Рабочая программа 10-11 классы история ФГОС база

02-04
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Школа №128 городского округа город Уфа Республики Башкортостан
«РАССМОТРЕНО»
Методическим
объединением учителей
Руководитель ШМО
Анисимова А.Ф.
(Протокол № 1
от «21»августа 2020 г.)

«СОГЛАСОВАНО»
Методическим советом
Председатель МС
Фомина Л.Н.
(Протокол № 1 от
«24»августа 2020г.)

«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ______Ю.В. Малышева
Приказ №316 от 25.08.2020г.

Рабочая программа
обществознание

учебного предмета:
уровень общего образования: среднее общее образование
срок реализации: 5 лет
авторы учебников: Боголюбов Л.Н.

Составители/разработчики:
Сидорова Л.А., учитель истории
и обществознания
Анисимова А.Ф., учитель истории
и обществознания.

г. Уфа-2020 г.

I.

Планируемые результаты изучения учебного предмета «История»:

Предмет «История» изучается на уровне среднего общего
образования в качестве учебного предмета в 10–11-х классах.
Структурно предмет «История» на базовом уровне включает учебные
курсы по всеобщей (Новейшей) истории и отечественной истории
периода 1914–2012 гг. — («История России»).
В связи с тем, что содержание предмета достаточно объемное,
возникают трудности в усвоении материала, целесообразно отказаться
от преподавания повторительно – обобщающего курса «История
России до 1914 года».
учебный предмет «История» на базовом уровне будет изучаться:- в
10 классе изучается История России, всеобщая история в
хронологических рамках 1914–1945 гг.;
- в 11 классе изучается История России, всеобщая история в
хронологических рамках 1945–2020 гг.;
Программа составлена из расчета 70 часов (10 класс) и 68 часов (11
класс) на изучение курсов отечественной и всемирной истории.
Всего: 138 часов.
Курс завершает программу по истории России для 6-9 классов и
Всемирной истории для 5 – 9 классов.
•
•

•

•

•

Личностные результаты:
формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной,
культурной самоидентификации личности обучающегося;
усвоение базовых национальных ценностей современного
российского общества: гуманистических и демократических
ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми
разных культур;
воспитание уважения к историческому наследию народов России;
восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в
поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном
Российском государстве.
формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для
гражданской, этнонациональной, социальной, культурной
самоидентификации личности, (включая когнитивный,
эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты);
формирование представления о территории и границах России,
знание основных исторических событий развития государтвенности
и общества; знание истории края, его достижений и культурных
традиций;

• формирование гражданской позиции, патриотических чувств и
чувство гордости за свою страну;
• формирование способности принимать решения в проблемной
ситуации на основе переговоров;
• воспитание уважения к истории, культурным и историческим
памятникам
• уважение к другим народам России и мира и принятие их,
формирование межэтнической толерантности, готовности к
равноправному сотрудничеству;
• формирование умения строить жизненные планы с учётом
конкретных социально-исторических, политических и
экономических условий;
• развитие устойчивого познавательного интереса и становление
смыслообразующей функции познавательного мотива;
• формирование готовности к выбору профильного образования.

•

•
•

•

•
•
•

Метапредметные:
развитие умения искать, анализировать, сопоставлять и оценивать
содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и
явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и
аргументировать своё отношение к ней;
формирование способности ставить новые учебные цели и задачи,
планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане;
формирование навыков контролировать и оценивать свои действия
как по результату, так и по способу действия, вносить
соответствующие коррективы в их выполнение;
формирование способности к проектированию; практическое
освоение обучающимися основ проектно-исследовательской
деятельности;
формирование умений работать в группе;
формирование навыков по организации и планированию учебного
сотрудничества с учителем и сверстниками;
формирование умений действовать с учётом позиции другого,
согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать
необходимые контакты с другими людьми;

•
•
•

•

•

•

•

•
•

•
•

приобретение опыта регуляции собственного речевого поведения
как основы коммуникативной компетентности;
создание условий для практического освоению морально-этических
и психологических принципов общения и сотрудничества;
формирование умений развития стратегий смыслового чтения и
работе с информацией; умения работать с текстами,
преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них
информацию, в том числе:
систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и
интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых
информационных объектах;
выделять главную и избыточную информацию, выполнять
смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять
информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов)
и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических
схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм,
опорных конспектов); заполнять и дополнять таблицы, схемы,
диаграммы, тексты.
усовершенствование умения передавать информацию в устной
форме, сопровождаемой аудиовизуальной поддержкой, и в
письменной форме гипермедиа (т. е. сочетания текста,
изображения, звука, ссылок между разными информационными
компонентами).
формирование умения использовать информацию для установления
причинно-следственных связей и зависимостей, объяснений и
доказательств фактов в различных учебных и практических
ситуациях, ситуациях моделирования и проектирования.
формирование умения самостоятельно контролировать своё время и
управлять им;
формирование умения адекватно оценивать правильность
выполнения действия и вносить необходимые коррективы в
исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
формирование умения осуществлять расширенный поиск
информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
формирование стремления устанавливать и сравнивать разные
точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных
позиций в сотрудничестве;

•

•

•

•

•

•

•

•

•

•

формирование умения формулировать собственное мнение и
позицию, аргументировать и координировать её с позициями
партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в
совместной деятельности, спорить и отстаивать свою позицию не
враждебным для оппонентов образом;
формирование умения планировать и выполнять учебное
исследование и учебный проект, используя оборудование, методы и
приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
формирование умения распознавать и ставить вопросы, ответы на
которые могут быть получены путём научного исследования,
отбирать адекватные методы исследования, формулировать
вытекающие из исследования выводы;
формирование умения использовать некоторые методы получения
знаний, характерные для социальных и исторических наук:
постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное
историческое описание, объяснение, использование статистических
данных, интерпретация фактов;
формирование умения ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой
проблеме;
формирование умения отличать факты от суждений, мнений и
оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам,
реконструировать их основания;
формирование умения видеть и комментировать связь научного
знания и ценностных установок, моральных суждений при
получении, распространении и применении научного знания.
формирование умения преобразовывать текст, используя новые
формы представления информации: формулы, графики, диаграммы,
таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в
практических задачах), переходить от одного представления
данных к другому;
формирование умения связывать информацию, обнаруженную в
тексте, со знаниями из других источников; оценивать утверждения,
сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
находить доводы в защиту своей точки зрения;
формирование умения подвергать сомнению достоверность
имеющейся информации на основе имеющихся знаний, жизненного
опыта, обнаруживать недостоверность получаемой информации,

•
•
•
•

•

пробелы в информации и находить пути восполнения этих
пробелов;
формирование умения выявлять противоречивую, конфликтную
информацию в работе с одним или несколькими источниками
формирование умения давать определения понятиям;
формирование умения устанавливать причинно-следственные
связи;
формирование умения обобщать понятия - осуществлять
логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому
понятию,
формирование умения строить логическое рассуждение,
включающее установление причинно-следственных связей.

