Рабочая программа по литература 10-11

02-04
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Школа №128 городского округа город Уфа Республики Башкортостан
«РАССМОТРЕНО»
Методическим объединением
учителей
Руководитель ШМО
___________Арсеньева Н.В.
(Протокол № 1
от «25»августа 2019г.)

«СОГЛАСОВАНО»
Методическим советом
Председатель МС
Фомина Л.Н.
(Протокол № 1 от «26» августа
2019г.)

«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ______Ю.В. Малышева
Приказ № 373 от 27.09.2019г.

Рабочая программа
литература

учебного предмета:
уровень общего образования: среднее общее образование
срок реализации: 2 года

Составитель/разработчик:
Арсеньева Н.В.,
учитель русского языка и
литературы
высшей категории

г. Уфа-2019 г.
1

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
В 10 КЛАССЕ (базовый уровень)
В результате изучения литературы на базовом уровне в 10 классе ученик должен
знать/понимать
1.1.

- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков второй половины XIX вв.;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных
направлений;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по
истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система
образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка,
художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения,
объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать
конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных
произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы;
соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- сопоставлять литературные произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы
литературного произношения;
- аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на
литературные темы
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм
русского литературного языка;
- участия в диалоге или дискуссии;
- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их
эстетической значимости;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.

2

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
В 10 КЛАССЕ (профильный уровень)
В результате изучения литературы на профильном уровне ученик должен
1.2.

– понимать ключевые проблемы изученных произведений литературы;
– понимать связи литературных произведений с эпохой их написания, выявлять
заложенные в них вневременные ценности;
– читать научно-популярные и художественные тексты;
– читать выразительно; с остановками; выборочно, с комментарием и др.;
– пересказывать подробно, кратко, выборочно, с комментированием историкокультурного характера, в том числе сюжета, фабулы, фрагмента текста и др.;
– формулировать собственное отношение к произведениям литературы;
– анализировать художественные произведения разных родов и жанров, осуществляя
целостный и фрагментарный анализ;
– выявлять художественные средства и приёмы создания образов (тропы: сравнение,
эпитет, оксюморон, метонимию, метафору, аллегорию, иронию, гиперболу, литоту;
стилистические фигуры: анафору, эпифору и др.);
– определять основные стихотворные размеры и виды стиха (хорей, ямб, дактиль,
амфибрахий, анапест, вольный стих, белый стих, свободный стих);
– писать отзывы, рецензии на художественные произведения, сочинения в
жанре краткого ответа на проблемный вопрос (5-10 предложений), сочинения по теме
(не менее 200 слов), классные и домашние, соблюдая временные рамки для написания
текстов разных объемов; писать и защищать рефераты, исследовательские работы,
защищать
исследовательские проекты, составлять тезисы своей письменной работы;
– практически определять и аргументировать принадлежность произведения к
определенному литературному направлению (классицизм, сентиментализм, романтизм,
реализм), исторической эпохе, жанру;
– исследовать художественное произведение, выявляя позицию автора;
– сопоставлять указанное произведение с произведениями других авторов;
– характеризовать систему персонажей художественного произведения, выявлять и
характеризовать конфликт, композицию произведения;
– уметь характеризовать темы (вечные, национальные, исторические, темы искусства) и
проблемы (социально-психологические, нравственно-этические, национальноисторические, философские, религиозные и др.).
– на практике выявлять отличия фольклора и художественной литературы.
– на практике видеть и узнавать приемы создания художественного образа (портрет,
авторская характеристика, характеристика другими действующими лицами,
художественные детали, речевая характеристика и др.);
– знать и на практике различать стили речи (публицистический, научный, официальноделовой, художественный, разговорный).
Ожидаемые результаты:
1) в познавательной сфере:
– совершенствование компетенций, необходимых для аргументации, комментирования,
обоснования собственной точки зрения;
– понимание ключевых проблем изученных произведений;
– понимание актуальности изучаемых произведений, их связи с эпохой написания,
выявление их вневременного значения;
- формирование навыков анализа литературных произведений: их родовой
и жанровой специфики, темы, идеи, пафоса,
системы персонажей, навыков сопоставления персонажей и произведений в целом;
3

