02-04 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Школа №128 городского округа город Уфа Республики Башкортостан «РАССМОТРЕНО» Методическим объединением учителей Руководитель ШМО ___________Иванова И.В. (Протокол № 1 от «25»августа 2019г.) «СОГЛАСОВАНО» Методическим советом Председатель МС Фомина Л.Н. (Протокол № 1 от «26» августа 2019г.) «УТВЕРЖДАЮ» Директор ______Ю.В. Малышева Приказ № 373 от 27.09.2019г. Рабочая программа химия учебного предмета: уровень общего образования: среднее общее образование срок реализации: 1 год Составитель/разработчик: Лелюйка Т.В., учитель химии высшей категории г. Уфа-2019 г. 1 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета для 11 класса Личностными результатами изучения предмета «Химия» являются следующие умения: - постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение; – осознавать современное многообразие типов мировоззрения, общественных, религиозных, атеистических, культурных традиций, которые определяют разные объяснения происходящего в мире; – с учѐтом этого многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт; – учиться признавать противоречивость и незавершѐнность своих взглядов на мир, возможность их изменения; - учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков; - осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам; - использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования; - приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям; - учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а также близких людей и окружающих; - учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью; - выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая стратегию рационального природопользования; - учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией рационального природопользования; - использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного поведения в качестве одной из ценностных установок; – умение оценивать поведение человека с точки зрения химической безопасности по отношению к человеку и природе. Метапредметными результатами изучения курса «Химия» являются: - самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности; - выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели; - составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта); - подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель; - работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер); - планировать свою индивидуальную образовательную траекторию; - работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет); - свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий; - в ходе представления проекта давать оценку его результатам; 2 - самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха; - уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности. - давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»); - определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»); - анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия; - давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала; - осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений; - обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объѐмом к понятию с большим объѐмом; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; - создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; - представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков; - уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей; - уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы; - отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами; - учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; -понимая позицию другого, уметь договариваться с людьми иных позиций. Предметными результатами изучения предмета «Химия» являются следующие умения: – объяснять функции веществ в связи с их строением. – характеризовать химические реакции; – объяснять различные способы классификации химических реакций. – приводить примеры разных типов химических реакций. – использовать знания по химии для оптимальной организации борьбы с инфекционными заболеваниями, вредителями домашнего и приусадебного хозяйства; – пользоваться знаниями по химии при использовании средств бытовой химии. – находить в природе общие свойства веществ и объяснять их; – характеризовать основные уровни организации химических веществ. – понимать роль химических процессов, протекающих в природе; – уметь проводить простейшие химические эксперименты. – умение оценивать поведение человека с точки зрения химической безопасности по отношению к человеку и природе: – характеризовать экологические проблемы, стоящие перед человечеством; – находить противоречия между деятельностью человека и природой и предлагать способы устранения этих противоречий; – объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к природе; – применять химические знания для организации и планирования собственного здорового образа жизни и деятельности, благополучия своей семьи и благоприятной среды обитания человечества. 3 Содержание тем учебной программы Тема 1. Строение атома и периодический закон Д. И. Менделеева (4 ч) О с н о в н ы е с в е д е н и я о с т р о е н и и а т о м а. Ядро: протоны и нейтроны. Изотопы. Электроны. Электронная оболочка. Энергетический уровень. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов 4-го и 5-го периодов периодической системы Д. И. Менделеева (переходных элементов). Понятие об орбиталях. s- и рорбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов. П е р и о д и ч е с к и й з а к о н Д. И. М е н д е л е е в а в с в е т е у ч е н и я о с т р о е н и и а т о м а. Открытие Д. И. Менделеевым периодического закона. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева - графическое отображение периодического закона. Физический смысл порядкового номера элемента, номера периода и номера группы. Валентные электроны. Причины изменения свойств элементов в периодах и группах (главных подгруппах). Положение водорода в периодической системе. Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира. Демонстрации молекул веществ. Лабораторные опыты. Тема 2. Строение вещества (5 ч) И о н н а я х и м и ч е с к а я с в я з ь. Катионы и анионы. Классификация ионов. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с этим типом кристаллических решеток. К о в а л е н т н а я х и м и ч е с к а я с в я з ь. Электроотрицательность. Полярная и неполярная ковалентные связи. Диполь. Полярность связи и полярность молекулы. Обменный и донорно-акцепторный механизмы образования ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с этими типами кристаллических решеток. М е т а л л и ч е с к а я х и м и ч е с к а я с в я з ь. Особенности строения атомов металлов. Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решетка. Свойства веществ с этим типом связи. В о д о р о д н а я х и м и ч е с к а я с в я з ь. Межмолекулярная и внутримолекулярная водородная связь. Значение водородной связи для организации структур биополимеров. П о л и м е р ы. Пластмассы: термопласты и реактопласты, их представители и применение. Волокна: природные (растительные и животные) и химические (искусственные и синтетические), их представители и применение. Г а з о о б р а з н о е с о с т о я н и е в е щ е с т в а. Три агрегатных состояния воды. Особенности строения газов. Молярный объем газообразных веществ. 4 Примеры газообразных природных смесей: воздух, природный газ. Загрязнение атмосферы (кислотные дожди, парниковый эффект) и борьба с ним. Представители газообразных веществ: водород, кислород, углекислый газ, аммиак, этилен. Их получение, собирание и распознавание. . Т в е р д о е с о с т о я н и е в е щ е с т в а. Аморфные твердые вещества в природе и в жизни человека, их значение и применение. Кристаллическое строение вещества. С о с т а в в е щ е с т в а и с м е с е й. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава веществ. Понятие «доля» и ее разновидности: массовая (доля элементов в соединении, доля компонента в смеси - доля примесей, доля растворенного вещества в растворе) и объемная. Доля выхода продукта реакции от теоретически возможного. Демонстрации кристаллических решеток веществ. Лабораторные опыты . Тема 3. Химические реакции (8 ч) Р е а к ц и и, и д у щ и е б е з и з м е н е н и я с о с т а в а в е щ е с т в. Аллотропия и аллотропные видоизменения. Причины аллотропии на примере модификаций кислорода, углерода и фосфора. Озон, его биологическая роль. Изомеры и изомерия. Р е а к ц и и, и д у щ и е с и з м е н е н и е м с о с т а в а в е щ е с т в. Реакции соединения, разложения, замещения и обмена в неорганической и органической химии. Реакции экзои эндотермические. Тепловой эффект химической реакции и термохимические уравнения. Реакции горения, как частный случай экзотермических реакций. С к о р о с т ь х и м и ч е с к о й р е а к ц и и. Скорость химической реакции. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ, концентрации, температуры, площади поверхности соприкосновения и катализатора. Реакции гомо- и гетерогенные. Понятие о катализе и катализаторах. Ферменты как биологические катализаторы, особенности их функционирования. О б р а т и м о с т ь х и м и ч е с к и х р е а к ц и й. Необратимые и обратимые химические реакции. Состояние химического равновесия для обратимых химических реакций. Способы смещения химического равновесия на примере синтеза аммиака. Понятие об основных научных принципах производства на примере синтеза аммиака или серной кислоты. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Кислоты, основания и соли с точки зрения теории электролитической диссоциации. 5 Г и д р о л и з о р г а н и ч е с к и х и н е о р г а н и ч е с к и х с о е д и н е н и й. Необратимый гидролиз. Обратимый гидролиз солей. Гидролиз органических соединений и его практическое значение для получения гидролизного спирта и мыла. Биологическая роль гидролиза в пластическом и энергетическом обмене веществ и энергии в клетке. О к и с л и т е л ь н о - в о с с т а н о в и т е л ь н ы е р е а к ц и и. Степень окисления. Определение степени окисления по формуле соединения. Понятие об окислительновосстановительных реакциях. Окисление и восстановление, окислитель и восстановитель. Э л е к т р о л и з. Электролиз как окислительно-восстановительный процесс. Электролиз расплавов и растворов на примере хлорида натрия. Практическое применение электролиза. Электролитическое получение алюминия. Зависимость скорости реакции от природы веществ на примере взаимодействия растворов различных кислот одинаковой концентрации с одинаковыми гранулами цинка и взаимодействия одинаковых кусочков разных металлов (магния, цинка, железа) с соляной кислотой. Взаимодействие растворов серной кислоты с растворами тиосульфата натрия различной концентрации и температуры. Примеры необратимых реакций.. Взаимодействие лития и натрия с водой Лабораторные опыты. Тема 4. Вещества и их свойства (13 ч) М е т а л л ы. Взаимодействие металлов с неметаллами (хлором, серой и кислородом). Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. Коррозия металлов. Понятие о химической и электрохимической коррозии металлов. Способы защиты металлов от коррозии. Н е м е т а л л ы. Сравнительная характеристика галогенов как наиболее типичных представителей неметаллов. Окислительные свойства неметаллов (взаимодействие с металлами и водородом). Восстановительные свойства неметаллов (взаимодействие с более электроотрицательными неметаллами и сложными веществами-окислителями). К и с л о т ы н е о р г а н и ч е с к и е и. Классификация кислот. Химические свойства кислот: взаимодействие с металлами, оксидами металлов, гидроксидами металлов, солями, спиртами (реакция этерификации). Особые свойства азотной и концентрированной серной кислоты. О с н о в а н и я н е о р г а н и ч е с к и е и о р г а н и ч е с к и е. Основания, их классификация. Химические свойства оснований: взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами и солями. Разложение нерастворимых оснований. С о л и. Классификация солей: средние, кислые и основные. Химические свойства солей: взаимодействие с кислотами, щелочами, металлами и солями. Представители солей и их значение. Хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция (средние соли); 6 гидрокарбонаты натрия и аммония (кислые соли); гидроксокарбонат меди (II) - малахит (основная соль). Качественные реакции на хлорид-, сульфат-, и карбонат-анионы, катион аммония, катионы железа (II) и (III). Генетическаясвязьмеждуклассаминеорганическихиорганиче с к и х с о е д и н е н и й. Понятие о генетической связи и генетических рядах. Генетический ряд металла. Генетический ряд неметалла. Демонстрации. Лабораторные опыты. Тема 5. Химический практикум. ( 3 ч) Практическая работа №1. Получение, собирание и распознавание газов. Практические работы №2, 3 Решение экспериментальных задач на идентификацию органических и неорганических соединений. Планируемые результаты изучения учебного предмета В результате изучения химии на базовом уровне обучающийся должен: знать/понимать важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология; основные законы химии: сохранения массы вещества, постоянства состава вещества, периодический закон; основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений; важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; неметаллы и их соединения; кислоты, щелочи, соли, минеральные удобрения, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы; 7 уметьназывать изученные номенклатуре; вещества по «тривиальной» или международной определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений; характеризовать: элементы малых и больших периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; методы получения, общие химические свойства металлов, неметаллов и основных классов неорганических соединений; объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической, водородной), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов; выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ; проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве; определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий; экологически грамотного поведения в окружающей среде; оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы; безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием; приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве; критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников. 8 КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ХИМИИ 1. Оценка устного ответа. Отметка «5» : - ответ полный и правильный на основании изученных теорий; - материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком; - ответ самостоятельный. Ответ «4» ; - ответ полный и правильный на сновании изученных теорий; - материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя. Отметка «З» : - ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный. Отметка «2» : - при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые уча щийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа. 2. Оценка экспериментальных умений. - Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу. Отметка «5»: - работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы; - эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием; - проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы). Отметка «4» : - работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием. Отметка «3»: - работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности на работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя. Отметка «2»: - допущены две (и более) существенные ошибки в ходе: эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники без опасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя; - работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения. 3. Оценка умений решать расчетные задачи. Отметка «5»: - в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом; Отметка «4»: - в логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок. 9 Отметка «3»: - в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах. Отметка «2»: - имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении. - отсутствие ответа на задание. 