Рабочая программа по географии 10-11 класс

I. Планируемые результаты изучения предмета в 10-11классах
Изучение предметной области "Общественно-научные предметы"
должны обеспечить:
 формирование
мировоззренческой,
ценностно-смысловой
сферы
обучающихся,
личностных
основ
российской
гражданской
идентичности,
социальной
ответственности,
правового самосознания, поликультурности, толерантности,
приверженности ценностям, закрепленным в Конституции
Российской Федерации;
 понимание основных принципов жизни общества, роли
окружающей среды как важного фактора формирования
качеств личности, ее социализации;
 владение
экологическим
мышлением,
обеспечивающим
понимание взаимосвязи между природными, социальными,
экономическими и политическими явлениями, их влияния на
качество жизни человека и качество окружающей его среды;
 осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро
изменяющемся глобальном мире;
 приобретение теоретических знаний и опыта их применения
для адекватной ориентации в окружающем мире, выработки
способов адаптации в нем, формирования собственной
активной позиции в общественной жизни при решении задач в
области социальных отношений.
Предметные результаты изучения предметной области "География"
должны отражать:
 формирование представлений о географии, ее роли в освоении
планеты человеком, о географических знаниях как компоненте
научной картины мира, их необходимости для решения
современных практических задач человечества и своей страны,
в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального
природопользования;
 формирование
первичных
компетенций
использования
территориального подхода как основы географического
мышления для осознания своего места в целостном,
многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной
ориентации в нем;
 формирование
представлений
и
основополагающих
теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли
как планеты людей в пространстве и во времени, основных
этапах ее географического освоения, особенностях природы,
жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей,
экологических проблемах на разных материках и в отдельных
1











странах;
овладение
элементарными
практическими
умениями
использования приборов и инструментов для определения
количественных и качественных характеристик компонентов
географической среды, в том числе ее экологических
параметров;
овладение
основами
картографической
грамотности
и
использования географической карты как одного из языков
международного общения;
овладение основными навыками нахождения, использования и
презентации географической информации;
формирование умений и навыков использования разнообразных
географических знаний в повседневной жизни для объяснения и
оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания
уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям
территории проживания, соблюдения мер безопасности в
случае природных стихийных бедствий и техногенных
катастроф;
формирование представлений об особенностях деятельности
людей, ведущей к возникновению и развитию или решению
экологических проблем на различных территориях и акваториях,
умений и навыков безопасного и экологически целесообразного
поведения в окружающей среде.
выражать своѐ отношение к идее устойчивого развития
России, рациональному природопользованию, качеству жизни
населения,
деятельности
экономических
структур,
национальным проектам и государственной региональной
политике.

Личностным результатом обучения географии в средней школе
является формирование всесторонне образованной, инициативной и
успешной

личности,

мировоззренческих

обладающей

взглядов,

системой

ценностных

современных

ориентаций,

идейно-

нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
• ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие
их индивидуально-личностные позиции:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и
локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской
Федерации, житель конкретного региона);
2

- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли,
материков, их крупных районов и стран;
-представление о России как субъекте мирового географического
пространства, ее месте и роли в современном мире;
-осознание единства географического пространства России как
единой

среды

обитания

всех

населяющих

ее

народов,

глобальных

проблем

определяющей общность их исторических судеб;
-осознание

значимости

и

общности

человечества;
• гармонично развитые социальные чувства и качества:
-эмоционально-ценностное

отношение

к

окружающей

среде,

необходимости ее сохранения и рационального использования;
-патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей
стране;
-уважение

к

истории,

культуре,

национальным

особенностям,

традициям и образу жизни других народов, толерантность;
• образовательные результаты
-овладение на уровне общего образования законченной системой
географических

знаний

и

умений,

навыками

их

применения

в

различных жизненных ситуациях.
Метапредметные

результаты

освоения

выпускниками

средней

школы программы по географии заключаются в формировании и
развитии посредством географического знания:
-познавательных