– понимание роли изобразительно-выразительных средств языка в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения;
– осмысленное чтение и понимание научно-популярных и художественных текстов;
– овладение элементарной литературоведческой терминологией для анализа
литературного произведения.
2) в ценностно-ориентационной сфере:
− приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям русской литературы и
культуры, восприятие их в контексте мировой культуры;
− умение формулировать оценочные суждения о произведениях отечественной
литературы;
− интерпретирование изучаемых художественных произведений,
сопоставление собственных суждений с авторской позицией;
− умение видеть и характеризовать тематику и проблематику изучаемых
произведений: темы вечные, национальные, исторические, темы искусства. Проблемы
социально-политические, нравственно-этические, национально-исторические, культурнобытовые, мифологические, философские, религиозные и др.
3) в коммуникативной сфере:
− формирование компетенции осмысленного чтения и адекватного восприятия
прочитанного;
− формирование компетентностей, необходимых для создания устных монологических
высказываний разного типа;
− создание письменного высказывания в жанре сочинения на темы, связанные с
тематикой и проблематикой изученных произведений;
− создание творческих работ, исследовательских проектов, рефератов на
общелитературные и общекультурные темы;
− написание отзыва, рецензии на художественные произведения, сочинения в
жанре краткого ответа на проблемный вопрос.
4) в эстетической сфере:
− понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;
− формирование эстетического вкуса;
− развитие и уточнение понимания природы художественного слова и его эстетической
функции;
− понимание и умение истолковывать роль изобразительно-выразительных средств
языка в создании художественных образов литературных произведений;
− использование литературоведческих терминов и понятий в качестве инструментария
для анализа художественного текста.

4

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
В 11 КЛАССЕ
Приоритетами для учебного предмета "Литература" на этапе среднего (полного)
общего образования являются:
• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между
частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
• сравнение, сопоставление, классификация;
• самостоятельное выполнение различных творческих работ;
• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или
развернутом виде;
• осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа
текста, использование различных видов чтения (ознакомительное,
просмотровое, поисковое и др.);
• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать
мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем
(текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с
коммуникативной задачей;
• составление плана, тезисов, конспекта;
• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или
письменной форме результатов своей деятельности;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач
различных источников информации, включая энциклопедии, словари,
Интернет-ресурсы и др. базы данных;
• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками
контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих
интересов и возможностей.
Поэтому в результате изучения литературы с использованием данного УМК ученики
11 класса должны уметь:
чтение и восприятие
- прочитать программные произведения, предназначенные для текстуального
и обзорного изучения; воспроизводить их конкретное содержание (главные герои,
основные сюжетные линии и события); дать оценку героям и событиям;
чтение, истолкование и оценка
- анализировать и оценивать изученное произведение как художественное
единство; характеризовать следующие его компоненты: проблематика и идейный
смысл; группировка героев относительно главного конфликта и система образов;
особенности композиции; взаимосвязь узловых эпизодов; средства изображения
образов – персонажей (портрет, пейзаж, интерьер, авторская характеристика, речевая
характеристика); род и жанр произведения, способ авторского повествования;
своеобразие авторской речи; авторское отношение к изображаемому;
- давать оценку изученному лирическому произведению на основе
личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей;
- применять сведения по истории и теории литературы при истолковании и
оценке изученного художественного произведения;
- знать основные факты о жизни и творчестве изучаемых писателей;
- объяснять связь произведений со временем написания и современностью;
- объяснять сходство и различие произведений разных писателей;
1.3.

5

- соотносить произведение с литературным направлением эпохи, называть
основные черты этих направлений;
чтение и речевая деятельность
- владеть монологическими и диалогическими формами устной и письменной
речи;
- пересказывать текст художественного произведения, руководствуясь
заданием (характеристика образа – персонажа, основная проблема произведения,
особенности композиции);
- анализировать эпизод изученного произведения;
- составлять планы, тезисы статей на литературную тему;
- писать сочинения на литературную тему разных жанров;
- выразительно читать художественное произведение, в том числе выученные
наизусть.

