Рабочая программа по МХК 10-11 класс

02-04
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Школа №128 городского округа город Уфа Республики Башкортостан
«РАССМОТРЕНО»
Методическим объединением
учителей
Руководитель ШМО
___________Арсеньева Н.В.
(Протокол № 1
от «25»августа 2019г.)

«СОГЛАСОВАНО»
Методическим советом
Председатель МС
Фомина Л.Н.
(Протокол № 1 от «26» августа
2019г.)

«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ______Ю.В. Малышева
Приказ № 373 от 27.09.2019г.

Рабочая программа
МХК

учебного предмета:
уровень общего образования: среднее общее образование
срок реализации: 1 год

Составитель/разработчик:
Арсеньева Н.В.,
учитель русского языка и литературы
высшей категории

г. Уфа-2019 г.

1

1.1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ ПО МИРОВОЙ
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ В 10 КЛАССЕ
В результате изучения мировой художественной культуры обучающийся должен:
знать / понимать:
• основные виды и жанры искусства;
• изученные направления и стили мировой художественной культуры;
• шедевры мировой художественной культуры;
• особенности языка различных видов искусства.
уметь:
• узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем,
направлением.
• устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
• пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
• выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);
использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
o выбора путей своего культурного развития;
o организации личного и коллективного досуга;
o выражения собственного суждения о произведениях классики и современного
искусства;
попыток самостоятельного художественного творчества

2

1.2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ ПО МИРОВОЙ
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ В 11 КЛАССЕ
В результате изучения мировой художественной культуры обучающийся должен:
знать / понимать:
• основные виды и жанры искусства;
• изученные направления и стили мировой художественной культуры;
• шедевры мировой художественной культуры;
• особенности языка различных видов искусства.
уметь:
• узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем,
направлением.
• устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
• пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
• выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);
использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
o выбора путей своего культурного развития;
o организации личного и коллективного досуга;
o выражения собственного суждения о произведениях классики и современного
искусства;
o попыток самостоятельного художественного творчества.

3

2.1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
КУЛЬТУРА» В 10 КЛАССЕ
РАЗДЕЛ I. ВОСТОЧНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ КУЛЬТУРЫ — ВЕРНОСТЬ ЗАВЕТАМ ПРЕДКОВ
Тема 1. Древний Египет: художественная культура, олицетворяющая вечность.(2). Художественная
картина мира, воссозданная египетским искусством, отражающая представления о жизни, смерти,
бессмертии. «Книга мертвых». Культ загробного мира, его воплощение в канонических традициях
архитектуры. Статичность и символичность изобразительного искусства.
Тема 2. Художественная культура Древней и средневековой Индии.(2) Художественная культура
Древней Индии, ее ритуальный характер. Будда Гаутама и зарождение буддизма. Буддистский храм.
Сохранение художественных традиций древности в эпоху средневековья. Храмовое зодчество.
Самобытный мир народного танца. Песенное богатство.
Тема 3. Художественная культура Древнего и средневекового Китая.(2) Своеобразие художественных
традиций китайского народа. Великая китайская стена как символ национальной самобытности.
Древние китайские поэзия и музыка. Устойчивость древних традиций в художественной культуре
средневекового Китая. Императорские дворцы. Искусство садов и водоемов. Живопись, шелкография.
Китайский театр. Китайские народные музыкальные инструменты.
Тема 4. Японская художественная культура: долгий путь средневековья.(2)Художественные традиции
Японии. Храмы Древней Японии. Нетрадиционные виды искусства (единоборства, чайная церемония,
икебана). Японский народный и профессиональный театр. Отражение в музыке, живописи,
архитектуре Японии древних самобытных верований. Влияние европейского и русского искусства на
развитие новых культурных идеалов во второй половине XX в.
Тема 5. Художественные традиции мусульманского Востока: логика абстрактной красоты.(2)
Нравственные законы ислама. Коран — основная книга мусульман. Пророк Мухаммед.
Архитектурные особенности мечети и минарета. «Книга песен». Высокая поэзия средневековья
(Фирдоуси, Низами, Саади). Омар Хайям. Образы арабских, персидских, иранских сказок в «Тысяча и
одной ночи», «мудрость Востока» в сказках Шехеразады.
РАЗДЕЛ II. ИСТОРИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЕВРОПЫ: СТАНОВЛЕНИЕ И
ЭВОЛЮЦИЯ ХРИСТИАНСКОЙ ТРАДИЦИИ
Тема 6. Античность — колыбель европейской художественной культуры.(2) Мифологическая картина
мира и древнегреческое язычество как основа развития античной художественной культуры. Сократ
— «христианин до Христа». Утверждение идеи двух миров в философии Платона. Учение о гармонии
сфер Пифагора. Основные этапы развития античной художественной культуры. Древнегреческая
архитектура. Памятники древнегреческого зодчества. Изобразительное искусство. Вазопись.
Искусство театра. Древнегреческая трагедия. Культура Древнего Рима. Архитектурные памятники
«вечного города». Расцвет скульптурного портрета.
Тема 7. От мудрости Востока к европейской художественной культуре: Библия.(2)Христианская
художественная культура, ее истоки. Библия как священная религиозная книга, памятник культуры.
Ветхий Завет. Псалтирь. Новый Завет, Евангелия. Различие ветхозаветных и новозаветных
нравственных требований к человеку. Учение о Царстве Небесном и спасении бессмертной души.
Страсти Господни. Воскрешение Христа.
Тема 8. Художественная культура европейского
Средневековье и Возрождение: освоение
христианской образности. (2)
Христианские основы средневекового европейского искусства.
Рождение новой художественной картины мира и средств художественной выразительности, жанров
и форм искусства. Разделение церкви, два типа христианской культуры. Романский стиль в искусстве.
Храмовое зодчество. «Пламенеющая готика» европейских соборов.
Тема 9. Художественная культура итальянского Возрождения: трудный путь гуманизма.(2) Эпоха
Возрождения как новый этап в развитии европейской художественной культуры. Гуманизм и идеалы
Возрождения. Развитие светского искусства. Расцвет живописи во второй половине XV в.
Венецианская школа живописи и архитектуры. Собор св. Петра в Риме. Развитие музыки в эпоху
Возрождения.
4

