятельность обучающихся организуется в целях
формирования единого образовательного пространства для повышения
качества образования и реализации процесса становления личности в
разнообразных развивающих средах.
1.6. Внеурочная деятельность организуется в соответствии с
федеральными
государственными
образовательными
стандартами
и
федеральными образовательными программами с учетом имеющихся
кадровых, материально-технических и иных условий.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07. 2022 №
ТВ-1290/03.
2
П. 3.4.16 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
3
П. 3.4.16 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
1

3

1.7. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается
при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся,
но учитывается при определении объемов финансирования, направляемых на
реализацию образовательной программы.
1.8. Внеурочная
деятельность
организуется
на
принципах
природосообразности, гуманизма, творческого развития личности, свободного
выбора каждым ребёнком вида и объёма деятельности с согласия.
1.9. В зависимости от конкретных условий реализации основной
образовательной программы, числа обучающихся и их возрастных
особенностей допускается формирование учебных групп из обучающихся
разных классов в пределах одного уровня образования4.
2. Цель и задачи
2.1. Целью внеурочной деятельности является содействие в обеспечении
достижения ожидаемых результатов обучающихся в соответствии с
образовательной программой, а также формирование образовательного
пространства для решения задач социализации, воспитания, развития здорового
жизненного стиля, самоопределения обучающихся посредством интеграции
ресурсов Учреждения, учреждений дополнительного образования и
социальных партнёров.
2.2. Задачи внеурочной деятельности:
Внеурочная деятельность направлена на решение следующих задач:
•
поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении
планируемых результатов освоения программы начального общего
образования;
•
совершенствование навыков общения со сверстниками и
коммуникативных умений в разновозрастной школьной среде;
•
формирование навыков организации своей жизнедеятельности с
учетом правил безопасного образа жизни;
•
повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса
к познавательной и проектно-исследовательской деятельности с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей участников;
•
развитие навыков совместной деятельности со сверстниками,
становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективном
труде - умение договариваться, руководить, проявлять инициативу,
ответственность; становление умений командной работы;
•
поддержка
детских
объединений, формирование умений
ученического самоуправления;
формирование культуры поведения в информационной среде.
2.3.
Внеурочная
деятельность
направлена
на
реализацию
индивидуальных
потребностей
обучающихся
Учреждения
путем
4

Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07. 2022 № ТВ-1290/03.
4

предоставления выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие
детей.
2.4. Внеурочная деятельность может быть использована на введение
учебных
курсов,
расширяющих
содержание
учебных
предметов,
обеспечивающих различные интересы обучающихся.
3. Особенности организации внеурочной деятельности
на уровне начального общего образования
3.1. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития
личности обучающегося с учетом намеченных задач внеурочной деятельности.
Все ее формы представляются в деятельностных формулировках, что
подчеркивает их практико-ориентированные характеристики. При выборе
направлений и отборе содержания обучения Учреждение учитывает:
особенности Учреждения (условия функционирования, тип Учреждения,
особенности контингента, кадровый состав);
результаты диагностики успеваемости и уровня развития обучающихся,
проблемы и трудности их учебной деятельности;
возможность обеспечить условия для организации разнообразных
внеурочных занятий и их содержательная связь с урочной деятельностью;
особенности информационно-образовательной среды Учреждения,
национальные и культурные особенности Республики Башкортостан.
3.2. При отборе направлений внеурочной деятельности Учреждение
ориентируется на свои особенности функционирования, психологопедагогические характеристики обучающихся, их потребности, интересы и
уровни успешности обучения.
3.3. Общий объём внеурочной деятельности не должен превышать 10
часов в неделю.
Один час в неделю отводится на внеурочное занятие «Разговоры о
важном».
3.4. Направления деятельности, по которым может быть организована
внеурочная деятельность:
спортивно-оздоровительная;
проектно-исследовательская;
коммуникативная деятельность;
художественно-эстетическая;
информационная культура;
марафоны;
«Учение с увлечением!».
3.5. Выбор форм организации внеурочной деятельности подчиняется
следующим требованиям:
целесообразность использования данной формы для решения
поставленных задач конкретного направления;
5