интересов,

интеллектуальных

и

творческих

ценностных

ориентаций,

способностей учащихся;
-гуманистических

и

демократических

готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной
жизни и производственной деятельности;
-способности к самостоятельному приобретению новых знаний и
практических

умений,

умения

управлять

своей

познавательной

деятельностью;
3

-готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной
траектории

в

соответствии

с

собственными

интересами

и

возможностями.
Кроме

того,

к

метапредметным

результатам

относятся

универсальные способы деятельности, формируемые в том числе и в
школьном

курсе

географии

и

применяемые

как

в

рамках

образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:
• умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и
задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на
практике, оценивать достигнутые результаты;
• умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации,
ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью
технических средств и информационных технологий;
• организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми
представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях
гражданина,

ценностях

бытия

и

культуры,

социального

взаимодействия;
•

умение

оценивать

с

позиций

социальных

норм

собственные

поступки и поступки других людей;
• умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с
выполнением различных социальных ролей, представлять себя,
вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;
• умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и
смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать
решения.
Предметными результатами освоения выпускниками средней школы
программы по географии являются:
• понимание роли и места географической науки в системе научных
дисциплин, ее роли в решении современных практических задач
человечества и глобальных проблем;
• представление о современной географической научной картине
мира и владение основами научных географических знаний (теорий,
концепций, принципов, законов и базовых понятий);
4

•

умение

работать

с

разными

источниками

географической

информации;
• умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки
географических объектов и явлений;
• картографическая грамотность;
• владение элементарными практическими умениями применять
приборы

и

инструменты

для

определения

количественных

и

качественных характеристик компонентов географической среды;
• умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями
географической среды, их изменениями в результате природных и
антропогенных воздействий, оценивать их последствия;
• умение применять географические знания в повседневной жизни
для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов,
адаптации к условиям проживания на определенной территории,
самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей
среды как сферы жизнедеятельности;
•

умения

соблюдать

меры

безопасности

в

случае

природных

стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Выпускник научится:
10 класс

 прогнозировать и оценивать географическую картину мира
(формулировать гипотезы, предвидеть),

 объяснять причины изменений политической карты мира;
 объяснять различия в истории заселения, освоения и развития
территорий;

 описывать одну из отраслей мирового хозяйства; один из
районов

старого

сельскохозяйственного,
рекреационного

или

нового

городского,

строительства,

промышленного,
транспортного

географическую

или

специфику

страны (по выбору).
5

11 класс

 использовать
информации

различные

источники

(картографические,

географической

статистические,

текстовые,

видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для
поиска и извлечения информации, необходимой для решения
учебных и практико-ориентированных задач;

 анализировать, обобщать и интерпретировать географическую
информацию;

 находить и формулировать по результатам наблюдений (в том
числе инструментальных) зависимости и закономерности;

 определять и сравнивать качественные и количественные
показатели,
процессы

характеризующие
и

явления,

их

географические

положение

в

объекты,

пространстве

по

географическим картам разного содержания;

 выявлять

в

процессе

работы

с

одним

или

несколькими

источниками географической информации содержащуюся в них
противоречивую информацию;

 составлять описания географических объектов, процессов и
явлений с использованием разных источников географической
информации;

 представлять

в

различных

формах

географическую

информацию, необходимую для решения учебных и практикоориентированных задач

Выпускник получит возможность научиться:

 ориентироваться на местности при помощи топографических
карт и современных навигационных приборов;

 читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности
и географические карты;

 строить простые планы местности;
6

 создавать

простейшие

географические

карты

различного

содержания;

 моделировать географические объекты и явления при помощи
компьютерных программ

7

II. Содержание учебного предмета
10 класс
Введение
Предмет и структура экономической и социальной географии
мира, уровни и методы её изучения. Основные источники
географической информации. Различные виды карт и методы работы
с ними. Картографический метод в иссле¬довании процессов и
явлений.
Н.Н. Баранский и А.И. Витвер - основоположники
отечественной экономической и социальной географии зарубежных
стран.
Методы
географического
сравнения
территорий.
Количественные

и

качественные

характеристики

терри¬тории.