Тема 10.Северное Возрождение: в поисках правды о человеке. (2) Северное Возрождение, поиски
правды о человеке. Мастера искусств Германии и Нидерландов. Возрождение во Франции и Испании.
Тема 11. Художественная культура Европы XVII в.: многоголосие школ и стилей.(2) «переходная
эпоха» в художественной культуре европейской традиции. Стиль барокко. Расцвет светского
музыкального искусства. Классицизм как общеевропейский стиль. Франция — родина классицизма.
Расцвет комедийного жанра. Изобразительное искусство и выдающиеся мастера.
Тема 12. Художественная культура европейского Просвещения: утверждение культа разума.(2)
Гуманистические идеалы просветителей. Наследие энциклопедистов. Распространение классицизма в
художественных культурах европейских стран. Изобразительное искусство и архитектура эпохи
классицизма, роль античного ордера. Расцвет литературы. Венский музыкальный классицизм.
Симфонизм, его философско-эстетический смысл.
РАЗДЕЛ III. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ РУССКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
КУЛЬТУРЫ.
Тема13. Художественная Культура Киевской Руси: опыт, озаренный духовным светом христианства
(2). Древнейшие памятники художественной культуры языческой Руси. Обрядовый фольклор,
народные песни, героический эпос и былины. Дохристианские нравственные установки и эстетические
представления. Восхождение русской художественной культуры от языческой образности к
христианской картине мироздания. Православный храм и синтез храмовых искусств. «Мистический
реализм». Основные этапы развития художественной культуры Древней Руси. «Памятники киевской
литературы. Летописание. Памятники архитектуры. Знаменное пение.
Тема14. Новгородская Русь: утверждение самобытной красоты (2). Художественный облик древнего
Новгорода. Памятники архитектуры. Новгородская София, Народное музыкальное творчество и
храмовое пение. Искусство колокольного звона. Творчество Феофана Грека.
Тема15. От раздробленных княжеств к Московской Руси: утверждение общерусского
художественного стиля (2). Возрождение Москвы. Древнерусская литература. Творчество Андрея
Рублева и Дионисия. Музыка 15-16века. Храмовое искусство Московской Руси в XVI в.:
Художественная культура Владимиро-Суздальского княжества. Храмы древнего Владимира.
Памятники зодчества и иконописи Пскова
Тема16. Художественная Культура XVII в.: смена духовных ориентиров (2). Диалог «старины и
новизны» в русской художественной культуре «переходной эпохи». Социальные катаклизмы
«бунташного века». Противоречивость художественно-образного мышления мастеров XVII в.
Обмирщение литературы. Повести XVII в. барочная поэзия С. Полоцкого. Новые направлениях
иконописи. Творчество Симона Ушакова. Икона и парсуна: сходство и различие. Храмы «московского
барокко». Хоровая храмовая музыка.
Тема17. Русская художественная культура в эпоху Просвещения: формирование гуманистических
идеалов (2). Начало развития «русской европейскости»; петровские преобразования и их значение для
художественной культуры. Европейские традиции как эталон новой культуры. Обмирщение в
литературе. Становление европейских градостроительных принципов. Портретная живопись.
Храмовое пения и новое светское музицирование. Рождение русской комедии и оперы. Первые
сборники русских народных песен. Петербургское барокко и московское зодчество. Русский портрет.
Шедевры храмовой музыки.