6

2.1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЛИТЕРАТУРА
В 10 КЛАССЕ (базовый уровень)
Понятие литературного процесса. Литературное произведение в историко-культурном
контексте
(вводный урок)
Понятие творческого пути автора, периодизация творчества и ее факторы.
Индивидуальный стиль. Художественная традиция и новаторство. Понятие литературной
борьбы. Биографический, исторический и литературный контекст творчества автора.
Русская литература второй половины XIX века (1 ч)
Обзор русской литературы 2 половины 19 века
А. Н. Островский (9 ч)
А.Н. Островский. Этапы биографии и творчество. Введение в работу над «Грозой».
История создания произведения.
Город Калинов и его обитатели. Работа над содержанием 1, 2 действия.
Катерина в борьбе за свои человеческие права. Работа над содержанием
3,4, 5 действия драмы Островского «Гроза». .
«Обличие» «хозяев жизни» в драме Островского «Гроза» разбор драмы в целом.
Дикой, Кабаниха, Феклуша
Образы «жертв» «темного царства»: Бориса, Тихона, Варвары, Кудряша, Кулигина.
Образ Катерины. Работа над фрагментами критических статей.
Подготовка к сочинению по драме Островского «Гроза»
Теория литературы. Драма как жанр. Конфликт. Сюжет. Система персонажей. Конфликт.
Герой, характер, тип. Идея, пафос. Художественный образ. Трагическое.
И. А. Гончаров (6 ч)
И.А.Гончаров. Основные этапы жизни и творчества. «Обломов»
Образ главного героя. Понятие «обломовщина»
Обломов и Штольц.
Художественное мастерство Гончарова в романе. Обломов, Ольга Ильинская и
Агафья Матвеевна
Итоговый урок по творчеству Гончарова. Подготовка к сочинению
Теория литературы. Реализм. Роман. Сюжет. Система образов. Герой, характер, тип.
Авторская позиция. Психологизм. Диалог. Внутренний монолог. Деталь. Авторская
позиция. Замысел.
Ф. И. Тютчев (2ч)
Ф.И. Тютчев. Жизнь и творчество. Основные мотивы лирики.
Теория литературы. Понятие о философской лирике. Изобразительно-выразительные
средства в лирике. Лирический герой.
А. А. Фет (3ч)
А.А.Фет. Жизнь и творчество Основные мотивы лирики.
Теория литературы. Художественный образ. Содержание и форма. Новаторство.
Традиции.
Н. С. Лесков (3ч)
Н.С. Лесков. Очерк жизни и творчества. «Очарованный странник»
«Очарованный странник»: тема праведничества
Очерк «Леди Макбет Мценского уезда»: противоречивость образа героини.
Теория литературы. Язык и стиль.
И. С. Тургенев (12 ч)
И.С. Тургенев. Судьба писателя. Записки охотника»
7

«Отцы и дети». История создания и художественное своеобразие.
Анализ общественного фона романа.
Базаров и Кирсановы
Базаров и Одинцова
Базаров и родители
Второй цикл «странствий» героя
Болезнь и смерть Базарова
«Стихотворения в прозе»: идейно-художественное своеобразие
Подготовка к сочинению по творчеству И. С. Тургенева
Теория литературы. Герой, тип, характер. Проблематика. Ирония, сатира, сарказм.
Психологизм. Трагический конфликт. Верлибр. Афоризм
Н. А. Некрасов (9ч)
Н.А. Некрасов. Очерк жизни и творчества. Тема поэта и поэзии в лирике Некрасова.
Народная тема в лирике Некрасова
Любовная лирика Некрасова
«Кому на Руси жить хорошо». Замысел, жанр, композиция. Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Образы крестьянок в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Заступники народные в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Подготовка к сочинению по творчеству Некрасова.
Теория литературы. Проблематика. Лирический герой. Жанр поэмы-эпопеи. Образ
автора. Авторская позиция.
Н. Г. Чернышевский(3ч)
Н.Г. Чернышевский. Писатель и его роман. «Новые люди» и Базаров.
«Будущее светло и прекрасно...» (Теория литературы: утопия)
Ф. М. Достоевский (11 ч)
Ф.М. Достоевский. Очерк жизни и творчества.
«Бедные люди»: тема «маленького человека»
История создания и идейно-художественное своеобразие «Преступления и наказания»
Социальные и философские предпосылки бунта Раскольникова.
Крушение теории Раскольникова.
«Преступление и наказание» - роман отражений.
Раскольников в системе персонажей
Финал романа: нравственные уроки
Теория литературы. Тема. Проблематика. Система персонажей. Психологизм. Стиль
повествования. Герой. Характер. Идея. Пафос. Авторская позиция. Идея. Мировоззрение
писателя.
М. Е. Салтыков – Щедрин (5 ч)
М.Е. Салтыков-Щедрин. Очерк жизни и творчества.
«Сказки» Салтыкова-Щедрина — синтез его творчества.
Злободневность и политическая острота «Сказок»
«История одного города»: проблематика и поэтика.
«История одного города» как сатирическое произведение.
Теория литературы. Сатира, сарказм. Гротеск, гипербола.
Л. Н. Толстой (26 ч)
Л.Н.Толстой. Очерк жизни и творчества.
«Севастопольские рассказы»: суровая правда войны.
8

