Положение о порядке подготовки и защиты индивидуальных проектов обучающихся

1.

Общие положения

1.1. Настоящее Положение о порядке подготовки и защиты
индивидуальных проектов обучающихся (далее – Положение) регулирует
организационные вопросы проектной деятельности обучающихся, которая
является составной частью образовательного процесса в Муниципальном
автономном общеобразовательном учреждении Школа №128 городского
округа город Уфа Республики Башкортостан (далее – Учреждение) и
осуществляется в рамках урочной и внеурочной деятельности.
1.2. Порядок разработан в соответствии с:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Приказом Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 115 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным
программам
образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования»;
Приказом Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 № 286 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования» (далее – ФГОС НОО);
Приказом Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 № 287 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования» (далее – ФГОС ООО);
Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования» (далее – ФГОС СОО);
Приказом Министерства просвещения РФ от 18.05.2023 № 372 «Об
утверждении федеральной образовательной программы начального общего
образования» (далее – ФОП НОО);
Приказом Министерства просвещения РФ от 18.05.2023 № 370 «Об
утверждении федеральной образовательной программы основного общего
образования» (далее – ФОП ООО);
Приказом Министерства просвещения РФ от 18.05.2023 № 371 «Об
утверждении федеральной образовательной программы среднего общего
образования» (далее – ФОП СОО);
Уставом Учреждения.
1.3. Учреждение планирует и организует проектную деятельность в
рамках основных образовательных программ начального общего, основного
общего и среднего общего образования (далее – ООП НОО, ООО и СОО
соответственно, ООП).
1.4. Индивидуальный проект представляет собой учебный проект,
выполняемый обучающимся самостоятельно под руководством учителя в
рамках
одного
или
нескольких
учебных
предметов
с
целью
2

продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания
избранных областей знаний и (или) видов деятельности и способность
проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность
(учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественнотворческую и другие).
Проект может быть только индивидуальным.
2. Цели и задачи выполнения индивидуального проекта
2.1. Цель выполнения индивидуального проекта для обучающихся:
продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении
избранной области знаний и (или) видов деятельности.
2.2. Цель выполнения индивидуального проекта обучающимися для
педагогических работников:
создание
условий для формирования
универсальных учебных
действий обучающихся, развития их творческих способностей и логического
мышления.
2.3. Задачами выполнения индивидуального проекта являются:
обучение самостоятельному планированию и управлению своей
познавательной деятельностью во времени (обучающийся должен уметь чётко
определить цель, описать шаги по её достижению, концентрироваться на
достижении цели на протяжении всей работы);
формирование навыков сбора и обработки информации,
материалов (уметь выбрать подходящую информацию, правильно её
использовать);
развитие умения анализировать, развивать креативность и
критическое мышление;
формирование и развитие навыков публичного выступления;
формирование позитивного отношения к деятельности
(проявлять инициативу, выполнять работу в срок в соответствии с
установленным планом).
3. Организация проектной деятельности
3.1. Результаты выполнения индивидуальных проектов обучающихся
используются
для
проверки
сформированности
регулятивных,
коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий,
достижения предметных результатов.
3.2. На уровне начального общего образования проектная деятельность
обучающихся реализуется в рамках урочной и внеурочной деятельности в
соответствии с ООП НОО.
Проектно-исследовательская деятельность обучающихся, может быть,
одним из направлений внеурочной деятельности и обеспечивать углубленное
3