5

2.2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
КУЛЬТУРА» В 11 КЛАССЕ
Раздел 1. Основные течения в художественной европейской культуре 19 начала 20 века
Тема 1. Романтизм в художественной культуре Европы 19 века; открытие внутреннего мира
человека. Д.Байрон — властитель дум современников. Фантастический мир сказок Гофмана.
Романтизм в художественной культуре Франции 19 века. Творчество Ф. Гойи. Борения человека со
стихией в работе яркого романтика Т. Жерико. Революционное вдохновение восставшего народа в
работах Э. Делакруа.
Тема 2. Шедевры музыкального искусства эпохи романтизма. Воплощение в музыке сложных
и противоречивых жизненных ситуаций. Вена и Париж — крупнейшие европейские центры развития
музыкального искусства романтизма. Оперы-драмы. Великие композиторы 19 века восточных земель
Европы. Жизнь и творчество Ф. Шопена. Жизнь и творчество Ф. Листа.
Тема3. Импрессионизм: поиск ускользающей красоты. Французский импрессионизм. Новая
трактовка материала и формы в скульптуре. Музыкальный импрессионизм.
Тема 4. Экспрессионизм. Действительность сквозь призму страха. Экспрессионизм, его
исторические истоки. Круг образов. Экспрессионизм в литературе. Экспрессионизм в музыке.
Тема 5. Мир реальности и «мир новой реальности»: Традиционные и нетрадиционные течения
в искусстве 19-20 веков. Постимпрессионистические искания французских художников. Группа
фовистов. Кубизм П.Пикассо. Эстетика символизма Новые направления в живописи и скульптуре.
Абстракционизм — новый взгляд на форму и цвет в живописи. Теоретики новой архитектуры В.
Гропиус и Ле Корбюзье. Сюрреализм.
Раздел 2. Художественная культура России19-20 века
Тема 6. Фундамент национальной классики: шедевры русской художественной культуры
первой половины 19 века. Хдожественная картина мира в искусстве пушкинской эпохи. Сохранение
рационализма в литературе, зодчестве, музыке, живописи, переплетение идеалов классицизма с
новыми романтическими общественными взглядами. А.С. Пушкин; значение его творчества для
развития русского искусства. М.И. Глинка — основоположник русской классической музыки.
Крупнейшие зодчие начала XIX в. Архитектурные ансамбли — новое слово зодчества (творчество
К.И. Росси, В.П. Стасова). Черты кризиса монументального зодчества в про-екте Исаакиевского
собора М.Ю. Лермонтов и русский романтизм. Переплетение романтических и реалистических
тенденций в русском изобразительном искусстве. Венецианов — родоначальник бытового жанра.
Творчество К.П. Брюллова. А. Федотова. А.С. Даргомыжского. М.П. Мусоргского.
Тема 7. Русская художественная культура пореформенной эпохи: вера в высокую миссию
русского народа. Литература пореформенной эпохи. Изменение общественного статуса живописи.
Творчество В.Г. Перова. «Товарищество передвижных выставок». ТворчествоП. Чайковского.
Тема 8. Переоценка ценностей в художественной культуре «серебрянного века»: открытие
символизма. Символизм - художественное и философское течений «серебряного века». Творчество
B.C. Соловьева, К.Д. Бальмонта, Вяч.И. Иванова, В.Я. Брюсова, А.Белого, А.А. Блока, М.А. Врубеля,
В.Э. Борисова-Мусатова. Музыка А.Н. Скрябина.
Тема 9.Эстетика эксперемента и ранний русский авангард. «Русский футуризм». Союз
московских живописцев «Бубновый валет». Кубизм в творчестве П.П. Кончаловского. Гротескногрубоватые образы М.Ф. Ларионова. Красочный мир живописи А.В. Лентулова. Абстрактноя
живопись В.В.Кандинского. «Черный квадрат» К.С. Малевича. Футуризм в поэзии. Творчество Б. Л.
Пастернака. Поэзия В.Хлебникова.
Тема 10. В поисках утраченных идеалов: неоклассицизм и поздний романтизм.
Ретроспективные тенденции в художественной культуре «серебряного века». Акмеизм в поэзии.
Журнал «Аполлон». Идеи неоклассицизма в архитектуре. Стиль модерн. Творческое объединение
«Мир искусства». С.П. Дягилев — антрепренер и тонкий знаток искусства. В. Идея слияния танца,
живописи и музыки; ее воплощение в спектаклях «Русских сезонов» в Париже. Знаменитые
хореографы. «Русский период» в творчестве И.Ф. Стравинского и С.В.Рахманинова. Тема Родины в
творчестве русских художников.
Раздел 3. Европа и Америка: Художественная культура 20 века
6