Аэрокосмические методы географических исследований. Ме¬тод
моделирования. Геоинформационные системы.

Раздел 1. Современная политическая карта мира
Политическая карта мира. Основные этапы формирования
современной

политической

карты

мира.

Количественные

и

качественные изменения на политической карте мира в новейший
период.
Многообразие стран современного мира. Основные критерии
выделения

различных

типов

стран.

Дифференциации

стран

современного мира: географическая, политическая; экономическая и
социальная. Типы стран современного мира. Крупнейшие станы мира
по площади территории и численности населения. Виды стран по
географическому положению: приморские, внутриконтинентальные,
полуостровные, островные, страны - архипелаги. Типология стран по
уровню экономического развития.
Политическая география. Государственное устройство стран.
Зависимые (колонии) и независимые (суверенные) страны. Страна.
Государство.
республика,

Виды

стран

по

государство

формам

правления

Британского

административно-территориальному

(монархия,

Содружества)

устройству

и

(унитарные,

федеративные, конфедерация). Виды монархий (конституционные,
абсолютные,

теократические)

и

республик

(президентская

и
8

парламентская). Геополитика. Международные отношения. ”Горячие
точки”

планеты.

Проблема

сохранения

мира

и

борьбы

с

международным терроризмом. Международные организации и их
виды: универсальные, политические, военные и экономические.
Крупнейшие

универсальные,

политические

и

военные

международные организации: ООН, ОБСЕ, ЛАГ, ОАГ, НАТО. Страны члены НАТО. Движение Неприсоединения. Неприсоединившиеся и
нейтральные страны. Анализ политико-географического положения
стран и регионов мира.
Страны и народы как основные объекты изуче¬ния школьной
географии. Основные части света. Сущность понятий «Новый Свет»,
«Старый Свет».

Практические работы:
Пр.раб.№1: «Нанесение на контурную карту(к/к) государства по
классификации и типологии»

Раздел

2.

География

мировых

природных

ресурсов.

Загрязнение и охрана окружающей среды
Географическая оболочка и ее границы, составные части и
свой¬ства
географической
оболочки.
Этапы
формирования
географической
оболочки.
Обмен
вещества
и
энергии
в
географической оболочке. За¬кон географической зональности, его
влияние на природу, население и хозяйство. Природно-ресурсный
потенциал мира. Понятие «географическая среда». Рост масшта¬бов
воздействия человека на географическую оболочку. Учения В. И.
Вернадского и А. А. Григорьева. Классификация природных ресурсов.
Виды природных ресурсов по исчерпаемости: исчерпаемые
(возобновимые и невозобновимые) и неисчерпаемые.
Ресурсообеспеченность.
Методы
определения
ресурсообеспеченности
ресурсообеспеченности

стран

и

отдельных

регионов
стран

и

мира.
регионов

Анализ
мира

важнейшими видами природных ресурсов.
Минеральные ресурсы мира. Характерные черты размещения
минеральных ресурсов. Страны - лидеры по запасам основных видов
минеральных ресурсов: нефти, природного газа, каменного и бурого
угля,

железных,

алюминиевых,

медных,

никелевых,
9

полиметаллических, оловянных руд, золота, фосфорного сырья,
калийных солей и алмазов. Сырьевая проблема человечества и пути
её преодоления.
География важнейших видов неминеральных ресурсов.
Земельные и почвенные ресурсы мира. Структура земельного
фонда мира, главных регионов и крупнейших стран. Эффективность
территории. Проблемы опустынивания и эрозии почв.
Лесные

ресурсы

мира.