4. Оценка письменных контрольных работ. Отметка «5»: - ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка. Отметка «4»: - ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок. Отметка «3»: - работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существен ная ошибка и при этом две-три несущественные. Отметка «2»: - работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок. - работа не выполнена. При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима. 5. Оценка тестовых работ. Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10—15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20—30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля. При оценивании используется следующая шкала: для теста из пяти вопросов • нет ошибок — оценка «5»; • одна ошибка - оценка «4»; • две ошибки — оценка «З»; • три ошибки — оценка «2». Для теста из 30 вопросов: • 25—З0 правильных ответов — оценка «5»; • 19—24 правильных ответов — оценка «4»; • 13—18 правильных ответов — оценка «З»; • меньше 12 правильных ответов — оценка «2». 6. Оценка реферата. Реферат оценивается по следующим критериям: • соблюдение требований к его оформлению; • необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации; • умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате; • способность обучающегося понять суть задаваемых членами аттестационной комиссии вопросов и сформулировать точные ответы на них. 10 Календарно-тематическое планирование для 11АБ классов № урока Тема урока Дата проведения планируемая 11 А 11 Б Тема 1. Строение атома 4 часа 1 Атом – сложная частица. Состояние электронов в атоме. 2 Валентные возможности атомов химических элементов. 3 Периодический закон Д. И. Менделеева. Структура Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева. 4 » Стартовая диагностика по теме: «Строение атома» Тема 2. Строение вещества 5 часов Домашнее задание фактическая 11 А 11 Б 04.09 04.09 §1-2,стр.13,з.5-7 06.09 06.09 08.09 11.09 §3 стр.25,задача.в тетради §1-3 повторение. Задание в тетради 11.09 13.09 повторить §12,задача в тетради Ионная химическая связь и ионные кристаллические решетки. Ковалентная химическая связь. 18.09 20.09 §3,стр.21-22,з.5,6 25.09 27.09 §5,стр.28,з.4,5 Свойства ковалентной химической связи. Металлическая и водородная химические связи. 2.10 4.10 9.10 18.10 16.10 25.10 §5 задача. В тетради §67,стр.33,задание в тетради. §1-6, задача.в тетради 23.10 8.11 §10 стр.59зад.6-7 11 Анализ контрольной работы № 1 по теме: « Строение атома и строение вещества.» Классификация химических реакций в органической и неорганической химии. Скорость химических реакций 13.11 15.11 §11стр.65,зад.3-5 12 Обратимость химических реакций. 20.11 22.11 13 Обратимость химических реакций. Химическое равновесие. Гидролиз 27.11 29.11 4.12 6.12 §11задача.в тетради §12 задание в тетради. §13, стр.74з.1-6 11.12 13.12 18.12 20.12 5 6 7 8 Контрольная работа № 1 по теме: «Строение атома и строение вещества». Тема 3. Химические реакции 8 часов 9 10 14 15 16 Рубежная диагностика Электролитическая диссоциация. Окислительно- восстановительные реакции §13 задание в тетради §14 стр.78-79 З.15 11 Контрольная работа№2 «Химические реакции» Тема 4. Вещества и их свойства 13 часов 25.12 27.12 повторить§10-14 задание.в тетради 15.01 10.01 §16стр 92з.1 22.01 17.01 §16 стр.92 з..1-3 20 Анализ контрольной работы №2Классификация неорганических веществ. Положение металлов в периодической системе и строение их атомов. Оксиды металлов. 29.01 24.01 §16 стр.92 з.4-5 21 Гидроксиды металлов 5.02 31.01 §16 стр.92 з.6-7 22 12.02 7.02 §16 стр.93 з.9-10 19.02 14.02 §15 стр.83-84 з.110 26.02 21.02 4.03 28.02 §1-16 задание.в тетради §17 стр94 зад.1-3 26 Металлы в природе. Пиро- гидрометаллургия. Электролиз расплавов и растворов соединений металлов, его практическое значение. Решение задач и упражнений по теме: «Металлы» Положение неметаллов в Периодической системе. Кислоты. 11.03 6.03 §18 стр.99з.1-5 27 Основания 18.03 13.03 §19стр.102з.4-6 28 Соли 1.04 20.03 §21 стр.109 з.4-7 29 Решение задач и упражнений по теме: «Вещества». 8.04 3.04 §17-21 стр.111103з.1-9 30 Итоговая диагностика по теме: «Вещества». 15.04 17.04 22.04 24.04 Погвторить §1721,задачи в тетради повторить §1-21 задание.в тетради 17 27.12 18 19 23 24 25 Генетическая связь между классами органических и неорганических соединений Тема 5. Химический практикум 4 часа 31 32 Практическая работа № 1 по теме: «Химическая реакция» 6.05 8.05 33 Практическая работа № 2 по теме: «Вещества и их свойства». 13.05 15.05 34 Обобщение по теме: «Общая химия». 20.05 22.05 Стр.85 Повторить типы химических реакций Стр.11185 Повторить свойства веществ §1-19,задачи в тетради 12