изучение учебных предметов в процессе совместной деятельности по
выполнению проектов.
3.3. На уровне основного общего и среднего общего образования
групповые и (или) индивидуальные учебные исследования и проекты (далее –
проект) выполняются обучающимся в рамках одного из учебных предметов
или на межпредметной основе с целью продемонстрировать свои достижения в
самостоятельном освоении содержания избранных областей знаний и (или)
видов деятельности и способность проектировать и осуществлять
целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную,
конструкторскую, социальную, художественно-творческую и другие).
3.4. Выбор темы проекта осуществляется обучающимися.
3.5. Результатом проекта является одна из следующих работ:
•
письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы,
обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад
и другие);
•
художественная творческая работа (в области литературы, музыки,
изобразительного искусства), представленная в виде прозаического или
стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации,
исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и других;
•
материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
•
отчётные материалы по социальному проекту.
3.6. Выполнение обучающимися индивидуального проекта не исключает
их участие в групповых проектах.
3.7. Индивидуальный проект на уровне среднего общего образования
выполняется в течение одного года в рамках учебного времени, специально
отведенного учебным планом ООП СОО.
Невыполнение обучающимся индивидуального проекта равноценно
академической задолженности.
3.8. Индивидуальный
проект
выполняются
обучающимися
самостоятельно под руководством учителя (тьютора) (далее – руководитель
проекта).
3.9. Руководитель проекта назначаются приказом директора.
3.10. Руководитель проекта:
•
формулирует совместно с обучающимся тему;
•
организует очно и (или) дистанционно индивидуальные и
групповые консультации для обучающихся в процессе выполнения проектов
(как плановые, так и по запросам обучающихся), осуществляет контроль
деятельности обучающегося и несет ответственность за качество
представляемой на защиту работы;
•
проводит индивидуальные консультации с обучающимися,
представляющими свои проекты на конкурсы разного уровня. Для участия
проектной работы в конкурсных мероприятиях разного уровня
(муниципальных, региональных, федеральных) руководитель проекта
4

организует оформление сопроводительной документации, предусмотренной
форматом данного конкурса, и согласовывает с директором Учреждения.
3.11. После выбора темы проекта обучающиеся согласуют ее с
руководителем проекта.
3.12. Обучающиеся самостоятельно при поддержке руководителя проекта
определяют цель (продукт) проекта, его особенности, согласуют с
руководителем проекта план-график выполнения проекта.
3.13. Оценка проектов обучающихся проводится в форме их защиты
обучающимися на заседании школьной комиссии.
3.14. Состав школьной комиссии по рассмотрению и оценке проектов
обучающихся определяется приказом директора Учреждения.
3.15. Школьная комиссия по рассмотрению и оценке проектов
обучающихся:
•
проводит предварительное рассмотрение проектов обучающихся,
представляемых к защите;
•
определяет даты защиты проектов обучающихся;
•
организует и проводит оценивание проектов обучающихся;
•
инициирует выдвижение лучших проектов для участия в
конкурсных мероприятиях разного уровня.
4. Требования к проекту в форме письменной работы
4.1. Результаты проекта в форме письменной работы оформляются в
письменном виде со следующей структурой:
•
титульный лист;
•
оглавление;
•
введение;
•
основная часть;
•
заключение;
•
список литературы (библиографический список);
•
приложения.
4.2. Введение должно включать в себя:
•
формулировку предпроектной идеи;
•
обоснование актуальности темы;
•
описание степени изученности данного вопроса;
•
формулировку поставленной проблемы;
•
определение целей и задач;
•
описание необходимых ресурсов, в том числе краткий обзор
используемой литературы и источников;
•
описание собственного опыта работы в решении избранной
проблемы.

5

4.3. Основная часть письменной работы делится на главы и должна
содержать информацию, собранную и обработанную в ходе создания проекта, в
том числе:
•
описание основных рассматриваемых фактов;
•
характеристику методов решения проблемы;
•
сравнение известных автору ранее существующих и предлагаемых
методов решения;
•
описание собственного исследования или обоснование выбранного
варианта решения (эффективность, точность, простота, наглядность,
практическая значимость и т. д.).
4.4. В заключении в лаконичном виде формулируются выводы и
результаты, полученные автором, направления дальнейших исследований и
предложения по возможному практическому использованию результатов
представленного проекта.
4.5. В списке используемых источников указываются публикации,
издания и другие источники, использованные автором. Каждый источник
оформляется следующим образом: фамилия, инициалы автора; название
издания; выходные данные издательства; год издания; номер выпуска (если
издание периодическое); количество страниц, ссылка на публикацию в
интернете.
Все источники должны быть пронумерованы и расположены в
алфавитном порядке. Список использованной литературы и других источников
составляется в следующей последовательности:
•
нормативные правовые акты;
•
официальные справочники;
•
художественные произведения;
•
специальная литература;
•
периодические издания;
•
интернет-источники.
4.6. Основной текст письменной работы печатается на страницах формата
А4. Шрифт – Times New Roman, размер – 14 пт, межстрочный интервал – 1,5.
Поля: слева – 25 мм, справа – 10 мм, снизу и сверху – 20 мм.
Допустимо рукописное оформление отдельных фрагментов по желанию
обучающегося – автора проекта.
4.7. Общий объем текста работы – от 5 до 20 страниц (не считая
титульного листа). Приложения могут занимать до пяти дополнительных
страниц. Приложения должны быть пронумерованы и озаглавлены.
5. Порядок защиты проекта
5.1. Публичная защита проекта проводится лично автором в устной
форме на заседании школьной комиссии.
6