Предметные:
Выпускник на базовом уровне научится:

– рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового
исторического процесса;
– знать основные даты и временные периоды всеобщей и отечественной
истории из раздела дидактических единиц;
– определять последовательность и длительность исторических событий,
явлений, процессов;
– характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты
важнейших исторических событий;
– представлять культурное наследие России и других стран;
– работать с историческими документами;
– сравнивать различные исторические документы, давать им общую
характеристику;
– критически анализировать информацию из различных источников;
– соотносить иллюстративный материал с историческими событиями,
явлениями, процессами, персоналиями;
– использовать статистическую (информационную) таблицу, график,
диаграмму как источники информации;
– использовать аудиовизуальный ряд как источник информации;
– составлять описание исторических объектов и памятников на основе
текста, иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов;
– работать с хронологическими таблицами, картами и схемами;
– читать легенду исторической карты;

– владеть основной современной терминологией исторической науки,
предусмотренной программой;
– демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по
исторической тематике;
– оценивать роль личности в отечественной истории ХХ века;
– ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории ХХ
века и существующих в науке их современных версиях и трактовках.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

– демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические
события российской и мировой истории, выделять ее общие черты и
национальные особенности и понимать роль России в мировом сообществе;
– устанавливать аналогии и оценивать вклад разных стран в
сокровищницу мировой культуры;
– определять место и время создания исторических документов;
– проводить отбор необходимой информации и использовать
информацию Интернета, телевидения и других СМИ при изучении
политической деятельности современных руководителей России и ведущих
зарубежных стран;
– характеризовать современные версии и трактовки важнейших
проблем отечественной и всемирной истории;
– понимать объективную и субъективную обусловленность оценок
российскими и зарубежными историческими деятелями характера и
значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий,
войн и революций;
– использовать картографические источники для описания событий и
процессов новейшей отечественной истории и привязки их к месту и
времени;
– представлять историческую информацию в виде таблиц, схем,
графиков и др., заполнять контурную карту;
– соотносить историческое время, исторические события, действия и
поступки исторических личностей ХХ века;
– анализировать и оценивать исторические события местного
масштаба в контексте общероссийской и мировой истории ХХ века;
– обосновывать собственную точку зрения по ключевым вопросам
истории России Новейшего времени с опорой на материалы из разных
источников, знание исторических фактов, владение исторической
терминологией;
– приводить аргументы и примеры в защиту своей точки зрения;
– применять полученные знания при анализе современной политики
России;
– владеть элементами проектной деятельности.

II. Содержание программы: История (1914 – 1945) гг.
(10 класс)
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (28 часов)
Мир накануне и в годы Первой мировой войны
Индустриальное общество. Либерализм, консерватизм, социал-демократия, анархизм.
Рабочее и социалистическое движение. Профсоюзы. Расширение избирательного права.
Национализм. «Империализм». Колониальные и континентальные империи. Мировой
порядок перед Первой мировой войной. Антанта и Тройственный союз. Гаагские
конвенции и декларации. Гонка вооружений и милитаризация. Пропаганда. Региональные
конфликты накануне Первой мировой войны. Причины Первой мировой войны. Ситуация
на Балканах. Сараевское убийство. Нападение Австро-Венгрии на Сербию. Вступление в
войну Германии, России, Франции, Великобритании, Японии, Черногории, Бельгии. Цели
войны. Планы сторон. «Бег к морю». Сражение на Марне. Победа российской армии под
Гумбиненом и поражение под Танненбергом. Наступление в Галиции. Морское сражение
при Гельголанде. Вступление в войну Османской империи. Вступление в войну Болгарии и
Италии. Поражение Сербии. Четверной союз (Центральные державы). Верден.
Отступление российской армии. Сомма. Война в Месопотамии. Геноцид в Османской
империи. Ютландское сражение. Вступление в войну Румынии. Брусиловский прорыв.
Вступление в войну США. Революция 1917 г. и выход из войны России. 14 пунктов В.
Вильсона. Бои на Западном фронте. Война в Азии. Капитуляция государств Четверного
союза. Новые методы ведения войны. Националистическая пропаганда. Борьба на
истощение. Участие колоний в европейской войне. Позиционная война. Новые практики