История создания и особенности жанра романа «Война и мир»
Анализ эпизода «Вечер в салоне Анны Павловны Шерер»
Анализ эпизодов «Именины в доме Ростовых», «Приезд князя Андрея в Лысые горы».
Изображение войны 1805-1807 гг
«Интересы мысли» Пьера и Андрея.
Жизнь людей и природа в понимании Толстого.
Война 1812года. Первые философские главы, их роль.
Сцены оставления русскими своих земель.
Бородино.
Партизанская война.
«Народная мысль» в романе.
Кутузов, его роль.
Наполеон, его роль.
Этапы духовных исканий князя Андрея.
Этапы духовных исканий Пьера.
Любимая героиня Толстого.
Нравственные уроки романа.
Теория литературы. Эпопея. Герой. Характер. Деталь. Портрет. Внутренний монолог.
Сатира, ирония. Авторская позиция. Идея. Народность. Герой. Проблематика. Антитеза.
А. П. Чехов (12ч)
А.П. Чехов. Очерк жизни и творчества.
Раннее творчество («Смерть чиновника», «Степь»)
Анализ рассказа «Ионыч»
Мир человека и мир вещей в рассказах Чехова. («Скрипка Ротшильда»)
Анализ рассказа «Студент»
«Маленькая трилогия»
«Принципы новой драмы»
«Вишневый сад», жанровоё и композиционно-художественное своеобразие.
Своеобразие основного конфликта и его разрешения.
Сочинение по творчеству Чехова.
Теория литературы. Сюжет, тема, проблематика. Конфликт. Сюжет. Композиция. Герой,
характер, тип. Авторская позиция. Драма. Комедия. Ремарка. Жанр. Стиль и язык.
Зарубежная литература(3 ч)
И.Гете. «Фауст» (обзор)
О.Бальзак. Гобсек» (обзор)

9

2.2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЛИТЕРАТУРА
В 10 КЛАССЕ (профильный уровень)
Русская литературно-критическая и философская мысль первой половины ХIХ
века.
Понятие творческого пути автора, периодизация творчества и ее факторы.
Индивидуальный стиль. Художественная традиция и новаторство. Понятие литературной
борьбы. Биографический, исторический и литературный контекст творчества автора.
А.С.Пушкин
«Муза пламенной сатиры». Социально-историческая тема в лирике Пушкина. Годы
странствий: самовоспитание художника. «К морю». Тема призвания поэта в
лирике Пушкина. «Пророк», «Поэт».
«Чувства добрые» как основа пушкинской поэзии. Красота мира и человеческих
чувств (тема дружбы, любви, природы, жизни и смерти). Проблема личности и
государства в поэме «Медный всадник».
М.Ю.Лермонтов
Тяжкое бремя пророчества. Образ поэта в лирике Лермонтова. Мотивы интимной
лирики Лермонтова. Темы и мотивы философской лирики Лермонтова.
Осмысление бытия человека, любовь к Родине – её народу и природе.
Нравственно-философская проблематика поэмы «Демон».
Н.В.Гоголь
Художник и «страшный» мир в повести «Невский проспект». Проблематика и
художественное своеобразие повести «Нос».
Русская литература второй половины XIX века
Обзор русской литературы 2 половины 19 века
А. Н. Островский
А.Н. Островский. Этапы биографии и творчество. Введение в работу над «Грозой».
История
создания произведения.
Город Калинов и его обитатели. Работа над содержанием 1, 2 действия.
Катерина в борьбе за свои человеческие права. Работа над содержанием
3,4, 5 действия драмы
Островского «Гроза». .

10

«Обличие» «хозяев жизни» в драме Островского «Гроза» разбор драмы в целом.
Дикой, Кабаниха,
Феклуша
Образы «жертв» «темного царства»: Бориса, Тихона, Варвары, Кудряша, Кулигина.
Образ Катерины. Работа над фрагментами критических статей.
Подготовка к домашнему сочинению по драме Островского «Гроза»
Теория литературы. Драма как жанр. Конфликт. Сюжет. Система персонажей. Конфликт.
Герой, характер, тип. Идея, пафос. Художественный образ. Трагическое.
И. А. Гончаров
И.А.Гончаров. Основные этапы жизни и творчества. «Обломов»
Образ главного героя. Понятие «обломовщина»
Обломов и Штольц.
Художественное мастерство Гончарова в романе. Обломов, Ольга Ильинская
и Агафья Матвеевна
Итоговый урок по творчеству Гончарова. Подготовка к сочинению
Теория литературы. Реализм. Роман. Сюжет. Система образов. Герой, характер, тип.
Авторская позиция. Психологизм. Диалог. Внутренний монолог. Деталь. Авторская
позиция. Замысел.
И. С. Тургенев
И.С. Тургенев. Судьба писателя. Записки охотника»
«Отцы и дети». История создания и художественное своеобразие.
Анализ общественного фона романа.
Базаров и Кирсановы
Базаров и Одинцова
Базаров и родители
Второй цикл «странствий» героя
Болезнь и смерть Базарова
«Стихотворения в прозе»: идейно-художественное своеобразие
Подготовка к сочинению по творчеству И. С. Тургенева
11

Теория литературы. Герой, тип, характер. Проблематика. Ирония, сатира, сарказм.
Психологизм. Трагический конфликт. Верлибр. Афоризм
Н. Г. Чернышевский
Н.Г. Чернышевский. Писатель и его роман. «Новые люди» и Базаров.
«Будущее светло и прекрасно...» (Теория литературы: утопия)
Н. А. Некрасов
Н.А. Некрасов. Очерк жизни и творчества. Тема поэта и поэзии в лирике Некрасова.
Народная тема в лирике Некрасова
Любовная лирика Некрасова
«Кому на Руси жить хорошо». Замысел, жанр, композиция. Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить
хорошо»
Образы крестьянок в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Заступники народные в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Подготовка к домашнему сочинению по творчеству
Некрасова.
Теория литературы. Проблематика. Лирический герой. Жанр поэмы-эпопеи. Образ
автора. Авторская позиция.
Ф. И. Тютчев
Ф.И. Тютчев. Жизнь и творчество. Основные мотивы лирики.
Теория литературы. Понятие о философской
средства в лирике. Лирический герой.