5.2. Даты защиты проектов определяет школьная комиссия по
рассмотрению и оценке проектов обучающихся, они утверждаются директором
не позднее чем за месяц до дня защиты.
5.3. На публичной защите автору обеспечивается возможность:
•
представить результаты своей работы в форме письменных
отчетных материалов, готового проектного продукта, устного выступления и
электронной презентации;
•
публично обсудить результаты деятельности с другими
обучающимися,
педагогами,
родителями,
специалистами-экспертами,
организациями-партнерами;
•
получить квалифицированную оценку результатов своей
деятельности от членов педагогического коллектива и независимого
экспертного сообщества (представители вузов, научных организаций и других).
5.4. Руководитель проекта заранее знакомит обучающихся с регламентом
проведения защиты проекта, параметрами и критериями оценки – минимум за
две недели до публичной защиты.
5.5. На публичной защите проекта речь обучающегося должна включать:
•
актуальность проекта;
•
положительные эффекты от реализации проекта, важные как для
самого автора, так и для других людей;
•
ресурсы (материальные и нематериальные), необходимые для
реализации проекта, возможные источники ресурсов;
•
риски реализации проекта и сложности, которые ожидают при
массовой реализации данного проекта.
5.6. Обучающийся вправе использовать в ходе публичной защиты
проекта презентацию, аудио-, видео- и другие материалы.
5.7. Продолжительность выступления обучающегося не должна
превышать 10 минут. После завершения выступления автор проекта отвечает
на вопросы членов школьной комиссии по рассмотрению и оценке проектов
обучающихся (не более 5 минут).
6. Оценка проектной работы
6.1. Оценка проектов обучающихся проводится школьной комиссией по
рассмотрению и оценке проектов обучающихся по следующим критериям:
•
сформированность познавательных универсальных учебных
действий: способность к самостоятельному приобретению знаний и решению
проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные
способы ее решения, включая поиск и обработку информации, формулировку
выводов и (или) обоснование и реализацию принятого решения, обоснование и
создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и других;
•
сформированность предметных знаний и способов действий:
умение раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с
7

рассматриваемой проблемой или темой использовать имеющиеся знания и
способы действий;
•
сформированность
регулятивных
универсальных
учебных
действий: умение самостоятельно планировать и управлять своей
познавательной деятельностью во времени; использовать ресурсные
возможности для достижения целей; осуществлять выбор конструктивных
стратегий в трудных ситуациях;
•
сформированность коммуникативных универсальных учебных
действий: умение ясно изложить и оформить выполненную работу, представить
ее результаты, аргументированно ответить на вопросы.
6.2. Во время оценки проектов обучающихся члены комиссии заполняют
лист оценки согласно Приложению 1 к настоящему Положению.
7. Права и ответственность сторон
7.1. Руководитель проекта должен:
•
совместно с обучающимся сформулировать тему и план работы по
индивидуальному проекту;
•
совместно с обучающимся определить цель работы, этапы, сроки,
методы работы, источники необходимой информации;
•
мотивировать
обучающего
на
выполнение
работы
по
индивидуальному проекту;
•
оказывать помощь обучающемуся по вопросам планирования,
методики, формирования и представления результатов работы (исследования);
•
контролировать выполнение обучающимся плана работы по
выполнению индивидуального проекта.
7.2. Руководитель проекта имеет право:
•
требовать от обучающего своевременного и качественного
выполнения работы;
•
использовать в своей работе имеющиеся в Учреждении
информационные и иные ресурсы;
•
обращаться
к
администрации
Учреждения
в
случае
систематического несоблюдения сроков реализации плана индивидуального
проекта.
7.3. Обучающийся должен:
•
выбрать тему индивидуального проекта;
•
посещать консультации и занятия по индивидуальному проекту;
•
ответственно относиться к требованиям и рекомендациям
руководителя проекта;
•
подготовить публичный отчет о проделанной работе (защита
проекта).
7.4. Обучающийся имеет право:
•
на консультацию и информационную поддержку руководителя
8