политического насилия: массовые вынужденные переселения, геноцид. Политические,
экономические, социальные и культурные последствия Первой мировой войны.
Межвоенный период (1918–1939)
Образование новых национальных государств. Народы бывшей российской империи:
независимость и вхождение в СССР. Ноябрьская революция в Германии. Веймарская
республика. Антиколониальные выступления в Азии и Северной Африке. Образование
Коминтерна. Венгерская советская республика. Образование республики в Турции и
кемализм. Планы послевоенного устройства мира. Парижская мирная конференция.
Версальская система. Лига наций. Генуэзская конференция 1922 г. Рапалльское
соглашение и признание СССР. Вашингтонская конференция. Смягчение Версальской
системы. Планы Дауэса и Юнга. Локарнские договоры. Формирование новых военнополитических блоков – Малая Антанта, Балканская и Балтийская Антанты.
Пацифистское движение. Пакт Бриана-Келлога. Реакция на «красную угрозу».
Послевоенная стабилизация. Экономический бум. Процветание. Возникновение массового
общества. Либеральные политические режимы. Рост влияния социалистических партий и
профсоюзов. Авторитарные режимы в Европе: Польша и Испания. Б. Муссолини и идеи
фашизма. Приход фашистов к власти в Италии. Создание фашистского режима. Кризис
Матеотти. Фашистский режим в Италии. Китай после Синьхайской революции.
Революция в Китае и Северный поход. Режим Чан Кайши и гражданская война с
коммунистами. «Великий поход» Красной армии Китая. Становление демократических
институтов и политической системы колониальной Индии. Поиски «индийской
национальной идеи». Национально-освободительное движение в Индии в 1919–1939 гг.
Индийский национальный конгресс и М. Ганди. Начало Великой депрессии. Причины
Великой депрессии. Мировой экономический кризис. Социально-политические
последствия Великой депрессии. Закат либеральной идеологии. Победа Ф Д. Рузвельта на
выборах в США. «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта.Кейнсианство. Государственное
регулирование экономики. Другие стратегии выхода из мирового экономического
кризиса. Тоталитарные экономики. Общественно-политическое развитие стран
Латинской Америки. Нарастание агрессии в мире. Агрессия Японии против Китая в 1931–
1933 гг. НСДАП и А. Гитлер. «Пивной» путч. Приход нацистов к власти. Поджог
Рейхстага. «Ночь длинных ножей». Нюрнбергские законы. Нацистская диктатура в
Германии. Подготовка Германии к войне. Борьба с фашизмом в Австрии и Франции. VII
Конгресс Коминтерна. Политика «Народного фронта». Революция в Испании. Победа
«Народного фронта» в Испании. Франкистский мятежи фашистское вмешательство.
Социальные преобразования в Испании. Политика «невмешательства». Советская помощь
Испании. Оборона Мадрида. Сражения при Гвадалахаре и на Эбро. Поражение
Испанской республики. Создание оси Берлин–Рим–Токио. Оккупация Рейнской зоны.
Аншлюс Австрии. Судетский кризис. Мюнхенское соглашение и его последствия.
Присоединение Судетской области к Германии. Ликвидация независимости
Чехословакии. Итало-эфиопская война. Японо-китайская война и советско-японские
конфликты. Британско-франко-советские переговоры в Москве. Советско-германский
договор о ненападении и его последствия. Раздел Восточной Европы на сферы влияния
Германии и СССР. Основные направления в искусстве. Модернизм, авангардизм,
сюрреализм, абстракционизм, реализм. Психоанализ. Потерянное поколение. Ведущие
деятели культуры первой трети ХХ в. Тоталитаризм и культура. Массовая культура.
Олимпийское движение.
Вторая мировая война

Причины Второй мировой войны. Стратегические планы основных воюющих сторон.
Блицкриг. «Странная война», «линия Мажино». Разгром Польши. Присоединение к СССР
Западной Белоруссии и Западной Украины. Советско-германский договор о дружбе и
границе. Конец независимости стран Балтии, присоединение Бессарабии и Северной
Буковины к СССР. Советско-финляндская война и ее международные последствия.
Захват Германией Дании и Норвегии. Разгром Франции и ее союзников. Германобританская борьба и захват Балкан. Битва за Британию. Рост советско-германских
противоречий.Нападение Германии на СССР. Нападение Японии на США и его причины.
Пёрл-Харбор. Формирование Антигитлеровской коалиции и выработка основ стратегии
союзников. Ленд-лиз. Идеологическое и политическое обоснование агрессивной политики
нацистской Германии. Планы Германии в отношении СССР. План «Ост». Планы
союзников Германии и позиция нейтральных государств. Сталинградская битва. Курская
битва. Война в Северной Африке. Сражение при Эль-Аламейне. Стратегические
бомбардировки немецких территорий. Высадка в Италии и падение режима Муссолини.
Перелом в войне на Тихом океане. Тегеранская конференция. «Большая тройка».
Каирская декларация. Роспуск Коминтерна. Условия жизни в СССР, Великобритании и
Германии. «Новый порядок». Нацистская политика геноцида, холокоста.
Концентрационные лагеря. Принудительная трудовая миграция и насильственные
переселения. Массовые расстрелы военнопленных и гражданских лиц. Жизнь на
оккупированных территориях. Движение Сопротивления и коллаборационизм.
Партизанская война в Югославии. Жизнь в США и Японии. Положение в нейтральных
государствах. Открытие Второго фронта и наступление союзников. Переход на сторону
антигитлеровской коалиции Румынии и Болгарии, выход из войны Финляндии. Восстания
в Париже, Варшаве, Словакии. Освобождение стран Европы. Попытка переворота в
Германии 20 июля 1944 г. Бои в Арденнах. Висло-Одерская операция. Ялтинская
конференция. Роль СССР в разгроме нацистской Германии и освобождении Европы.
Противоречия между союзниками по Антигитлеровской коалиции. Разгром Германии и
взятие Берлина. Капитуляция Германии. Наступление союзников против Японии.
Атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Вступление СССР в войну против
Японии и разгром Квантунской армии. Капитуляция Японии. Нюрнбергский трибунал и
Токийский процесс над военными преступниками Германии и Японии. Потсдамская
конференция. Образование ООН. Цена Второй мировой войны для воюющих стран. Итоги
войны.

ИСТОРИЯ РОССИИ (42 часа)
Россия в годы «великих потрясений»
Россия и мир накануне Первой мировой войны. Вступление России в войну.
Геополитические и военно-стратегические планы командования. Боевые действия на
австро-германском и кавказском фронтах, взаимодействие с союзниками по Антанте.
Брусиловский прорыв и его значение. Массовый героизм воинов. Национальные
подразделения и женские батальоны в составе русской армии. Людские потери. Плен.
Тяготы окопной жизни и изменения в настроениях солдат. Политизация и начало
морального разложения армии. Власть, экономика и общество в условиях войны.
Милитаризация экономики. Формирование военно-промышленных комитетов.
Пропаганда патриотизма и восприятие войны обществом. Содействие гражданского
населения армии и создание общественных организаций помощи фронту.
Благотворительность. Введение государством карточной системы снабжения в городе и
разверстки в деревне. Война и реформы: несбывшиеся ожидания. Нарастание