лирике. Изобразительно-выразительные

А. А. Фет
А.А.Фет. Жизнь и творчество Основные мотивы лирики.
Теория литературы. Художественный образ. Содержание и форма. Новаторство.
Традиции.
Н. С. Лесков
Н.С. Лесков. Очерк жизни и творчества. «Очарованный странник»
«Очарованный странник»: тема праведничества
12

Очерк «Леди Макбет Мценского уезда»: противоречивость образа героини.
Теория литературы. Язык и стиль.
М. Е. Салтыков – Щедрин
М.Е. Салтыков-Щедрин. Очерк жизни и творчества.
«Сказки» Салтыкова-Щедрина — синтез его творчества.
Злободневность и политическая острота «Сказок»
«История одного города»: проблематика и поэтика.
«История одного города» как сатирическое произведение.
Теория литературы. Сатира, сарказм. Гротеск, гипербола.
А.Н.Толстой
Песни чистой души. «Коль любить, так без рассудку», «Средь шумного бала,
случайно…»
Сатирические произведения. «История государства Российского от Гостомысла до
Тимашева»
Л. Н. Толстой
Л.Н.Толстой. Очерк жизни и творчества.
«Севастопольские рассказы»: суровая правда войны.
История создания и особенности жанра романа «Война и мир»
Анализ эпизода «Вечер в салоне Анны Павловны Шерер»
Анализ эпизодов «Именины в доме Ростовых», «Приезд князя Андрея в Лысые горы».
Изображение войны 1805-1807 гг
«Интересы мысли» Пьера и Андрея.
Жизнь людей и природа в понимании Толстого.
Война 1812года. Первые философские главы, их роль.
Сцены оставления русскими своих земель.
Бородино.
Партизанская война.
«Народная мысль» в романе.

13

Кутузов, его роль.
Наполеон, его роль.
Этапы духовных исканий князя Андрея.
Этапы духовных исканий Пьера.
Любимая героиня Толстого.
Нравственные уроки романа.
Теория литературы. Эпопея. Герой. Характер. Деталь. Портрет. Внутренний монолог.
Сатира,
ирония. Авторская позиция. Идея. Народность. Герой. Проблематика. Антитеза.
Ф. М. Достоевский
Ф.М. Достоевский. Очерк жизни и творчества.
«Бедные люди»: тема «маленького человека»
История создания и идейно-художественное своеобразие «Преступления и наказания»
Социальные и философские предпосылки бунта Раскольникова.
Крушение теории Раскольникова.
«Преступление и наказание» - роман отражений.
Раскольников в системе персонажей
Финал романа: нравственные уроки
Теория литературы. Тема. Проблематика. Система персонажей. Психологизм. Стиль
повествования. Герой. Характер. Идея. Пафос. Авторская позиция. Идея. Мировоззрение
писателя.
А. П. Чехов
А.П. Чехов. Очерк жизни и творчества.
Раннее творчество («Смерть чиновника», «Степь»)
Анализ рассказа «Ионыч»
Мир человека и мир вещей в рассказах Чехова. («Скрипка Ротшильда»)
Анализ рассказа «Студент»
«Маленькая трилогия»
«Принципы новой драмы»
14

«Вишневый сад», жанровоё и композиционно-художественное своеобразие.
Своеобразие основного конфликта и его разрешения.
Сочинение по творчеству Чехова.
Теория литературы. Сюжет, тема, проблематика. Конфликт. Сюжет. Композиция. Герой,
характер, тип. Авторская позиция. Драма. Комедия. Ремарка. Жанр. Стиль и язык.
Зарубежная литература
И.Гете. «Фауст» (обзор)