преобладание практико-ориентированных форм, обеспечивающих
непосредственное активное участие обучающегося в практической
деятельности, в том числе совместной (парной, групповой, коллективной);
учет специфики коммуникативной деятельности, которая сопровождает
то или иное направление внеучебной деятельности;
использование форм организации, предполагающих использование
средств информационно-коммуникационных технологий.
3.6. Возможными формами организации внеурочной деятельности могут
быть следующие:
учебные курсы и факультативы;
художественные, музыкальные и спортивные студии;
соревновательные мероприятия, дискуссионные клубы, секции,
экскурсии, мини-исследования;
общественно полезные практики и другие.
3.7. К участию во внеурочной деятельности могут привлекаться
организации и учреждения дополнительного образования, культуры и спорта. В
этом случае внеурочная деятельность может проходить не только в помещении
Учреждения, но и на территории другого учреждения (организации),
участвующего во внеурочной деятельности (спортивный комплекс, музей,
театр и другие).
При организации внеурочной деятельности непосредственно в
Учреждении в этой работе могут принимать участие все педагогические
работники Учреждения (учителя начальной школы, учителя- предметники,
социальные педагоги, педагоги-психологи, учителя-дефектологи, логопед,
воспитатели, библиотекарь и другие).
3.8. Координирующую роль в организации внеурочной деятельности
выполняет педагогический работник, преподающий на уровне начального
общего образования, заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
4. Особенности организации внеурочной деятельности
на уровне основного общего образования
4.1. Величина недельной образовательной нагрузки (количество занятий),
реализуемой через внеурочную деятельность, определяется за пределами
количества часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана, но
не более 10 часов. Для недопущения перегрузки обучающихся допускается
перенос образовательной нагрузки, реализуемой через внеурочную
деятельность, на периоды каникул, но не более 1/2 количества часов.
Внеурочная деятельность в каникулярное время может реализовываться в
рамках тематических программ (лагерь с дневным пребыванием на базе
Учреждения или на базе загородных детских центров, в походах, поездках и
другие).
6

При этом расходы времени на отдельные направления плана внеурочной
деятельности могут отличаться:
на внеурочную деятельность по учебным предметам (включая занятия
физической культурой и углубленное изучение предметов) еженедельно - от 2
до 4 часов;
на внеурочную деятельность по формированию функциональной
грамотности - от 1 до 2 часов;
на внеурочную деятельность по развитию личности, ее способностей,
удовлетворения образовательных потребностей и интересов, самореализации
обучающихся еженедельно от 1 до 2 часов;
на деятельность ученических сообществ и воспитательные мероприятия
целесообразно еженедельно предусмотреть от 2 до 4 часов, при этом при
подготовке и проведении коллективных мероприятий в классе или
общешкольных мероприятий за 1-2 недели может быть использовано до 20
часов (бюджет времени, отведенного на реализацию плана внеурочной
деятельности);
на организационное обеспечение учебной деятельности, осуществление
педагогической поддержки социализации обучающихся и обеспечение их
благополучия еженедельно - от 2 до 3 часов.
4.2. Один час в неделю отводится на внеурочное занятие «Разговоры о
важном».
4.3. При реализации плана внеурочной деятельности предусматривается
вариативность содержания внеурочной деятельности с учетом образовательных
потребностей и интересов обучающихся.
4.4. В зависимости от задач на каждом этапе реализации ООП ООО
количество часов, отводимых на внеурочную деятельность, может изменяться.
В 5 классе для обеспечения адаптации обучающихся к изменившейся
образовательной ситуации может быть выделено больше часов, чем в 6 или 7
классе, либо в 8 классе - в связи с организацией предпрофильной подготовки.
Выделение часов на внеурочную деятельность может различаться в связи с
необходимостью преодоления противоречий и разрешения проблем,
возникающих в том или ином ученическом коллективе.
4.5. В зависимости от решения педагогического коллектива,
родительской общественности, интересов и запросов детей и родителей в
Учреждении могут реализовываться различные модели плана внеурочной
деятельности:
модель плана с преобладанием учебно-познавательной деятельности,
когда наибольшее внимание уделяется внеурочной деятельности по учебным
предметам и организационному обеспечению учебной деятельности;
модель плана с преобладанием педагогической поддержки обучающихся
и
работы
по
обеспечению
их
благополучия
в
пространстве
общеобразовательной организации;
7