экономического кризиса и смена общественных настроений: от патриотического подъема
к усталости и отчаянию от войны. Кадровая чехарда в правительстве.Взаимоотношения
представительной и исполнительной ветвей власти. «Прогрессивный блок» и его
программа. Распутинщина и десакрализация власти. Эхо войны на окраинах империи:
восстание в Средней Азии и Казахстане. Политические партии и война: оборонцы,
интернационалисты и «пораженцы». Влияние большевистской пропаганды. Возрастание
роли армии в жизни общества. Российская империя накануне революции. Территория и
население. Объективные и субъективные причины обострения экономического и
политического кризиса. Война как революционизирующий фактор. Национальные и
конфессиональные проблемы. Незавершенность и противоречия модернизации. Основные
социальные слои, политические партии и их лидеры накануне революции. Основные
этапы и хронология революции 1917 г. Февраль – март: восстание в Петрограде и падение
монархии. Конец российской империи. Реакция за рубежом. Отклики внутри страны:
Москва, периферия, фронт, национальные регионы. Революционная эйфория.
Формирование Временного правительства и программа его деятельности. Петроградский
Совет рабочих и солдатских депутатов и его декреты. Весна – лето: «зыбкое равновесие»
политических сил при росте влияния большевиков во главе с В.И. Лениным. Июльский
кризис и конец «двоевластия». православная церковь. Всероссийский Поместный собор и
восстановление патриаршества. Выступление Корнилова против Временного
правительства. 1 сентября 1917 г.: провозглашение России республикой. 25 октября (7
ноября по новому стилю): свержение Временного правительства и взятие власти
большевиками («октябрьская революция»). Создание коалиционного правительства
большевиков и левых эсеров. В.И. Ленин как политический деятель.Диктатура
пролетариата как главное условие социалистических преобразований. Первые
мероприятия большевиков в политической и экономической сферах. Борьба за армию.
Декрет о мире и заключение Брестского мира. Отказ новой власти от финансовых
обязательств Российской империи. Национализация промышленности. «Декрет о земле» и
принципы наделения крестьян землей. Отделение церкви от государства и школы от
церкви.Слом старого и создание нового госаппарата. Советы как форма власти. Слабость
центра и формирование «многовластия» на местах. ВЦИК Советов. Совнарком. ВЧК по
борьбе с контрреволюцией и саботажем. Создание Высшего совета народного хозяйства
(ВСНХ) и территориальных совнархозов. Первая Конституция России 1918
г.Установление советской власти в центре и на местах осенью 1917 – весной 1918 г.:
Центр, Украина, Поволжье, Урал, Сибирь, Дальний Восток, Северный Кавказ и
Закавказье, Средняя Азия. Начало формирования основных очагов сопротивления
большевикам. Ситуация на Дону. Позиция Украинской Центральной рады. Восстание
чехословацкого корпуса. Гражданская война как общенациональная катастрофа.
Человеческие потери. Причины, этапы и основные события Гражданской войны. Военная
интервенция. Палитра антибольшевистских сил: их характеристика и взаимоотношения.
Идеология Белого движения. Комуч, Директория, правительства А.В. Колчака, А.И.
Деникина и П.Н. Врангеля. Положение населения на территориях антибольшевистских
сил. Повстанчество в Гражданской войне. Будни села: «красные» продотряды и «белые»
реквизиции. Политика «военного коммунизма». Продразверстка, принудительная
трудовая повинность, сокращение роли денежных расчетов и административное
распределение товаров и услуг. «Главкизм». Разработка плана ГОЭЛРО. Создание
регулярной Красной Армии. Использование военспецов. Выступление левых эсеров.
Террор «красный» и «белый» и его масштабы. Убийство царской семьи. Ущемление прав
Советов в пользу чрезвычайных органов – ЧК, комбедов и ревкомов. Особенности
Гражданской войны на Украине, в Закавказье и Средней Азии, в Сибири и на Дальнем
Востоке. Польско-советская война. Поражение армии Врангеля в Крыму. Причины
победы Красной Армии в Гражданской войне. Вопрос о земле. Национальный фактор в
Гражданской войне. Декларация прав народов России и ее значение. Эмиграция и

формирование Русского зарубежья. Последние отголоски Гражданской войны в регионах
в конце 1921–1922 гг.«Несвоевременные мысли» М. Горького. Создание Государственной
комиссии по просвещению и Пролеткульта. Наглядная агитация и массовая пропаганда
коммунистических идей. «Окна сатиры РОСТА». План монументальной пропаганды.
Национализация театров и кинематографа. Издание «Народной библиотеки».
Пролетаризация вузов, организация рабфаков. Антирелигиозная пропаганда и
секуляризация жизни общества. Ликвидация сословных привилегий. Законодательное
закрепление равноправия полов. Повседневная жизнь и общественные настроения.
Городской быт: бесплатный транспорт, товары по карточкам, субботники и трудовые
мобилизации. Деятельность Трудовых армий. Комитеты бедноты и рост социальной
напряженности в деревне. Кустарные промыслы как средство выживания. Голод, «черный
рынок» и спекуляция. Проблема массовой детской беспризорности. Влияние военной
обстановки на психологию населения.
Советский союз в 1920—1930-х гг.
Катастрофические последствия Первой мировой и Гражданской войн. Демографическая
ситуация в начале 1920-х гг. Экономическая разруха. Голод 1921–1922 гг. и его
преодоление. Реквизиция церковного имущества, сопротивление верующих и
преследование священнослужителей. Крестьянские восстания в Сибири, на Тамбовщине,
в Поволжье и др. Кронштадтское восстание. Отказ большевиков от «военного
коммунизма» и переход к новой экономической политике (нэп). Использование рыночных
механизмов и товарно-денежных отношений для улучшения экономической ситуации.
Замена продразверстки в деревне единым продналогом. Иностранные концессии.
Стимулирование кооперации. Финансовая реформа 1922–1924 гг. Создание Госплана и
разработка годовых и пятилетних планов развития народного хозяйства. Попытки
внедрения научной организации труда (НОТ) на производстве. Учреждение в СССР
звания «Герой Труда» (1927 г., с 1938 г. – Герой Социалистического Труда). Предпосылки
и значение образования СССР. Принятие Конституции СССР 1924 г. Ситуация в
Закавказье и Средней Азии. Создание новых национальных образований в 1920-е гг.
Политика «коренизации» и борьба по вопросу о национальном строительстве.
Административно-территориальные реформы 1920-х гг. Ликвидация небольшевистских
партий и установление в СССР однопартийной политической системы. Смерть В.И.
Ленина и борьба за власть. В.И. Ленин в оценках современников и историков. Ситуация в
партии и возрастание роли партийного аппарата. Роль И.В. Сталина в создании
номенклатуры. Ликвидация оппозиции внутри ВКП(б) к концу 1920-х гг. Социальная
политика большевиков. Положение рабочих и крестьян. Эмансипация женщин.
Молодежная политика. Социальные «лифты». Становление системы здравоохранения.
Охрана материнства и детства. Борьба с беспризорностью и преступностью. Организация
детского досуга. Меры по сокращению безработицы. Положение бывших представителей
«эксплуататорских классов». Лишенцы. Деревенский социум: кулаки, середняки и
бедняки. Сельскохозяйственные коммуны, артели и ТОЗы. Отходничество. Сдача земли в
аренду. «Великий перелом». Перестройка экономики на основе командного
администрирования. Форсированная индустриализация: региональная и национальная
специфика. Создание рабочих и инженерных кадров. Социалистическое соревнование.
Ударники и стахановцы. Ликвидация частной торговли и предпринимательства. Кризис
снабжения и введение карточной системы. Коллективизация сельского хозяйства и ее
трагические последствия. «Раскулачивание». Сопротивление крестьян. Становление
колхозного строя. Создание МТС. Национальные и региональные особенности
коллективизации. Голод в СССР в 1932–1933 гг. как следствие коллективизации.
Крупнейшие стройки первых пятилеток в центре и национальных республиках.
Днепрострой, Горьковский автозавод. Сталинградский и Харьковский тракторные заводы,