Неравномерность

распределения

лесных ресурсов. Северный и Южный лесные пояса Земли. Страны лидеры по запасам лесных ресурсов. Проблема обезлесения и пути
её преодоления.
Водные

и

гидроэнергетические

ресурсы

мира.

Неравномерность распределения запасов пресной воды на Земле.
Водная

проблема

человечества

и

пути

её

решения.

Гидроэнергетический потенциал мира и главных регионов. Страны лидеры по запасам гидроэнергоресурсов.
Агроклиматические ресурсы мира и характерные черты их
размещения.
Геотермальные ресурсы мира. Сейсмические и вулканические
пояса Земли. Страны - лидеры по запасам геотермальных ресурсов.
Рекреационные ресурсы мира, их виды ( природные и историко
-культурные ) и размещение. Крупнейшие рекреационные районы и
центры мира.
Ресурсы

Мирового

океана,

их

виды

(биологические,

энергетические, минеральные, водные), особенности их размещения
и использования.
Взаимодействие общества и природы. Природопользование и
его

виды:

ландшафты.
решения.

рациональное

и

Экологическая

проблема

Экологическая

нерациональное.

политика.

Антропогенные

человечества
Меры

по

и

пути

её

рациональному

природопользованию. Природные ресурсы и охрана окружающей
среды.

Практические работы:
10

Пр.раб.№2: « Оценка ресурсообеспеченности стран мира»

Раздел 3. География населения мира
Численность

населения

мира

и

динамика

изменения

численности. Факторы, влияющие на воспроизводство населения.
Типы воспроизводства населения, их особенности. Демографический
взрыв, демографический кризис и демографическая политика.
Структура населения мира. Половой состав населения мира,
главных регионов и отдельных стран и факторы его определяющие.
Возрастной состав населения и причины различий в возрастном
составе

населения

в

странах

разных

типов.

Половозрастная

пирамида и её виды (стабильная, суженная и расширенная) в странах
различных типов.
Географические различия в плотности населения и качестве
жизни населения.
Миграции населения, их причины, виды и географические
особенности. ”Утечка мозгов”. Страны с преобладанием эмиграции и
иммиграции.
Мировые и национальные религии. Роль религии в развитии
общества. География крупнейших религий мира. Главные духовные
центры

мира.

Проблемы

межнациональных

и

межрелигиозных

отношений.
Крупнейшие расы и народы мира. Государственный язык. Типы
стран по национальному составу населения. Языковые семьи и их
распрост¬ранение по территории мира.
Особенности

городского

и

сельского

населения

мира.

Урбанизация, уровни и темпы урбанизации и их особенности в
различных регионах и странах мира. Факторы, влияющие на уровень
урбанизации. Ложная урбанизация. Субурбанизация. Крупнейшие
города и городские агломерации мира. Виды городских агломераций:
моноцентрическая, полицентрическая и мегалополис. Мегалополисы
мира. Виды сельского расселения (групповое, рассеянное и кочевое)
и их географические аспекты.
11

Трудовые ресурсы мира. Структура занятости населения в
странах

разных

типов.

Количественные

и

качественные

характеристики трудовых ресурсов крупнейших стран и регионов
мира.

Экономически

активное

население.

Трудовая

нагрузка

населения в странах разных типов.
Население и окружающая среда. География и культура.

Практические работы:
Пр.раб.№3:

«

Демографическая

ситуация

и

особенности

демографической политики в странах и регионах мира».
Раздел 4. НТР и мировое хозяйство
НТР: основные черта и составные части: наука, производство,
техника и технология, управление. Эволюционный и революционный
пути развития техники и технологии в период НТР.
Основные
этапы
формирования
мирового
хозяйства.
Природ¬но-ресурсный потенциал территории и его влияние на
развитие хо¬зяйства и отраслевую специализацию промышленности
и сельского хозяйства. Географическая «модель» современного
мирового хозяйст¬ва, его основные центры. Международное
географическое разделение труда и международная экономическая
интеграция. Международная специализация. Изменение мирового
хозяйства в период НТР. Влияние НТР на отраслевую и
территориальную
структуру
мирового
хозяйства.
Факторы
размещения производства в период НТР. Аграрные, индустриальные
и постиндустриальные страны. Виды регионов по уровню их развития:
столичные, технополисы, депрессивные, отсталые аграрные, районы
нового освоения. Региональная политика.
Виды международных
экономических организаций: региональные и специализированные.
Крупнейшие интеграционные объединения мира: ЕС, НАФТА, ЛААИ,
МЕРКОСУР, АСЕАН,
СНГ,
АТЭС,
АС, ОПЕК
и
их
состав.
Транснациональные корпорации.
Раздел 5. География отраслей мирового хозяйства
География
мировой

мирового

промышленности.

особенности

разме¬щения

Обрабатывающая

хозяйства.

Структура

Значение,

отраслевой

добывающей

промыш¬ленность

и

и

география
состав

и

промышленности.

принципы

размещения

предприятий основных отраслей. География машиностроения мира.
12

Автомобилестроение
Наукоемкие

—

отрасли.

основная

отрасль

Аэрокосмическая

машиностроения.
промышленность,

электроника и робототехника. Страны - лидеры по производству
основных видов промышленной продукции. Крупнейшие экспортёры
и

импортёры

промышленной

продукции.

Промышленность

и

окружающая среда.
Структура

и

география

мирового

сельского

хозяй¬ства.

Особенности развития и структуры сельского хозяйства в развитых и
развивающихся странах. ”Зелёная революция”, её составные части и
характерные

черты.

Закономерности

размещения

основных

сельскохозяйственных культур. Основные экспортёры и импортёры
продукции

сельского

хозяйства.

География

рыболовства

мира.

Сельское хозяйство и окружающая среда.
Структура

и

география

мирового

транспорта.

Мировая

транспорт¬ная система. Характерные черты развития, структуры и
размещения основных видов сухопутного, водного и воздушного
транспорта. Страны - лидеры по уровню развития важнейших видов
транспорта.
природная

Крупнейшие
среда.

морские

Современные

порты
виды

мира.

Транспорт

транспорта

и

и

связи.

Телекоммуника¬ционная связь. Интернет. Транспорт, средства связи
и окружающая среда.
География международного туризма.
Международные

экономические

отношения,

их

основные

формы и значение для раз¬вития национальных хозяйств.

Практические работы:
Пр.раб.№4: «Построение

картосхемы

размещения

районов

энергетической промышленности мира».
Пр.раб.№5: «Обозначение на к/к районов распространения

с/х

культур».

11 класс

Тема 2. Зарубежная Европа
13

Общая характеристика региона. Географическое положение.
Деление

на

субрегионы:

Западная.

Восточная,

Северная,

Центральная и Южная Европа. Природно-ресурсный потенциал
субрегионов Европы. Объекты Всемирного наследия.
Демографическая
Национальный

и

межнациональных
расселения,

ситуация

религиозный

зарубежной

состав

противоречий

географии

в
в

городов.

населения.

ряде

Уровни

стран.
и

Европе.

Обострение
Особенности

темпы

урбанизации.

Крупнейшие городские агломерации зарубежной Европы.
Хозяйственные различия между странами. Центральная ось
развития.

Главные

отрасли

промышленности

и

их

география.

Крупнейшие районы и центры добывающих и обрабатывающих
отраслей. Основные типы сельского хозяйства: северо-, средне- и
южноевропейский.

Их географические и отраслевые особенности.

Международные экономические связи.
Охрана

окружающей

среды

и

экологические

проблемы,

экологическая политика.
Особенности европейских субрегионов.
Федеративная Республика Германия – экономический лидер
зарубежной Европы. Краткая историческая справка. Территория,
границы, положение. Государственный строй. Природные условия и
ресурсы.

Особенности

крупнейшие

города.

населения.

Место

Особенности

Германии

в

мировой

расселения,
экономике.