модель плана с преобладанием деятельности ученических сообществ и
воспитательных мероприятий.
4.6. Формы реализации внеурочной деятельности Учреждение определяет
самостоятельно.
Формы внеурочной деятельности должны предусматривать активность и
самостоятельность обучающихся, сочетать индивидуальную и групповую
работу; обеспечивать гибкий режим занятий (продолжительность,
последовательность), переменный состав обучающихся, проектную и
исследовательскую деятельность (в том числе экспедиции, практики),
экскурсии (в музеи, парки, на предприятия и другие), походы, деловые игры и
другое.
4.7. В зависимости от конкретных условий реализации основной
общеобразовательной программы, числа обучающихся и их возрастных
особенностей допускается формирование учебных групп из обучающихся
разных классов в пределах одного уровня образования.
4.8. В целях реализации плана внеурочной деятельности Учреждением
может предусматриваться использование ресурсов других организаций (в том
числе в сетевой форме), включая организации дополнительного образования
соответствующей направленности, осуществляющих лицензированную
образовательную
деятельность,
профессиональные
образовательные
организации, образовательные организации высшего образования, научные
организации и иные организации, обладающие необходимыми ресурсами.
5. Особенности организации внеурочной деятельности
на уровне среднего общего образования
5.1. Согласно ФГОС СОО через внеурочную деятельность Учреждением
реализуется ООП ССОО (цели, задачи, планируемые результаты, содержание и
организация образовательной деятельности при получении среднего общего
образования). В соответствии с планом внеурочной деятельности создаются
условия для получения образования всеми обучающимися, в том числе
одаренными детьми, детьми с ограниченными возможностями здоровья и
инвалидами.
5.2. Величину недельной образовательной нагрузки, реализуемой через
внеурочную деятельность, определяют за пределами количества часов,
отведенных на освоение обучающимися учебного плана. Для недопущения
перегрузки обучающихся допускается перенос образовательной нагрузки,
реализуемой через внеурочную деятельность, на периоды каникул. Внеурочная
деятельность в каникулярное время может реализовываться в рамках
тематических образовательных программ (лагерь с дневным пребыванием на
базе общеобразовательной организации или на базе загородных детских
центров, в туристских походах, экспедициях, поездках и другие).
8

5.3. Реализация плана внеурочной деятельности предусматривает в
течение года неравномерное распределение нагрузки. Так, при подготовке
коллективных дел (в рамках инициативы ученических сообществ) и
воспитательных мероприятий за 1-2 недели используется значительно больший
объем времени, чем в иные периоды (между образовательными событиями).
5.4. Общий объем внеурочной деятельности не должен превышать 10
часов в неделю.
5.5. Один час в неделю рекомендуется отводить на внеурочное занятие
«Разговоры о важном».
5.6. На курсы внеурочной деятельности по выбору обучающихся
еженедельно расходуется до 4 часов, на организационное обеспечение учебной
деятельности, на обеспечение благополучия обучающегося еженедельно до 1
часа.
5.7. В зависимости от задач на каждом этапе реализации образовательной
программы количество часов, отводимых на внеурочную деятельность, может
изменяться. В 10 классе для обеспечения адаптации обучающихся к
изменившейся образовательной ситуации выделено больше часов, чем в 11
классе.
5.8. Организация жизни ученических сообществ является важной
составляющей внеурочной деятельности, направлена на формирование у
обучающихся российской гражданской идентичности и таких компетенций,
как:
компетенция конструктивного, успешного и ответственного поведения в
обществе с учетом правовых норм, установленных российским
законодательством;
социальная самоидентификация обучающихся посредством личностно
значимой и общественно приемлемой деятельности, приобретение знаний о
социальных ролях человека;
компетенция в сфере общественной самоорганизации, участия в
общественно значимой совместной деятельности.
Организация жизни ученических сообществ выстраивается:
в рамках внеурочной деятельности в ученическом классе, общешкольной
внеурочной деятельности, в сфере школьного ученического самоуправления,
участия в детско-юношеских общественных объединениях, созданных в
образовательной организации и за ее пределами;
через приобщение обучающихся к общественной деятельности и
школьным
традициям,
участие
обучающихся
в
деятельности
производственных, творческих объединений, благотворительных организаций;
через участие в экологическом просвещении сверстников, родителей,
населения;
через благоустройство школы, класса, сельского поселения, города, в
ходе партнерства с общественными организациями и объединениями;
9