Турксиб. Строительство Московского метрополитена. Создание новых отраслей
промышленности. Иностранные специалисты и технологии на стройках СССР.
Милитаризация народного хозяйства, ускоренное развитие военной промышленности.
Результаты, цена и издержки модернизации. Превращение СССР в аграрноиндустриальную державу. Ликвидация безработицы. Успехи и противоречия
урбанизации. Утверждение «культа личности» Сталина. Малые «культы» представителей
советской элиты и региональных руководителей. Партийные органы как инструмент
сталинской политики. Органы госбезопасности и их роль в поддержании диктатуры.
Ужесточение цензуры. Издание «Краткого курса истории ВКП(б)» и усиление
идеологического контроля над обществом. Введение паспортной системы. Массовые
политические репрессии 1937–1938 гг. «Национальные операции» НКВД. Результаты
репрессий на уровне регионов и национальных республик. Репрессии против
священнослужителей. ГУЛАГ: социально-политические и национальные характеристики
его контингента. Роль принудительного труда в осуществлении индустриализации и в
освоении труднодоступных территорий. Советская социальная и национальная политика
1930-х гг. Пропаганда и реальные достижения. Конституция СССР 1936 г. Культурное
пространство советского общества в 1920–1930-е гг. Повседневная жизнь и общественные
настроения в годы нэпа. Повышение общего уровня жизни. Нэпманы и отношение к ним в
обществе. «Коммунистическое чванство». Падение трудовой дисциплины. Разрушение
традиционной морали. Отношение к семье, браку, воспитанию детей. Советские обряды и
праздники. Наступление на религию. «Союз воинствующих безбожников».
Обновленческое движение в церкви. Положение нехристианских конфессий. Культура
периода нэпа. Пролеткульт и нэпманская культура. Борьба с безграмотностью. Сельские
избы-читальни. Основные направления в литературе (футуризм) и архитектуре
(конструктивизм). Достижения в области киноискусства. Культурная революция и ее
особенности в национальных регионах. Советский авангард. Создание национальной
письменности и смена алфавитов. Деятельность Наркомпроса. Рабфаки. Культура и
идеология. Академия наук и Коммунистическая академия, Институты красной
профессуры. Создание «нового человека». Пропаганда коллективистских ценностей.
Воспитание интернационализма и советского патриотизма. Общественный энтузиазм
периода первых пятилеток. Рабселькоры. Развитие спорта. Освоение Арктики. Рекорды
летчиков. Эпопея «челюскинцев». Престижность военной профессии и научноинженерного труда. Учреждение звания Герой Советского Союза (1934 г.) и первые
награждения. Культурная революция. От обязательного начального образования – к
массовой средней школе. Установление жесткого государственного контроля над сферой
литературы и искусства. Создание творческих союзов и их роль в пропаганде советской
культуры. Социалистический реализм как художественный метод. Литература и
кинематограф 1930-х годов. Культура русского зарубежья. Наука в 1930-е гг. Академия
наук СССР. Создание новых научных центров: ВАСХНИЛ, ФИАН, РНИИ и др.
Выдающиеся ученые и конструкторы гражданской и военной техники. Формирование
национальной интеллигенции. Общественные настроения. Повседневность 1930-х годов.
Снижение уровня доходов населения по сравнению с периодом нэпа. Потребление и
рынок. Деньги, карточки и очереди. Из деревни в город: последствия вынужденного
переселения и миграции населения. Жилищная проблема. Условия труда и быта на
стройках пятилеток. Коллективные формы быта. Возвращение к «традиционным
ценностям» в середине 1930-х гг. Досуг в городе. Парки культуры и отдыха. ВСХВ в
Москве. Образцовые универмаги. Пионерия и комсомол. Военно-спортивные
организации. Материнство и детство в СССР. Жизнь в деревне. Трудодни. Единоличники.
Личные подсобные хозяйства колхозников. Внешняя политика СССР в 1920–1930-е годы.
Внешняя политика: от курса на мировую революцию к концепции «построения
социализма в одной стране». Деятельность Коминтерна как инструмента мировой
революции. Проблема «царских долгов». Договор в Рапалло. Выход СССР из