15

2.3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЛИТЕРАТУРА
В 11 КЛАССЕ
Литература XX века
Введение
Русская литература ХХ вв. контексте мировой культуры. Основные темы и
проблемы (ответственность человека за свои поступки, человек на войне, тема
исторической памяти, человек и окружающая его живая природа). Обращение к народному
сознанию в поисках нравственного идеала. Взаимодействие зарубежной, русской
литературы и литературы других народов России, отражение в них “вечных” проблем
бытия.
Литература первой половины XX века
Обзор русской литературы первой половины XX века
Традиции и новаторство в литературе рубежа XIX−ХХ вв. Реализм и модернизм.
Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и
литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи.
Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Советская
литература и литература русской эмиграции. “Социалистический реализм”.
Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических
событий. Проблема “художник и власть”.
И. А. Бунин
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний
шмель».
Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина. Пейзажная лирика поэта.
Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской
поэзии в лирике Бунина.
Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», «Лёгкое
дыхание», цикл «Темные аллеи».
Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания
"дворянских гнезд" в рассказе “Антоновские яблоки”. Исследование национального
характера. “Вечные” темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с
миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы
создания характера. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы.
Своеобразие художественной манеры Бунина.
А. И. Куприн
Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Гранатовый браслет». Своеобразие сюжета повести. Споры героев об
истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм
решения любовной темы в повести. Символический смысл художественных деталей,
поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа
в повести, смысл финала.
Повесть «Поединок». Мир армейских отношений как отражение духовного
кризиса русского общества.
М. Горький
Жизнь и творчество (обзор).
Рассказ «Старуха Изергиль».
Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема
поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического
идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая
роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа.
Пьеса «На дне».
16

Сотрудничество писателя с Художественным театром. “На дне” как социальнофилософская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников.
Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Споры о человеке.
Три правды в пьесе и их драматическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда
утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Проблема счастья в пьесе.
Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горькогодраматурга. Афористичность языка.
«Босяцкий цикл, или Страна философов». Протест героя-одиночки против
«бескрылого существования», «пустыря в душе».
Тема раскрепощенной души в повести «Фома Гордеев».
Л.Н. Андреев
Нравственно-философская проблематика рассказа «иуда Искариот»
Проблема веры и безверия в рассказе «Жизнь Василия Фивейского»
Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX в.
Серебряный век как своеобразный "русский ренессанс". Литературные течения
поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне
литературных течений.
Символизм
Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на
творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами
(задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства).
Конструирование мира в процессе творчества, идея “творимой легенды”. Музыкальность
стиха. "Старшие символисты" (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и
"младосимволисты" (А. Белый, А. А. Блок).
В. Я. Брюсов
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны».
Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии.
Культ формы в лирике Брюсова.
К. Д. Бальмонт
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в
этот мир пришел, чтоб видеть солнце…». Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта.
Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения
чувств и мыслей.
А. Белый
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине». Интуитивное постижение
действительности. Тема родины, боль и тревога за судьбы России. Восприятие
революционных событий как пришествия нового Мессии.
Акмеизм
Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева "Наследие
символизма и акмеизм". Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к
“прекрасной ясности”, создание зримых образов конкретного мира. Идея поэтаремесленника.
Н. С. Гумилев
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай»,
«Капитаны». Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в
его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и
прозаическое в поэзии Гумилева.
17

Футуризм
Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер “нового
искусства”. Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация “самовитого” слова,
приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык,
неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов.
Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В.
Маяковский, В. Хлебников), "Центрифуга" (Б. Л. Пастернак).
И. Северянин
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»),
«Двусмысленная слава». Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии
Северянина, оригинальность его словотворчества.
В. В. Хлебников
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…», «Еще раз, еще
раз…».
Слово в художественном мире поэзии Хлебникова. Поэтические эксперименты.
Хлебников как поэт-философ.
Крестьянская поэзия
Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX в. в
творчестве Н. А. Клюева, С. А. Есенина.
Н. А. Клюев.
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья...», «Из подвалов,
из темных углов...». Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии.
Крестьянская тематика, изображение труда и быта деревни, тема родины, неприятие
городской цивилизации. Выражение национального русского самосознания. Религиозные
мотивы.
А. А. Блок
Жизнь и творчество.
Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В
ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле
Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «О, я хочу безумно
жить…», «Скифы».
Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной
Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города
в творчестве Блока. Образы “страшного мира”. Соотношение идеала и действительности в
лирике Блока. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема
исторического пути России в цикле “На поле Куликовом” и стихотворении “Скифы”.
Лирический герой поэзии Блока, его эволюция.
Поэма «Двенадцать».
История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции.
Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет
поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее
основные символы. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция и
способы ее выражения в поэме.
В. В. Маяковский
Жизнь и творчество.
Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко
нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся». Стихотворения: «Нате!»,
«Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой».
18

Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике. Поэт и революция, пафос
революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма,
неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность
строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии,
осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в творчестве
Маяковского.
С. А. Есенин
Жизнь и творчество.
Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах
багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль.
Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…»,
«Русь Советская», «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый
дом…», «Неуютная жидкая лунность…».
Традиции А. С. Пушкина и А.В. Кольцова в есенинской лирике. Тема родины в
поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись,
сквозные образы лирики Есенина. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема
быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Народно-песенная основа,
музыкальность лирики Есенина.
М. И. Цветаева
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку»
(«Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска
по родине! Давно…», «Идешь, на меня похожий…», «Куст».
Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности.
Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и
мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля.
О. Э. Мандельштам
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За
гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»,
«Невыразимая печаль», «Tristia». Историзм поэтического мышления Мандельштама,
ассоциативная манера его письма. Представление о поэте как хранителе культуры.
Мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама.
А. А. Ахматова
Жизнь и творчество.
Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной
вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…»,
«Родная земля», «Я научилась просто, мудро жить…», «Бывает так: какая-то
истома…».
Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний. Темы любви и
искусства. Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой. Разговорность интонации
и музыкальность стиха. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике
Ахматовой.
Поэма «Реквием».
История создания и публикации. Смысл названия поэмы, отражение в ней личной
трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической
памяти над забвением как основной пафос “Реквиема”. Особенности жанра и композиции
поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога.
Б. Л. Пастернак
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение
поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Снег идет»,
19

«Быть знаменитым некрасиво…».
Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического
слова. Тема поэта и поэзии (искусство и ответственность, поэзия и действительность,
судьба художника и его роковая обреченность на страдания). Философская глубина лирики
Пастернака. Тема человека и природы. Сложность настроения лирического героя.
Соединение патетической интонации и разговорного языка.
Роман «Доктор Живаго» (обзор).
История создания и публикации романа. Цикл “Стихотворения Юрия Живаго” и его
связь с общей проблематикой романа.
М. А. Булгаков
Жизнь и творчество.
Роман «Мастер и Маргарита».
История создания и публикации романа. Своеобразие жанра и композиции романа.
Роль эпиграфа. Эпическая широта и сатирическое начало в романе. Сочетание реальности
и фантастики. Москва и Ершалаим. Образы Воланда и его свиты. Библейские мотивы и
образы в романе. Человеческое и божественное в облике Иешуа. Фигура Понтия Пилата и
тема совести. Проблема нравственного выбора в романе. Изображение любви как высшей
духовной ценности. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы
романа.
А. П. Платонов
Жизнь и творчество.
Повесть «Котлован».
Традиции Салтыкова-Щедрина в прозе Платонова. Высокий пафос и острая сатира
в “Котловане”. Утопические идеи “общей жизни” как основа сюжета повести. “Непростые”
простые герои Платонова. Тема смерти в повести. Самобытность языка и стиля писателя.
М. А. Шолохов
Жизнь и творчество.
Роман-эпопея «Тихий Дон» (обзорное изучение).
История создания романа. Широта эпического повествования. Сложность авторской
позиции. Система образов в романе. Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества.
Глубина постижения исторических процессов в романе. Изображение гражданской войны
как общенародной трагедии. Тема разрушения семейного и крестьянского укладов. Судьба
Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. "Вечные" темы в романе: человек и
история, война и мир, личность и масса. Утверждение высоких человеческих ценностей.
Женские образы. Функция пейзажа в романе. Смысл финала. Художественное своеобразие
романа. Язык прозы Шолохова.
Обзор русской литературы второй половины XX века
Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской
литературе и литературах других народов России. Новое понимание русской истории.
Влияние «оттепели» 60-х годов на развитие литературы. Литературнохудожественные журналы, их место в общественном сознании. «Лагерная» тема.
«Деревенская» проза. Постановка острых нравственных и социальных проблем
(человек и природа, проблема исторической памяти, ответственность человека за свои
поступки, человек на войне). Обращение к народному сознанию в поисках
нравственного идеала в русской литературе и литературах других народов России.
Поэтические искания. Развитие традиционных тем русской лирики (темы
любви, гражданского служения, единства человека и природы).
А. Т. Твардовский
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери»,
«Я знаю, никакой моей вины…», «Дробится рваный цоколь монумента...», «О
сущем».
20