Тема 11. Художественная литература 20 века. Полюсы добра и зла. Творчество Ф.Кафки.
Экзсистенциализм. Творчество А.Камю; Ж.Сартр. Признанный классик английского модернизма
Д.Джойс. Жанр «иптеллектуальный роман». Творчество Г.Гесса, Э.Ремарка, Р.Рильке, Г.Лорки
Постмодернизм. Творчество Агаты Кристи и Жорж Сименон.
Тема12. Музыкальное искусство в нотах и без нот. «Музыкальный авангард»20 века.
Творчество Г.Малера. Неоклассицизм в музыке П.Хиндемита, К.Орфа, М.Фалья. Творчество
Б.Бартока, Б.Бриттена. Музыкальный авангард. Массовые музыкальные жанры. Рождение рок–нролла.
Тема 13. Театр и киноискусство 20 века; культурная дополняемость. Рождение и первые шаги
кинематографа. Великий немой Ч. С. Чаплин — выдающийся комик мирового экрана и его лучшие
роли. Рождение звукового кино и национального кинематографа
Тема14. Художественная культура Америки: обаяние молодости. Сплетение традиций
европейского, мексиканского, африканского и других народов. Расцвет американской литературы в
XX в., Творчество Р.Кента. Статуя Свободы — символ США. Небоскребы разных стилей в НьюЙорке, Лос-Анджелесе. Музыкальное искусство США. Жанр мюзикла: Ф. Лоу, Л. Бернстайн. Джаз и
его истоки. Регтайм. Свинг. Эстетика импровизации.. Искусство Латинской Америки.
Раздел 4. Русская художественная культура 20 века от эпохи тоталитаризма до возвращения к
истокам
Тема15. Социалистический реализм: глобальная политизация художественной культуры 20-30
гг. Русская художественная культура 20 — 30-х гг. Рождение советского искусства и доктрины
социалистического реализма. Насаждение атеизма и политизация изобразительного искусства.
Творчество К.С. Петрова-Водкина, П.Д. Корина, А.А. Дейнеки, И.И.Машкова, М.В.Нестерова.
Образы новой советской живописи в творчестве Б.В. Иогансона, А.А. Пластова, СВ. Герасимова.
Монументальное зодчество и скульптура. Оптимизм массовых песен. Творчество И.О. Дунаевского.
Тема16. Смысл высокой трагедии, образы искусства военных лет и образы войны в искусстве
второй половины 20 века. Искусство военных лет. Агитационные плакаты Кукрыниксов. Мощь
русского народа в творчестве П.Д. Корина. Символы великой Победы: песня «Священная война»
(А.В. Александров) и монумент «Воин-освободитель» (Е.В. Вучетич). Песни о войне в наши дни.
Возвращение «русской темы» в искусство второй половины XX в. Судьбы писателей, композиторов,
художников в эпоху застоя. Диссидентское движение и искусство. Многонациональный характер
советской музыки. ТворчествоА.И. Хачатуряна. Творчество А.А.Пластова, И.Грабаря, Н.Крымова.
Тема17.Общечеловеческие ценности и « русская тема» в советском искусстве периода
«оттепели». Развитие живописи и музыки в 60-е годы. Творчество В.Попкова. Д.Жилинского,
П.Оссовского. Поэзия Е.А.Евтушенко, А.А.Вознесенского,
Р.И.Рождественского, Н.М.Рубцов. Поэты – песенники Б.Ш.Окуджава, А.А.Галич, В.С.Высоцкий.
Рождение лирической мелодрамы. Творчество Г.В. Свиридов. Четырнадцатая симфония
Д.Д.Шостаковича. Творчество И.С.Глазунова.
Тема18. Противоречия в отечественной художественной культуре последних десятилетий 20
века. Храм Христа Спасителя в Москве. Противоречивый облик художественной культуры,
экспансия массовых жанров. Многообразие новых творческих решений в живописи и скульптуре.
Поиск положительного героя в искусстве постперестроечного времени. Развитие искусства на пороге
нового тысячелетия. Молодежная субкультура.

7

3.1.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО МИРОВОЙ ХУДЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ В 10 КЛАССЕ

Тема
Раздел I. Художественная культура Древнего и средневекового Востока
Раздел II.Художественная культура Европы: Становление христианской традиции
Раздел III. Духовно – нравственные основы русской художественной культуры: у
истоков национальной традиции (X – XVIII вв.)

Кол-во
часов
10 ч
14 ч
11 ч

8

3.2.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ В 11 КЛАССЕ
№

Тема

Кол-во
часов

1

Основные течения в художественной европейской культуре 19 начала 20 века

10

2

Художественная культура России 19- начала 20 века

11

3

Европа и Америка: художественная культура 20 века

6

4

Русская художественная культура 20 века: от эпохи
тоталитаризма до возвращения к истокам

7

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».