международной изоляции. «Военная тревога» 1927 г. Вступление СССР в Лигу Наций.
Возрастание угрозы мировой войны. Попытки организовать систему коллективной
безопасности в Европе. Советские добровольцы в Испании и Китае. Вооруженные
конфликты на озере Хасан, реке Халхин-Гол и ситуация на Дальнем Востоке в конце
1930-х гг. СССР накануне Великой Отечественной войны. Форсирование военного
производства и освоения новой техники. Ужесточение трудового законодательства.
Нарастание негативных тенденций в экономике. Мюнхенский договор 1938 г. и угроза
международной изоляции СССР. Заключение договора о ненападении между СССР и
Германией в 1939 г. Включение в состав СССР Латвии, Литвы и Эстонии; Бессарабии,
Северной Буковины, Западной Украины и Западной Белоруссии. Катынская трагедия.
«Зимняя война» с Финляндией.
Великая Отечественная война. 1941—1945 гг.
Вторжение Германии и ее сателлитов на территорию СССР. Первый период войны (июнь
1941 – осень 1942). План «Барбаросса». Соотношение сил сторон на 22 июня 1941 г.
Брестская крепость. Массовый героизм воинов – всех народов СССР. Причины поражений
Красной Армии на начальном этапе войны. Чрезвычайные меры руководства страны,
образование Государственного комитета обороны. И.В. Сталин – Верховный
главнокомандующий. Роль партии в мобилизации сил на отпор врагу. Создание дивизий
народного ополчения. Смоленское сражение. Наступление советских войск под Ельней.
Начало блокады Ленинграда. Оборона Одессы и Севастополя. Срыв гитлеровских планов
«молниеносной войны». Битва за Москву. Наступление гитлеровских войск: Москва на
осадном положении. Парад 7 ноября на Красной площади. Переход в контрнаступление и
разгром немецкой группировки под Москвой. Наступательные операции Красной Армии
зимой–весной 1942 г. Неудача Ржевско-Вяземской операции. Битва за Воронеж. Итоги
Московской битвы. Блокада Ленинграда. Героизм и трагедия гражданского населения.
Эвакуация ленинградцев. «Дорога жизни». Перестройка экономики на военный лад.
Эвакуация предприятий, населения и ресурсов. Введение норм военной дисциплины на
производстве и транспорте. Нацистский оккупационный режим. «Генеральный план Ост».
Массовые преступления гитлеровцев против советских граждан. Лагеря уничтожения.
Холокост. Этнические чистки на оккупированной территории СССР. Нацистский плен.
Уничтожение военнопленных и медицинские эксперименты над заключенными. Угон
советских людей в Германию. Разграбление и уничтожение культурных ценностей.
Начало массового сопротивления врагу. Восстания в нацистских лагерях. Развертывание
партизанского движения. Коренной перелом в ходе войны (осень 1942 – 1943 г.).
Сталинградская битва. Германское наступление весной–летом 1942 г. Поражение
советских войск в Крыму. Битва за Кавказ. Оборона Сталинграда. «Дом Павлова».
Окружение неприятельской группировки под Сталинградом и наступление на Ржевском
направлении. Разгром окруженных под Сталинградом гитлеровцев. Итоги и значение
победы Красной Армии под Сталинградом. Битва на Курской дуге. Соотношение сил.
Провал немецкого наступления. Танковые сражения под Прохоровкой и Обоянью.
Переход советских войск в наступление. Итоги и значение Курской битвы. Битва за
Днепр. Освобождение Левобережной Украины и форсирование Днепра. Освобождение
Киева. Итоги наступления Красной армии летом–осенью 1943 г. Прорыв блокады
Ленинграда в январе 1943 г. Значение героического сопротивления Ленинграда.
Развертывание массового партизанского движения. Антифашистское подполье в крупных
городах. Значение партизанской и подпольной борьбы для победы над врагом.
Сотрудничество с врагом: формы, причины, масштабы. Создание гитлеровцами воинских
формирований из советских военнопленных. Генерал Власов и Русская освободительная
армия. Судебные процессы на территории СССР над военными преступниками и
пособниками оккупантов в 1943–1946 гг. Человек и война: единство фронта и тыла. «Всё

для фронта, всё для победы!». Трудовой подвиг народа. Роль женщин и подростков в
промышленном и сельскохозяйственном производстве. Самоотверженный труд ученых.
Помощь населения фронту. Добровольные взносы в фонд обороны. Помощь
эвакуированным. Повседневность военного времени. Фронтовая повседневность. Боевое
братство. Женщины на войне. Письма с фронта и на фронт. Повседневность в советском
тылу. Военная дисциплина на производстве. Карточная система и нормы снабжения в
городах. Положение в деревне. Стратегии выживания в городе и на селе. Государственные
меры и общественные инициативы по спасению детей. Создание Суворовских и
Нахимовских училищ. Культурное пространство войны. Песня «Священная война» –
призыв к сопротивлению врагу. Советские писатели, композиторы, художники, ученые в
условиях войны. Фронтовые корреспонденты. Выступления фронтовых концертных
бригад. Песенное творчество и фольклор. Кино военных лет. Государство и церковь в
годы войны. Избрание на патриарший престол митрополита Сергия (Страгородского) в
1943 г. Патриотическое служение представителей религиозных конфессий. Культурные и
научные связи с союзниками. СССР и союзники. Проблема второго фронта. Ленд-лиз.
Тегеранская конференция 1943 г. Французский авиационный полк «Нормандия-Неман», а
также польские и чехословацкие воинские части на советско-германском фронте. Победа
СССР в Великой Отечественной войне. Окончание Второй мировой войны. Завершение
освобождения территории СССР. Освобождение правобережной Украины и Крыма.
Наступление советских войск в Белоруссии и Прибалтике. Боевые действия в Восточной и
Центральной Европе и освободительная миссия Красной Армии. Боевое содружество
советской армии и войск стран антигитлеровской коалиции. Встреча на Эльбе. Битва за
Берлин и окончание войны в Европе. Висло-Одерская операция. Капитуляция Германии.
Репатриация советских граждан в ходе войны и после ее окончания. Война и общество.
Военно-экономическое превосходство СССР над Германией в 1944–1945 гг.
Восстановление хозяйства в освобожденных районах. Начало советского «Атомного
проекта». Реэвакуация и нормализация повседневной жизни. ГУЛАГ. Депортация
«репрессированных народов». Взаимоотношения государства и церкви. Поместный собор
1945 г. Антигитлеровская коалиция. Открытие Второго фронта в Европе. Ялтинская
конференция 1945 г.: основные решения и дискуссии. Обязательство Советского Союза
выступить против Японии. Потсдамская конференция. Судьба послевоенной Германии.
Политика денацификации, демилитаризации, демонополизации, демократизации (четыре
«Д»). Решение проблемы репараций. Советско-японская война 1945 г. Разгром
Квантунской армии. Боевые действия в Маньчжурии, на Сахалине и Курильских островах.
Освобождение Курил. Ядерные бомбардировки японских городов американской авиацией
и их последствия. Создание ООН. Конференция в Сан-Франциско в июне 1945 г. Устав
ООН. Истоки «холодной войны». Нюрнбергский и Токийский судебные процессы.
Осуждение главных военных преступников.Итоги Великой Отечественной и Второй
мировой войны. Решающий вклад СССР в победу антигитлеровской коалиции над
фашизмом. Людские и материальные потери. Изменения политической карты Европы.

