- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по родному русскому языку на уровне среднего общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФОП СОО утверждён приказом Министерства просвещения РФ от 18 мая 2023г. №371, Приказ Министерства просвещения РФ от 12.08.2022г № 732 « О внесении изменений в ФГОС СОО, утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012г № 413»), а также федеральной рабочей программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р). ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)» Рабочая программа учебного предмета «Родной язык (русский)» разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации образовательных организаций, реализующих наряду с обязательным курсом русского языка изучение русского языка как родного языка обучающихся. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования по родному языку (русскому), заданных соответствующим Федеральным государственным образовательным стандартом для базового уровня. В то же время программа курса русского языка в рамках предметной области «Родной язык и родная литература» имеет определённые особенности. Учебный предмет «Родной язык (русский)» дополняет содержание курса «Русский язык» в аспектах, связанных с отражением в русском языке культуры, истории русского народа и других народов России, с совершенствованием культуры речи и текстовой деятельности обучающихся. Предметные результаты освоения учебного предмета «Родной язык (русский)» отличаются от предметных результатов по другим родным языкам народов Российской Федерации в силу того, что в курсе русского родного языка не рассматриваются вопросы системного устройства языка и письменного оформления речи. Изучение предмета «Родной язык (русский)» играет важную роль в реализации основных целевых установок основного общего образования: в становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; духовнонравственном развитии и воспитании школьников, формировании способности к организации своей деятельности. В «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» отмечается, что «общероссийская гражданская идентичность основана на сохранении русской культурной доминанты, присущей всем народам России. Современное российское общество объединяет единый культурный (цивилизационный) код, который основан на сохранении и развитии русской культуры и языка, исторического и культурного наследия всех народов Российской Федерации и в котором заключены такие основополагающие общечеловеческие принципы, как уважение самобытных традиций народов, населяющих Российскую Федерацию, и интегрирование их лучших достижений в единую российскую культуру». Государственная поддержка этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации, этнокультурного развития русского народа и других народов Российской Федерации, их творческого потенциала, являющегося важнейшим стратегическим ресурсом российского общества, — один из важнейших принципов национальной политики Российской Федерации. В этом контексте возрастает значимость выполнения русским языком не только функций государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов нашей страны, но и его функции как языка национального, являющегося основой сохранения русской и общероссийской культуры. Системообразующей доминантной содержания курса родного русского языка на уровне основного общего образования, как и на предыдущих уровнях образования, является идея изучения родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней. В соответствии с этим содержание учебного предмета «Родной язык (русский)» имеет следующие особенности: 1) внимание не к внутреннему системному устройству языка, а к факторам социолингвистического и культурологического характера — многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом; 2) направленность на формирование представлений о русском языке как живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности в русском языке (включая его лексику, формы существования, стилистическую систему, а также нормы русского литературного словоупотребления); 3) ориентированность во всех содержательных блоках учебного предмета прежде всего на анализ отражения в фактах языка русской языковой - картины мира и концептосферы русского народа, особенностей русского менталитета и морально- нравственных ценностей. Школьный курс родного русского языка опирается на содержание курса русского языка, представленного в образовательной области «Русский язык и литература», сопровождает и поддерживает его Основные содержательные линии программы учебного предмета «Родной язык (русский)» (блоки программы) соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русского языка на уровне основного общего образования, но не дублируют их в полном объёме и имеют преимущественно практико- ориентированный характер. В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки. В первом блоке — «Язык и культура» — представлено содержание, изучение которого позволит раскрыть взаимосвязь языка и истории, языка и материальной и духовной культуры русского народа, национально-культурную специфику русского языка, обеспечит овладение нормами русского речевого этикета в различных сферах общения, выявление общего и специфического в языках и культурах русского и других народов России и мира, овладение культурой межнационального общения. Второй блок — «Культура речи» — ориентирован на формирование у учащихся ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни, повышение речевой культуры подрастающего поколения, практическое овладение культурой речи: навыками