Исповедальный характер лирики Твардовского. Служение народу как ведущий мотив
творчества поэта. Тема памяти в лирике Твардовского. Роль некрасовской традиции в
творчестве поэта.
В. Т. Шаламов
Жизнь и творчество (обзор).
Рассказы: «Последний замер», «Шоковая терапия».
История создания книги “Колымских рассказов”. Своеобразие раскрытия
“лагерной” темы. Характер повествования.
А. И. Солженицын
Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Один день Ивана Денисовича».
Своеобразие раскрытия “лагерной” темы в повести. Проблема русского
национального характера в контексте трагической эпохи.
В. М. Шукшин
Рассказы: «Верую!», «Алеша Бесконвойный».
Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в
шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина.
В. В. Быков
Повесть «Сотников».
Нравственная проблематика произведения. Образы Сотникова и Рыбака, две “точки
зрения” в повести. Образы Петра, Демчихи и девочки Баси. Авторская позиция и способы
ее выражения в произведении. Мастерство психологического анализа.
В. Г. Распутин
Повесть «Прощание с Матерой».
Проблематика повести и ее связь с традицией классической русской прозы. Тема
памяти и преемственности поколений. Образы стариков в повести. Проблема утраты
душевной связи человека со своими корнями. Символические образы в повести.
Н. М. Рубцов
Стихотворения: «Видения на холме», «Листья осенние.
Своеобразие художественного мира Рубцова. Мир русской деревни и картины родной
природы в изображении поэта. Переживание утраты старинной жизни. Тревога за
настоящее и будущее России. Есенинские традиции в лирике Рубцова.
И. А. Бродский
Стихотворения: «Воротишься на родину. Ну что ж…», «Сонет» («Как жаль, что
тем, чем стало для меня…»).
Своеобразие поэтического мышления и языка Бродского. Необычная трактовка
традиционных тем русской и мировой поэзии. Неприятие абсурдного мира и тема
одиночества человека в “заселенном пространстве”.
Б. Ш. Окуджава
Стихотворения: «Полночный троллейбус», «Живописцы».
Особенности «бардовской» поэзии 60-х годов. Арбат как художественная Вселенная,
воплощение жизни обычных людей в поэзии Окуджавы. Обращение к романтической
традиции. Жанровое своеобразие песен Окуджавы.
А. В. Вампилов
Пьеса «Утиная охота».
Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее
композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая
раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.
Обзор литературы последнего десятилетия
Основные тенденции современного литературного процесса. Постмодернизм.
Последние публикации в журналах, отмеченные премиями, получившие общественный
резонанс, положительные отклики в печати.
21

Зарубежная XX века
Гуманистическая направленность произведений зарубежной литературы XX в.
Проблемы самопознания, нравственного выбора. Основные направления в литературе
первой половины ХХ в. Реализм и модернизм.
Э. Хемингуэй
Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Старик и море».
Проблематика повести. Раздумья писателя о человеке, его жизненном пути.
Образ рыбака Сантьяго. Роль художественной детали и реалистической символики в
повести. Своеобразие стиля Хемингуэя.

22

3.1.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 10 КЛАССЕ (базовый уровень)
Тема
Русская литература второй половины XIX века
А. Н. Островский
И. А. Гончаров
Ф. И. Тютчев
А. А. Фет
Н. С. Лесков
И. С. Тургенев
Н. А. Некрасов
Н. Г. Чернышевский
Ф. М. Достоевский
М. Е. Салтыков – Щедрин
Л. Н. Толстой
А. П. Чехов
Зарубежная литература

Кол-во
часов
1
9
6
2
3
3
12
9
3
11
5
26
12
3

23

3.2.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 10 КЛАССЕ (профильный уровень)

Тема

Кол-во
часов

Русская литературно-критическая и философская мысль первой половины
ХIХ века.

1

А.С.Пушкин

7

М.Ю.Лермонтов

7

Н.В.Гоголь

5

Русская литература второй половины XIX века

2

А. Н. Островский

16

И. А. Гончаров

10

И. С. Тургенев

14

Н. Г. Чернышевский

5

Н. А. Некрасов

12

Ф. И. Тютчев

6

А. А. Фет

5

Н. С. Лесков

6

М. Е. Салтыков – Щедрин

7

А.Н.Толстой

5

Л. Н. Толстой

30

Ф. М. Достоевский

16

А. П. Чехов

16

Зарубежная литература

5

24

3.3.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ

№ Тема

Кол-во
часов

1

Обзор литература XX века

1

2

Обзор русской литературы первой половины XX века

1

3

И. А. Бунин

8

4

А. И. Куприн

8

5

М. Горький

10

6

Л.Н. Андреев

4

7

Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX в.

14

8

А. А. Блок

9

9

В. В. Маяковский

7

10

С. А. Есенин

7

11

М. И. Цветаева

6

12

О. Э. Мандельштам

4

13

А. А. Ахматова

7

14

Б. Л. Пастернак

8

15

М. А. Булгаков

13

16

А. П. Платонов

6

17

М. А. Шолохов

10

18

Обзор русской литературы второй половины XX века

2

19

А. Т. Твардовский

6

20

В. Т. Шаламов

2

21

А. И. Солженицын

6

22

В. М. Шукшин

3

23

В. В. Быков

5

24

«Деревенская проза» 50-80-х гг.

1

25

В. Г. Распутин

3

26

А. В. Вампилов

2

27

Русская проза и поэзия 80-90-х гг.

11

28

Обзор литературы последнего десятилетия

3

29

Зарубежная XX века

1

25

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».