Структура и география промышленности и сельского хозяйства.
Особая

роль

машиностроения

и

химической

промышленности.

Высокий уровень развития транспорта. Густота дорожной сети.
Объекты Всемирного наследия.
Республика Польша – типичная страна Восточной Европы.
Краткая историческая справка. Территория, границы, положение.
Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Особенности
расселения, крупнейшие города. Особенности населения: высокая
степень этнической и религиозной однородности. Хозяйство Польши:
высокая роль горнодобывающих отраслей. Развитие тенденций,
характерных

для

международной

всей

Европы.

специализации.

Роль

Судостроение
иностранного

–

отрасль

капитала

в
14

экономике страны.

Практические работы:
Пр.раб.№1: « Составление ЭГХ двух стран Западной Европы».
Тема 3. Зарубежная Азия
Общая

характеристика

региона.

Территория,

границы,

положение, состав региона. Большие различия между странами.
Природные

условия,

их

контрастность,

неравномерность

распределения ресурсов. Особое значение нефти. Земельные и
агроклиматические ресурсы.
Население:
Сложный

численность

этнический

и

состав.

особенности

воспроизводства.

Межнациональные

конфликты

и

территориальные споры. Азия – родина трех мировых религий.
Размещения населения и процессы урбанизации.
Уровень

хозяйственного

специализация

стран.

Нефтедобывающие

развития

Новые

страны.

и

международная

индустриальные

Интеграционные

страны.

группировки

стран

зарубежной Азии.
Основные районы и направления сельского хозяйства. Особое
значение ирригации. Транспорт и международные экономические
связи. Непроизводственная сфера.
Охрана

окружающей

экологическая

политика.

среды

Угроза

и

экологические

обезлесения

и

проблемы,

опустынивания.

Объекты Всемирного наследия.
Субрегионы зарубежной Азии: Юго-Западная Азия, Южная
Азия,

Юго-Восточная

Азия,

Центральная

и

Восточная

Азия.

Специфика субрегионов.
Япония. Краткая историческая справка. Территория, границы,
положение,

государственный

естественного движения,
Особенности
городские

Население:

особенности

национального и религиозного состава.

размещения

агломерации

строй.

населения
и

и

мегалополис

урбанизации.
Токайдо.

Главные
Объекты

Всемирного наследия.
Место Японии в мировой экономике.

Причины быстрого
15

экономического

роста.

Характерные

черты

японской

промышленности и особенности ее географии. Зависимость от
внешних

источников

сырья.

Структура

и

география

сельского

хозяйства. Огромная роль рыболовства. Развитие и размещение
транспорта. Особая роль морского транспорта. Международные
экономические связи.
Внутренние различия: страна с двумя «лицами». Тихоокеанский
промышленный пояс и Внутренняя

Япония. Особая роль острова

Хоккайдо.
Китайская

Народная

Республика.

Краткая

историческая

справка. Территория, границы, положение. Государственный строй.
Природные условия и ресурсы. Специфика населения. Особенности
воспроизводства
национального

и

демографическая

состава.

Особенности

политика.

Особенности

расселения,

крупнейшие

города. Особая роль зарубежных китайцев – хуацяо. Объекты
Всемирного наследия.
Хозяйство Китая: достижения и проблемы. Китай как растущий
центр мирового хозяйства. Характеристика отраслевой структуры и
география

отраслей

добывающей

и

обрабатывающей

промышленности.
Природные предпосылки для развития сельского хозяйства.
Особое значение культуры риса. Главные сельскохозяйственные
районы.
Международные

экономические

связи;

свободные

экономические зоны Китая.
Охрана

окружающей

среды

и

экологические

проблемы.

Объекты Всемирного наследия.
Республика Индия. Краткая историческая справка. Территория,
границы, положение, государственный строй. Природные условия и
ресурсы.

Особенности

Демографический

взрыв

воспроизводства
и

его

последствия.