сознательного использования норм русского литературного языка в устной и письменной форме с учётом требований уместности, точности, логичности, чистоты, богатства и выразительности; понимание вариантов норм; развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться ими. В третьем блоке — «Речь. Речевая деятельность. Текст» — представлено содержание, направленное на совершенствование видов речевой деятельности в их взаимосвязи и культуры устной письменной речи, развитие базовых умений и навыков использования языка в жизненно важных для школьников ситуациях общения: умений определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации; понимать, анализировать и создавать тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ (РУССКИЙ)» УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК Целями изучения родного языка (русского) по программам среднего общего образования являются: • формирование у обучающихся общероссийской гражданской идентичности, гражданского самосознания, патриотизма, чувства сопричастности к судьбе Отечества, ответственности за его настоящее и будущее; представления о традиционных российских духовно-нравственных ценностях как основе российского общества; воспитание культуры межнационального общения; • воспитание познавательного интереса и любви к родному русскому языку, отношения к нему как к духовной, нравственной и культурной ценности, а через него к родной культуре; ответственности за языковую культуру как национальное достояние; • воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения, основанной на уважении чести и национального достоинства граждан, традиционных российских духовно- нравственных ценностей; • расширение представлений о родном языке как базе общезначимых интеллектуальных и морально-нравственных ценностей и поведенческих стереотипов; знаний о родном русском языке как форме выражения национальной культуры и национального мировосприятия, истории говорящего на нём народа; об актуальных процессах и новых тенденциях в развитии русского языка новейшего периода; о русском литературном языке как высшей форме национального языка, о вариативности нормы, типах речевой культуры, стилистической норме русского языка; о тексте как средстве хранения и передачи культурных ценностей и истории народа; • совершенствование устной и письменной речевой культуры, формирование гибких навыков использования языка в разных сферах и ситуациях общения на основе представлений о русском языке как живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности в русском языке (включая его лексику, формы существования, стилистическую систему, а также нормы русского литературного словоупотребления); обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся; • совершенствование познавательных и интеллектуальных умений опознавать, анализировать, сравнивать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации общения; • совершенствование умений функциональной грамотности: текстовой деятельности, умений осуществлять информационный поиск, дифференцировать и интегрировать информацию прочитанного и прослушанного текста; овладение стратегиями, обеспечивающими оптимизацию чтения и понимания текстов различных форматов (гипертекст, графика, инфографика и др.); умений трансформировать, интерпретировать тексты и использовать полученную информацию в практической деятельности. - МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ На изучение предмета «Родной язык (русский)» в 10—11 классах на базовом уровне отводится 68 часов: в 10 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 11 классе - 34 часа (1 час в неделю). Учебный предмет «Родной язык (русский)» не ущемляет права обучающихся, изучающих иные (не русский) родные языки. Поэтому учебное время, отведённое на изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса «Русский язык». СОДЕРЖАНИЕ (РУССКИЙ)» УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК 10 класс Раздел 1. Язык и культура (8 ч.) Язык и общество. Родной язык, литература и культура. Язык и история народа. Русский язык в Российской Федерации и в современном мире - в международном и межнациональном общении. Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка. Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры). Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, создание новой фразеологии, активизация процесса заимствования иноязычных слов. Раздел 2. Культура речи (12.) Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Типичные акцентологические ошибки в современной речи. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях. Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости. Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки, связанные с речевой избыточностью. Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы. Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов, предложений с косвенной речью. Типичные ошибки в построении сложных предложений. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм. Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы. Речевой этикет Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет Интернетпереписки. Этические нормы, правила этикета Интернет-дискуссии, Интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения. Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (12 ч.) Язык и речь. Виды речевой деятельности Понятие речевого (риторического) идеала. Пути становления и истоки русского речевого идеала в контексте истории русской культуры. Основные риторические категории и элементы речевого мастерства Понятие эффективности речевого общения. Оратория: мастерство публичного выступления. Принципы подготовки к публичной речи. Техника импровизированной речи. Особенности импровизации. Средства речевой выразительности: «цветы красноречия». Важнейшие риторические тропы и фигуры. Структура и риторические функции метафоры, сравнения, антитезы. Мастерство беседы. Мастерство спора. Доказывание и убеждение. Стратегия и тактика спора. Речевое поведение спорящих. Текст как единица языка и речи Категория монолога и диалога как формы речевого общения. Структура публичного выступления. Риторика остроумия: юмор, ирония, намёк, парадокс, их функции в публичной речи. Риторика делового общения. Спор, дискуссия, полемика. Спор и беседа: речевые роли участников, возможная типология ситуаций спора. Функциональные разновидности языка Научный стиль речи. Назначение, признаки научного стиля речи. Морфологические и синтаксические особенности научного стиля. Терминологические энциклопедии, словари и справочники. Официально-деловой стиль речи. Основные признаки официально-делового стиля: точность, неличный характер, стандартизированность, стереотипность построения текстов и их предписывающий характер. Резюме, автобиография. Разговорная речь. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, - синтаксические особенности разговорной речи. Невербальные средства общения. Культура разговорной речи. Публицистический стиль речи. Устное выступление. Дискуссия. Использование учащимися средств публицистического стиля в собственной речи. Язык художественной литературы. Источники богатства и выразительности русской речи. Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса. Резерв учебного времени - 2 ч. 11 класс Раздел 1. Язык и культура (5 ч.) Язык и речь. Язык и художественная литература. Тексты художественной литературы как единство формы и содержания. Практическая работа с текстами русских писателей (А. Пушкин «Скупой рыцарь»). Н. Помяловский о разнообразии языка. Раздел 2. Культура речи (18 ч.) Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Обобщающее повторение фонетики, орфоэпии. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому, традиционному принципам русской орфографии. Фонетический разбор. Основные лексические нормы современного русского литературного языка Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления. Русская фразеология. Роль фразеологизмов в произведениях А. Грибоедова, А. Пушкина, Н. Гоголя и др. русских писателей. Словари русского языка. Словари языка писателей. Лексический анализ текста. Статья К. Бальмонта «Русский язык как основа творчества». Основные грамматические нормы современного русского литературного языка Морфологические нормы как выбор вариантов морфологической формы слова и ее сочетаемости с другими формами. Определение рода аббревиатур. Нормы употребления сложносоставных слов. Синтаксические нормы как выбор вариантов построения словосочетаний, простых и сложных предложений. Предложения, в которых однородные члены связаны двойными союзами. Способы оформления чужой речи. Цитирование. Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи. Речевой этикет Этика и этикет в деловом общении. Функции речевого этикета в деловом общении. Этапы делового общения. Протокол делового общения. Телефонный этикет в деловом общении. Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (9 ч) Язык и речь. Виды речевой деятельности Речевые жанры монологической речи: доклад, поздравительная речь, презентация. Речевые жанры диалогической речи: интервью, научная дискуссия, политические дебаты. Текст как единица языка и речи Признаки текста. Виды связей предложений в тексте. Способы изложения и типы текстов. Особенности композиции и конструктивные приемы текста. Абзац. Виды преобразования текста. Корректировка текста. Тезисы. Конспект. Выписки. Реферат. Аннотация. Составление сложного плана и тезисов статьи А. Кони о Л. Толстом. Резерв учебного времени - 2 ч. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)» Личностные результаты Планируемые личностные результаты освоения ООП - российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историкокуль-турной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите; - уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; - формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения; - воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации. - ориентация обучающихся реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны; - готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям. - нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; - принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; - развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно - исследовательской, проектной и других видах деятельности. Метапредметные результаты Планируемые метапредметные результаты освоения ООП 1. Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: - самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; - ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; - оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; - выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; - организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; - сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. 2. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: - искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; - критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; - находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; - выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; - выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; - менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. 3. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: - осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; - при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); - координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; - развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; - распознавать конфликт генные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. Предметные результаты Планируемые предметные результаты освоения ООП Выпускник научится: - использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации; - использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов; создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функциональносмысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения); - выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах; - подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения; - правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста; - сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста; - использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); - анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль; - извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат; - преобразовывать текст в другие виды передачи информации; - выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления; - соблюдать культуру публичной речи; - соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка; - оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам; - использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам. Выпускник получит возможность научиться: - распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними; анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; - комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка); - отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка; - использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи; - иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания; - выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи; - дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте; - проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию; - сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля; - создавать отзывы и рецензии на предложенный текст; - соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма; - соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; - соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебнонаучной и официально-деловой сферах общения; - осуществлять речевой самоконтроль; - совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка; - использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств; - оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы). ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 класс № Наименование разделов и тем программы п/ п 1. Язык и культура 2. Культура речи 3. Речевая деятельность. Текст. Количество часов Всего 8 Контрольные Практические работы работы 1 2 12 1 12 1 2 2 Всего уроков 32 3 Контрольные работы 3 3 Практические работы 6 Резервные уроки 2 Всего 34 6 6 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы https://studopedia.ru/10_260692_yazi k-ikultura.html https://multiurok.ru/files/kurs-lektsiipodistsipline-rodnoi-iazyk-ikultura.html https://studopedia.ru/9_8667_tekstirechevaya-deyatelnost.html 11 класс № п/ п Наименование разделов и тем программы Количество часов Всего 5 1. Контрольные Практические работы работы 1 Язык и культура 18 1 9 1 Всего уроков 32 3 Контрольные работы 3 3 Практические работы 6 Резервные уроки 2 Всего 34 2. Культура речи 3. Речевая деятельность. Текст. Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 2 https://studopedia.ru/10_260692_yazi k-ikultura.html 2 https://multiurok.ru/files/kurs-lektsiipodistsipline-rodnoi-iazyk-ikultura.html 2 https://studfile.net/preview/9721850/p age:11/ 6 6 КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 класс № п/п Кол-во часов Тема урока Всего КР ПР Дата Электронные цифровые образовательные ресурсы Язык и культура (8 часов) https://studopedia.ru /10_260692_yazikikultura.html 1. Русский язык в Российской Федерации и в современном мире 1 2. Система русского языка, его единицы и уровни. Русский язык как развивающееся явление 1 3. Основные тенденции активных процессов в современном русском языке. «Неологический бум» русского языка в 21 веке, его причины 1 4. Изменение значений и переосмысление имеющихся в русском языке слов, их стилистическая переоценка 1 5. Р/р Творческая работа «Неологизмы в жизни современного общества» 1 1 6. Р/р Творческая работа «Неологизмы в жизни современного общества» 1 1 7. Контрольная работа в форме теста по теме «Развитие современного русского языка» 8. Анализ контрольной работы 1 1 Культура речи (12 часов) 9. Основные орфоэпические нормы современного русского языка. Типичные акцентологические ошибки в современной речи. 1 https://multiurok.ru/ files/kurs-lektsiipodistsiplinerodnoiiazyk-ikultura.html 10. Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Речевая избыточность и точность. Типичные ошибки, связанные с речевой избыточностью. 1 11. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости 1 Основные грамматические 12. нормы современного русского литературного языка 1 Нормы употребления причастных и деепричастных 13. оборотов, предложений с косвенной речью. 1 Типичные ошибки в построении сложных 14. предложений. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм. 1 Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие 15. нетикета. Интернет-дискуссии, Интернетполемики. 1 16. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения. 1 17. Р/р Сочинение-рассуждение «Что такое культура речи?» 1 1 18. Р/р Сочинение-рассуждение «Что такое культура речи?» 1 1 Контрольная работа в форме теста по теме «Современные 19. орфоэпические, лексические, грамматические нормы русского языка» 1 20. Анализ контрольной работы 1 1 Речь. Речевая деятельность. Тест (12 часов) Понятие речевого (риторического) идеала, 21. эффективности речевого общения. 1 https://studopedia.ru /9_8667_tekstirechevayadeyatelnost .html Оратория: мастерство публичного выступления. 22. Принципы подготовки к публичной речи. 1 Техника импровизированной речи. Средства речевой 23. выразительности: «цветы красноречия». Риторика остроумия 1 24. Категория монолога и диалога как формы речевого общения 1 25. Риторика делового общения. Спор, дискуссия, полемика 1 26. Р/р Публичное выступление (практическое занятие) 1 1 27. Р/р Публичное выступление (практическое занятие) 1 1 28. Функциональные разновидности языка. Публицистический, 1 научный, официально-деловой стили речи 29. Язык художественной литературы. Разговорная речь 1 Контрольная работа в форме теста по теме 30. «Функциональные разновидности языка» 1 31. Анализ контрольной работы 1 32. Защита проекта по предложенной теме 1 33. Резервные уроки 1 34. Резервные уроки 1 Всего 1 34 3 6 11 класс № п/п Кол-во часов Тема урока Всего КР ПР Дата Электронные цифровые образовательные ресурсы Язык и культура (5 часов) 1 1. https://studopedia.ru /10_260692_yazikikultura.html Язык и речь. Язык и художественная литература Тексты художественной литературы как единство формы и содержания 1 2. Р/р Практическая работа с текстами русских писателей (А. Пушкин «Скупой рыцарь») 1 3. Р/р Практическая работа с текстами русских писателей (А. Пушкин «Скупой рыцарь») 1 4. 5. Н. Помяловский о разнообразии языка. 1 1 1 Культура речи (18 часов) 1 6. https://multiurok.ru/ files/kurs-lektsiipodistsiplinerodnoiiazyk-ikultura.html Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. 7. Написания, подчиняющиеся 1 морфологическому, фонетическому, традиционному принципам русской орфографии 1 8. Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления. 1 9. Русская фразеология. Роль фразеологизмов в произведениях А. Г рибоедова, А. Пушкина, Н. Гоголя и др. русских писателей 10. Р/р Творческая работа 1 «Употребление фразеологизмов в художественной литературе» 1 11. Р/р Творческая работа 1 «Употребление фразеологизмов в художественной литературе» 1 12. Словари русского языка. 1 Словари языка писателей. Лексический анализ текста. Статья К. Бальмонта «Русский язык как основа творчества» 13. Контрольная работа в форме 1 1 теста по теме «Орфоэпические и лексические нормы русского языка» 14. Анализ контрольной работы 1 1 15. Морфологические нормы как выбор вариантов морфологической формы слова и ее сочетаемости с другими формами. 16. Определение рода аббревиатур. 1 Нормы употребления сложносоставных слов. 17. Синтаксические нормы как выбор вариантов построения словосочетаний, простых и сложных предложений. Предложения, в которых однородные члены связаны двойными союзами. 18. Способы оформления чужой 1 речи. Цитирование. Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи 19. Этика и этикет в деловом 1 общении. Функции речевого этикета в деловом общении 20. Этапы делового общения 21. Протокол делового общения. 1 Телефонный этикет в деловом общении. 1 22. Контрольная работа в форме теста по теме «Грамматические нормы русского языка» 23. Анализ контрольной работы 1 1 1 1 Речь. Речевая деятельность. Тест (9часов) 24. Речевые жанры монологической 1 речи: доклад, поздравительная речь, презентация 25. Речевые жанры диалогической 1 речи: интервью, научная дискуссия, политические дебаты 26. Признаки текста. Виды связей 1 предложений в тексте 27. Способы изложения и типы текстов. Особенности композиции и конструктивные приемы текста. Абзац. Виды преобразования текста. https://studfile.net/p review/9721850/pag e:11/ 1 Корректировка текста. 28. Тезисы. Выписки. Конспект. Реферат 29. Р/р Составление сложного плана 1 и тезисов статьи 1 30. Р/р Составление сложного плана 1 и тезисов статьи А. Кони о Л. Толстом 1 1 31. Контрольная работа в форме теста по теме «Функциональные разновидности языка» 32. Анализ контрольной работы 1 33. Резервные уроки 1 34. Резервные уроки 1 Всего Аннотация. 1 1 34 3 6 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА • Русский родной язык : 10-11-е классы : базовый уровень : учебное пособие / О. М. Александрова, О. В. Загоровская, Ю. Н. Гостева [и др.]. - Москва : Просвещение, 2023. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ • Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности. – М.: Дрофа. • Виноградов В.В. Русский язык (Грамматическое учение о слове)/Под. ред. Г. А. Золотовой. — 4-е изд. — М.: Рус. яз. • Голуб И. Б. Стилистика русского языка: учебник для академического бакалавриата / И. Б. Голуб. — 6-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт. • Фразеологический словарь русского языка. • Составители: Л. А. Войнова, В. П. Жуков, А. И. Молотков, А. И. Федоров. Под редакцией А. И. Молоткова. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ • http://gramota.ru/slovari/info/l • http://starling.rinet.ru/indexru.htm • https://classes.ru/grammar/122.Vishnyakova • http://gramoty.ru • http://gramota.ru/slovari/types • http://www.krugosvet.ru • http://gramma.ru