через отношение обучающихся к закону, государству и к гражданскому
обществу (включает подготовку личности к общественной жизни);
через отношение обучающихся к окружающему миру, к живой природе,
художественной культуре (включает формирование у обучающихся научного
мировоззрения);
через трудовые и социально-экономические отношения (включает
подготовку личности к трудовой деятельности).
5.9. По решению педагогического коллектива, родительской
общественности, интересов и запросов обучающихся и родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся план внеурочной
деятельности в образовательной организации модифицируется в соответствии с
пятью профилями: естественно-научным, гуманитарным, социальноэкономическим, технологическим, универсальным.
5.10. Инвариантный компонент плана внеурочной деятельности (вне
зависимости от профиля) предполагает:
организацию жизни ученических сообществ в форме клубных встреч
(организованного тематического и свободного общения обучающихся), участие
обучающихся в делах классного ученического коллектива и в общих
коллективных делах образовательной организации;
проведение ежемесячного учебного собрания по проблемам организации
учебного процесса, индивидуальных и групповых консультаций по вопросам
организационного обеспечения обучения и обеспечения благополучия
обучающихся в жизни образовательной организации.
5.11. В весенние каникулы 10 класса организуются поездки в
организации профессионального и высшего образования для уточнения
индивидуальных планов обучающихся в сфере продолжения образования.
После поездок в рамках, часов, отведенных на организацию жизни ученических
сообществ, проводятся коллективные обсуждения, в ходе которых педагогами
обеспечиваются анализ и рефлексия обучающимися собственных впечатлений
о посещении образовательных организаций.
5.12. Вариативный компонент прописывается по отдельным профилям в
соответствии с ФОП СОО.
6. Организация внеурочной деятельности
6.1. Внеурочная деятельность в Учреждении осуществляется в
соответствии с планом внеурочной деятельности.
План внеурочной деятельности является обязательной частью
организационного раздела основной образовательной программы, а рабочие
программы внеурочной деятельности являются обязательной частью
содержательного раздела основной образовательной программы.
В целях реализации плана внеурочной деятельности Учреждением может
предусматриваться использование ресурсов других организаций (в том числе в
10

сетевой форме), включая организации дополнительного образования,
профессиональные
образовательные
организации,
образовательные
организации высшего образования, научные организации, организации
культуры, физкультурно-спортивные, детские общественные объединения и
иные организации, обладающие необходимыми ресурсами.
План внеурочной деятельности – обязательный элемент образовательной
программы, который определяет общий объем, формы организации внеурочной
деятельности обучающихся, состав и структуру направлений внеурочной
деятельности.
План внеурочной деятельности проектируется в соответствии с
федеральной образовательной программой соответствующего уровня
образования.
6.2. Максимальное количество часов, отводимое на внеурочную
деятельность, определяется федеральным государственным образовательным
стандартом соответствующего уровня образования.
6.3. Рабочие программы курсов внеурочной деятельности (далее –
программы внеурочной деятельности) разрабатываются на основе требований к
результатам освоения образовательной программы с учетом основных
направлений программ, включенных в структуру соответствующей
образовательной программы.
Программы внеурочной деятельности разрабатываются и утверждаются
Учреждением самостоятельно. Возможно использование авторских программ.
6.4. Структура программы внеурочной деятельности и порядок ее
разработки устанавливается Положением о рабочей программе учебных
предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных
модулей.
6.5. Расписание курсов внеурочной деятельности утверждается приказом
директора Учреждения.
6.6. Учет занятости обучающихся внеурочной деятельностью
осуществляется в журналах внеурочной деятельности.
7. Порядок комплектования объединений и организация
внеурочной деятельности
7.1. На классных собраниях классный руководитель знакомит
обучающихся и их родителей (законных представителей) с основными
направления внеурочной деятельности Учреждения и представляет на их
рассмотрение рабочие программы курсов внеурочной деятельности.
Для формирования перечня курсов внеурочной деятельности может
проводиться опрос и (или) анкетирование обучающихся и их родителей
(законных представителей), после анализа результатов которого определяются
наименование и содержание курсов внеурочной деятельности по каждому
направлению внеурочной деятельности.
11

7.2. После ознакомления обучающихся и их родителей (законных
представителей) с рабочими программами курсов внеурочной деятельности
родители (законные представители) обучающихся пишут соответствующее
заявление о зачислении на соответствующий курс внеурочной деятельности.
7.3. На основании заявлений родителей (законных представителей)
обучающихся формируется группа обучающихся и составляется расписание.
7.4. С целью организации внеурочной деятельности администрация
Учреждения может привлекать педагогов организаций дополнительного
образования, представителей социальных партнеров. Сотрудничество
осуществляется в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
7.5. Классный руководитель осуществляет тьюторское сопровождение
обучающихся класса для организации выбора и в ходе посещения объединения.
7.6. Освоение программ курсов внеурочной деятельности на каждом
уровне общего образования сопровождается учетом достижений и
промежуточной аттестацией обучающихся в формах, определенных
программой курса внеурочной деятельности.
8. Заключительные положения
8.1. Настоящее Положение вступает в действие с момента издания
директором Учреждения соответствующего приказа.
8.2. Изменения и дополнения в настоящее Положение могут быть
внесены в связи с изменениями действующего законодательства.
8.3. Сотрудники Учреждения, виновные в нарушении норм настоящего
Положения, несут ответственность в соответствии с действующим
законодательством.

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».