Содержание программы: История (1945 – 2020) гг.
(11 класс)
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (28 часов)
Соревнование социальных систем
Причины «холодной войны». План Маршалла. Гражданская война в Греции. Доктрина
Трумэна. Политика сдерживания. «Народная демократия» и установление
коммунистических режимов в Восточной Европе. Раскол Германии. Коминформ.
Советско-югославский конфликт. Террор в Восточной Европе. Совет экономической

взаимопомощи. НАТО. «Охота на ведьм» в США.Гонка вооружений. Испытания атомного
и термоядерного оружия в СССР. Ослабление международной напряженности после
смерти И. Сталина. Нормализация советско-югославских отношений. Организация
Варшавского договора. Ракетно-космическое соперничество. Первый искусственный
спутник Земли. Первый полет человека в космос. «Доктрина Эйзенхауэра». Визит Н.
Хрущева в США. Ухудшение советско-американских отношений в 1960–1961 гг. Д.
Кеннеди. Берлинский кризис. Карибский кризис. Договор о запрещении ядерных
испытаний в трех средах.
Гражданская война в Китае. Образование КНР. Война в Корее. Национальноосвободительные и коммунистические движения в Юго-Восточной Азии. Индокитайские
войны. Поражение США и их союзников в Индокитае. Советско-китайский
конфликт.Причины «разрядки». Визиты Р. Никсона в КНР и СССР. Договор ОСВ-1 и об
ограничении ПРО. Новая восточная политика ФРГ. Хельсинкский акт. Договор ОСВ-2.
Ракетный кризис в Европе. Ввод советских войск в Афганистан. Возвращение к политике
«холодной войны».
«Общество потребления». Возникновение Европейского экономического сообщества.
Германское «экономическое чудо». Возникновение V республики во Франции.
Консервативная и трудовая Великобритания. «Скандинавская модель» общественнополитического и социально-экономического развития.Проблема прав человека. «Бурные
шестидесятые». Движение за гражданские права в США. Новые течения в обществе и
культуре. Информационная революция. Энергетический кризис. Экологический кризис и
зеленое движение. Экономические кризисы 1970-х – начала 1980-х гг. Демократизация
стран Запада. Падение диктатур в Греции, Португалии и Испании. Неоконсерватизм.
Внутренняя политика Р. Рейгана.«Реальный социализм». Волнения в ГДР в 1953 г. ХХ
съезд КПСС. Кризисы и восстания в Польше и Венгрии в 1956 г. «Пражская весна» 1968 г.
и ее подавление. Движение «Солидарность» в Польше. Югославская модель социализма.
Разрыв отношений Албании с СССР.Строительство социализма в Китае. Мао Цзэдун и
маоизм. «Культурная революция». Рыночные реформы в Китае. Коммунистический
режим в Северной Корее. Полпотовский режим в Камбодже.Перестройка в СССР и
«новое мышление». Экономические и политические последствия реформ в Китае.
Антикоммунистические революции в Восточной Европе. Распад Варшавского договора,
СЭВ и СССР. Воссоздание независимых государств Балтии. Общие черты
демократических преобразований. Изменение политической карты мира. Распад
Югославии и войны на Балканах. Агрессия НАТО против Югославии. Положение стран
Латинской Америки в середине ХХ века. Аграрные реформы и импортзамещающая
индустриализация. Революция на Кубе. Социалистические движения в Латинской
Америке. «Аргентинский парадокс». Экономические успехи и неудачи
латиноамериканских стран. Диктатуры и демократизация в Южной Америке.
Революции и гражданские войны в Центральной Америке.Колониальное общество. Роль
итогов войны в подъеме антиколониальных движений в Тропической и Южной Африке.
Крушение колониальной системы и ее последствия. Выбор пути развития. Попытки
создания демократии и возникновение диктатур в Африке. Система апартеида на юге
Африки. Страны социалистической ориентации. Конфликт на Африканском Роге.
Этнические конфликты в Африке.Арабские страны и возникновение государства
Израиль. Антиимпериалистическое движение в Иране. Суэцкий конфликт. Арабоизраильские войны и попытки урегулирования на Ближнем Востоке. Палестинская
проблема. Модернизация в Турции и Иране. Исламская революция в Иране. Кризис в
Персидском заливе и войны в Ираке.Обретение независимости странами Южной Азии. Д.
Неру и его преобразования. Конфронтация между Индией и Пакистаном, Индией и КНР.
Реформы И. Ганди. Индия в конце ХХ в. Индонезия при Сукарно и Сухарто. Страны
Юго-Восточной Азии после войны в Индокитае. Япония после Второй мировой войны.
Восстановление суверенитета Японии. Проблема Курильских островов. Японское

экономическое чудо. Кризис японского общества. Развитие Южной Кореи.
«Тихоокеанские драконы».Глобализация конца ХХ – начала XXI вв. Информационная
революция, Интернет. Экономические кризисы 1998 и 2008 гг. Успехи и трудности
интеграционных процессов в Европе, Евразии, Тихоокеанском и Атлантическом
регионах.Изменение системы международных отношений. Модернизационные процессы
в странах Азии. Рост влияния Китая на международной арене. Демократический и левый
повороты в Южной Америке. Международный терроризм. Война в Ираке. «Цветные
революции». «Арабская весна» и ее последствия. Постсоветское пространство:
политическое и социально-экономическое развитие, интеграционные процессы, кризисы и
военные конфликты. Россия в современном мире.
ИСТОРИЯ РОССИИ (40 часов)
Апогей и кризис советской системы. 1945–1991 гг.
Влияние последствий войны на советскую систему и общество. Послевоенные ожидания и
настроения. Представления власти и народа о послевоенном развитии страны. Эйфория
Победы. Разруха. Обострение жилищной проблемы. Демобилизация армии. Социальная
адаптация фронтовиков. Положение семей «пропавших без вести» фронтовиков.
Репатриация. Рост беспризорности и решение проблем послевоенного детства. Рост
преступности. Ресурсы и приоритеты восстановления. Демилитаризация экономики и
переориентация на выпуск гражданской продукции. Восстановление индустриального
потенциала страны. Сельское хозяйство и положение деревни. Помощь не затронутых
войной национальных республик в восстановлении западных регионов СССР.Репарации, их
размеры и значение для экономики. Советский «атомный проект», его успехи и его
значение. Начало гонки вооружений. Положение на послевоенном потребительском
рынке. Колхозный рынок. Государственная и коммерческая торговля. Голод 1946–1947 гг.
Денежная реформа и отмена карточной системы (1947 г.). Сталин и его окружение.
Ужесточение административно-командной системы. Соперничество в верхних эшелонах
власти. Усиление идеологического контроля. Послевоенные репрессии. «Ленинградское
дело». Борьба с «космополитизмом». «Дело врачей». Дело Еврейского антифашистского
комитета. Т.Д. Лысенко и «лысенковщина».Сохранение на период восстановления
разрушенного хозяйства трудового законодательства военного времени. Союзный центр
и национальные регионы: проблемы взаимоотношений. Положение в «старых» и «новых»
республиках. Рост влияния СССР на международной арене. Первые шаги ООН. Начало
«холодной войны». «Доктрина Трумэна» и «План Маршалла». Формирование
биполярного мира. Советизация Восточной и Центральной Европы. Взаимоотношения со
странами «народной демократии». Создание Совета экономической взаимопомощи.
Конфликт с Югославией. Коминформбюро. Организация Североатлантического договора
(НАТО). Создание Организации Варшавского договора. Война в Корее.
И.В. Сталин в оценках современников и историков.Смерть Сталина и настроения в
обществе. Смена политического курса. Борьба за власть в советском руководстве.
Переход политического лидерства к Н.С. Хрущеву. Первые признаки наступления
«оттепели» в политике, экономике, культурной сфере. Начало критики сталинизма. XX
съезд КПСС и разоблачение «культа личности» Сталина. Реакция на доклад Хрущева в
стране и мире. Частичная десталинизация: содержание и противоречия.
Внутрипартийная демократизация.Начало реабилитации жертв массовых политических
репрессий и смягчение политической цензуры. Возвращение депортированных народов.
Особенности национальной политики. Попытка отстранения Н.С. Хрущева от власти в
1957 г. «Антипартийная группа». Утверждение единоличной власти Хрущева. Культурное
пространство и повседневная жизнь. Изменение общественной атмосферы.