проекта на любом этапе выполнения индивидуального проекта;
•
использовать для выполнения индивидуального проекта ресурсы
Учреждения.
8. Заключительные положения
8.1. Настоящее Положение вступает в действие с момента его
утверждения директором Учреждения.
8.2. Изменения и дополнения в настоящее Положение могут быть
внесены в связи с изменениями действующего законодательства.
8.3. Сотрудники Учреждения, виновные в нарушении норм настоящего
Положения, несут ответственность в соответствии с действующим
законодательством.

9

Приложение 1
Лист оценки индивидуального проекта
Критерии

Тема проекта

Параметры

Тема проекта актуальна с
позиций индивидуальных
потребностей и интересов
обучающихся
Тема отражает ключевую идею
проекта и ожидаемый продукт
проектной деятельности
Тема сформулирована
креативно, вызывает интерес
аудитории

Разработанность проекта

Структура проекта соответствует
его теме
Разделы проекта отражают его
основные этапы
Актуальность и перечень задач
проектной деятельности
согласованы
Ход проекта по решению
поставленных задач представлен
Выводы по результатам
проектной деятельности
зафиксированы
Приложения, иллюстрирующие
достижение результатов
проектной деятельности,
включены в текст проектной
работы

Значимость проекта для
обучающегося

Содержание проекта отражает
индивидуальный
познавательный стиль
обучающегося, его склонности и
интересы
10

Оценка
(от 1 до 5 баллов)

Идея проекта значима для
обучающегося с позиций
предпрофильной ориентации и
(или) увлечений и интересов в
системе дополнительного
образования
В тексте проектной работы и
(или) в ходе презентации
проекта обучающийся
демонстрирует свой интерес к
результатам проекта, уверенно
аргументирует
самостоятельность его
выполнения, показывает
возможные перспективы
использования результатов
проекта
Оформление текста проектной
работы

Текст проектной работы
(включая приложения) оформлен
в соответствии с принятыми в
школе требованиями
В оформлении текста проектной
работы использованы
оригинальные решения,
способствующие ее
положительному восприятию

Защита проекта

Защита письменной работы
сопровождается презентацией,
которой достаточно для
понимания концепции проекта
без чтения текста проектной
работы
Защита проекта в иной форме
оригинальна и соответствует
сути проекта, раскрывает его
тему и значение
Обучающийся уверенно отвечает
на вопросы по содержанию
проектной деятельности
Обучающийся демонстрирует
11

осведомленность в вопросах,
связанных с содержанием
проекта; способен дать
развернутые комментарии по
отдельным этапам проектной
деятельности
ИТОГО:

Максимальный
балл – 90
Общая оценка проектной деятельности обучающегося
Критерий

Сформированность познавательных
УУД

Фактический показатель

Способность к
самостоятельному
приобретению знаний и
решению проблем,
проявляющаяся в умении
поставить проблему и выбрать
адекватные способы ее решения
Поиск и обработка информации
Формулировка выводов и (или)
обоснование и реализация
принятого решения
Обоснование и создание модели,
прогноза, макета, объекта,
творческого решения и других

Сформированность предметных
знаний и способов действий

Умение раскрыть содержание
работы
Умение грамотно и обоснованно
в соответствии с
рассматриваемой проблемой или
темой использовать имеющиеся
знания и способы действий
12

Проставить «V»
напротив
показателя,
который
соответствует
оценке
обучающегося

Сформированность регулятивных
УУД

Умение самостоятельно
планировать и управлять своей
познавательной деятельностью
во времени
Умение использовать ресурсные
возможности для достижения
целей
Умение осуществлять выбор
конструктивных стратегий в
трудных ситуациях

Сформированность
коммуникативных УУД

Умение ясно изложить и
оформить выполненную работу
Умение представить результаты
работы
Умение аргументированно
ответить на вопросы

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».