населения.
Трудности

демографической политики. Сложный этнический и религиозный
состав. Межэтнические и религиозные противоречия. Основные
черты размещения населения: городское население. Крупнейшие
города. Сельское население.
16

Достижения и проблемы экономики Индии. Основные черты
отраслевой

структуры

и

географии

отрасли и промышленные районы.
развития

сельского

хозяйства

и

хозяйства.
главные

промышленности.

Главные

Природные предпосылки для
Отраслевой

состав

сельского

сельскохозяйственные

районы.

Непроизводственная сфера.
Международные экономические связи.
Внутренние различия. Экономические районы Индии и их
специфика.
Охрана

окружающей

среды

и

экологические

проблемы.

Объекты Всемирного наследия.
Основные понятия: Юго-Западная, Центральная, Восточная,
Южная и Юго-Восточная Азия.
Австралия.

Краткая

историческая

справка.

Территория,

границы, положение. Политическая карта. Государственный строй.
Богатство

природных

ресурсов

и

нехватка

воды.

Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов.
Особенности

воспроизводства,

состава

и

размещения

населения. Мигранты.
Место в мировом хозяйстве, главные отрасли специализации.
Международные экономические связи.
Охрана

окружающей

среды

и

экологические

проблемы.

Объекты Всемирного наследия.
Океания. Краткая характеристика географической специфики,
природных ресурсов, особенностей населения и хозяйственного
развития

Практические работы:
Пр.раб.№2 «Территориальные

диспропорции

в

размещении

производства на примере Японии».

Тема 3. Африка
17

Общая

характеристика

региона.

Территория,

границы

и

географическое положение. Политическая карта, пограничные споры
и конфликты. Особенности государственного строя.
Природные условия и ресурсы как важнейшая предпосылка
экономического

развития

стран

Африки.

Хозяйственная

оценка

полезных ископаемых, земельных, агроклиматических и лесных
ресурсов.
Население:
проблемы.

демографический

Особенности

взрыв

этнического

и

и

связанные

религиозного

с

ним

состава

населения. Особенности размещения населения.
Место и роль Африки в мировом хозяйстве. Главные отрасли
специализации.

Преобладающее

промышленности,
Особенности
причина

основные

сельского

деградации

значение

отрасли

хозяйства.

земель.

и

горно-добывающей

районы

Монокультура

Транспортные

размещения.
земледелия

проблемы

–

Африки.

Непроизводственная сфера.
Охрана

окружающей

среды

и

экологические

проблемы.

Заповедники и национальные парки. Объекты Всемирного наследия.
Международные экономические связи.
Субрегионы

Африки:

Северная,

Западная,

Восточная,

Центральная и Южная Африка. Их специфика.
Южно-Африканская
экономически

развитая

Республика
страна

(ЮАР)

Африки.

–

единственная

Краткая

историческая

справка. Основные черты ее экономико-географического положения,
государственного

строя,

природы,

населения

и

хозяйства.

Богатейшие природные ресурсы: алмазы, золото, каменный уголь,
рудные ископаемые. Доминирование горнодобывающей

отрасли.

«Черное большинство» и «белое меньшинство».
Республика Кения – типичная развивающаяся страна Африки.
Краткая историческая справка. Основные черты ее экономикогеографического

положения,

государственного

строя,

природы,

населения и хозяйства. Богатейший рекреационный потенциал и его
использование.

Практические работы:
18

Пр. раб.№3. «Составление ЭГХ страны (по выбору)»

Тема 4. Северная Америка
Понятие об Англо-Америке и Латинской Америке.
Соединенные Штаты Америки. Краткая историческая справка.
Территория, границы, положение. Государственный строй.
Численность
этнического

и

и

воспроизводство

религиозного

населения.

состава.

Роль

Специфика

иммиграции

в

формировании населения. Основные черты размещения населения.
Урбанизация в США и ее особенности. Главные города, агломерации
и мегалополисы. Сельское население.
Хозяйство
промышленности.

США.

Природные

Основные

предпосылки

отрасли

для

развития

промышленности

и

их

география. Промышленные пояса и главные промышленные районы.
Условия для развития сельского хозяйства. География основных
отраслей, сельскохозяйственные районы (пояса) и их специализация.
Особенности транспортной системы. Сеть сухопутных магистралей.
Морские порты. Международные экономические связи США.
Загрязнение окружающей среды в США и меры по ее охране.
Национальные парки и объекты Всемирного наследия.
Внутренние различия. Экономические районы: Северо-Восток,
Средний Запад, Юг, Запад. Особая роль Калифорнии.
Канада. Краткая историческая справка. Основные черты ее
экономико-географического

положения,

государственного

строя,

природы, населения и хозяйства. Богатство природно-ресурсного
потенциала.

Большая

роль

добывающих

отраслей

и

сельского

хозяйства – признаки страны переселенческого капитализма. Место
Канады в мировом хозяйстве. Взаимозависимость экономики Канады
и США.

Тема 5. Латинская Америка
Состав и

общая характеристика региона. Географическое
19

положение. Природные условия и ресурсы.
Население: тип воспроизводства и проблемы с ним связанные.
Неоднородность

этнического

и

религиозного

состава.

Неравномерность в размещении населения и ее причины. Темпы и
уровень урбанизация, крупнейшие городские агломерации. Ложная
урбанизация.
Современный уровень и структура хозяйства. Значение и место
Латинской

Америки

специализации.

в

мировом

хозяйстве,

Главенствующая

главные

роль

отрасли

горнодобывающей

промышленности, ее главные районы и отрасли. Обрабатывающая
промышленность, основные отрасли и черты ее размещения.
Особенности
Главные

землевладения:

сельскохозяйственные

Основные

черты

латифундии

районы

развития

и

и

и

их

минифундии.

специализация.

размещения

транспорта.

Международные экономические связи. Охрана окружающей среды и
экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия.
Деление Латинской Америки на субрегионы. Страны бассейна
Амазонки и Ла-Платской низменности, Андские (Андийские) страны,
Центральная Америка. Вест-Индия и Мексика.
Бразилия. Краткая историческая справка. Основные черты ее
экономико-географического

положения,

государственного

строя,

природы, населения и хозяйства. Место Бразилии в экономике
Латинской

Америки

территориальной

и
и

мировом

хозяйстве.

отраслевой

Характерные

структуры

черты

хозяйства.

«Промышленный треугольник». Города Рио-де-Жанейро и СанПаулу. Значительная роль машиностроения в экономике страны.
Страна

кофе.

Недостаточное

развитие

транспортной

системы.

Объекты Всемирного наследия.

Практические работы:
Пр. раб.№4. «Сравнительная характеристика развивающихся стран
Азии, Африки, Латинской Америки (по выбору)»

Раздел 2. Глобальные проблемы человечества
20

Природа и цивилизация. Понятие о глобальных проблемах, их
типах и взаимосвязях. Географические аспекты глобальных проблем
человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая,
продовольственная,

экологическая

проблемы

как

особо

приоритетные, пути их решения. Проблема преодоления отсталости
развивающихся стран. Географические аспекты качества жизни
населения.

Роль

географии

в

решении

глобальных

проблем

человечества.

21

III. Тематическое планирование

10 класс

Тема
1.
2.
3.

4.
5.
6.

Введение
Раздел 1.Современная политическая
карта мира
Раздел 2. География мировых
природных ресурсов. Загрязнение и
охрана окружающей среды
Раздел 3 География населения мира
Раздел 4. НТР и мировое хозяйство
Раздел 5. География отраслей
мирового хозяйства
Итого

Количество часов
1
5
9

5
4
11
35

11 класс

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Тема
Зарубежная Европа
Зарубежная Азия
Африка
Северная Америка
Латинская Америка
Глобальные проблемы человечества
Итого

Количество часов
10
9
5
4
3
3
34

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».