«Шестидесятники». Литература, кинематограф, театр, живопись: новые тенденции.
Поэтические вечера в Политехническом музее. Образование и наука. Приоткрытие
«железного занавеса». Всемирный фестиваль молодежи и студентов 1957 г. Популярные
формы досуга. Развитие внутреннего и международного туризма. Учреждение
Московского кинофестиваля. Роль телевидения в жизни общества. Легитимация моды и
попытки создания «советской моды».Неофициальная культура. Неформальные формы
общественной жизни: «кафе» и «кухни». «Стиляги». Хрущев и интеллигенция.
Антирелигиозные кампании. Гонения на церковь. Диссиденты. Самиздат и «тамиздат».
Социально-экономическое развитие. Экономическое развитие СССР. «Догнать и
перегнать Америку». Попытки решения продовольственной проблемы. Освоение
целинных земель. Научно-техническая революция в СССР. Перемены в научнотехнической политике. Военный и гражданский секторы экономики. Создание ракетноядерного щита. Начало освоения космоса. Запуск первого спутника Земли. Исторические
полеты Ю.А. Гагарина и первой в мире женщины-космонавта В.В. Терешковой. Первые
советские ЭВМ. Появление гражданской реактивной авиации. Влияние НТР на перемены
в повседневной жизни людей. Реформы в промышленности. Переход от отраслевой
системы управления к совнархозам. Расширение прав союзных республик. Изменения в
социальной и профессиональной структуре советского общества к началу 1960-х гг.
Преобладание горожан над сельским населением. Положение и проблемы рабочего
класса, колхозного крестьянства и интеллигенции. Востребованность научного и
инженерного труда. Расширение системы ведомственных НИИ. ХХII Съезд КПСС и
программа построения коммунизма в СССР. Воспитание «нового человека». Бригады
коммунистического труда. Общественные формы управления. Социальные программы.
Реформа системы образования. Движение к «государству благосостояния»: мировой
тренд и специфика советского «социального государства». Общественные фонды
потребления. Пенсионная реформа. Массовое жилищное строительство. «Хрущевки».
Рост доходов населения и дефицит товаров народного потребления. Внешняя политика.
Новый курс советской внешней политики: от конфронтации к диалогу. Поиски нового
международного имиджа страны. СССР и страны Запада. Международные военнополитические кризисы, позиция СССР и стратегия ядерного сдерживания (Суэцкий
кризис 1956 г., Берлинский кризис 1961 г., Карибский кризис 1962 г.). СССР и мировая
социалистическая система. Венгерские события 1956 г. Распад колониальных систем и
борьба за влияние в «третьем мире». Конец «оттепели». Нарастание негативных
тенденций в обществе. Кризис доверия власти. Новочеркасские события. Смещение Н.С.
Хрущева и приход к власти Л.И. Брежнева. Оценка Хрущева и его реформ
современниками и историками.Наш край в 1953–1964 гг.Приход к власти Л.И. Брежнева:
его окружение и смена политического курса. Поиски идеологических ориентиров.
Десталинизация и ресталинизация. Экономические реформы 1960-х гг. Новые ориентиры
аграрной политики. «Косыгинская реформа». Конституция СССР 1977 г. Концепция
«развитого социализма». Попытки изменения вектора социальной политики. Уровень
жизни: достижения и проблемы. Нарастание застойных тенденций в экономике и кризис
идеологии. Рост теневой экономики. Ведомственный монополизм. Замедление темпов
развития. Исчерпание потенциала экстенсивной индустриальной модели. Новые попытки
реформирования экономики. Рост масштабов и роли ВПК. Трудности развития
агропромышленного комплекса. Советские научные и технические приоритеты. МГУ им
М.В. Ломоносова. Академия наук СССР. Новосибирский Академгородок. Замедление
научно-технического прогресса в СССР. Отставание от Запада в производительности
труда. «Лунная гонка» с США. Успехи в математике. Создание топливно-энергетического
комплекса (ТЭК). Культурное пространство и повседневная жизнь. Повседневность в
городе и в деревне. Рост социальной мобильности. Миграция населения в крупные города
и проблема «неперспективных деревень». Популярные формы досуга населения. Уровень
жизни разных социальных слоев. Социальное и экономическое развитие союзных

республик. Общественные настроения. Трудовые конфликты и проблема поиска
эффективной системы производственной мотивации. Отношение к общественной
собственности. «Несуны». Потребительские тенденции в советском обществе.
Дефицит и очереди. Идейная и духовная жизнь советского общества. Развитие
физкультуры и спорта в СССР. Олимпийские игры 1980 г. в Москве. Литература и
искусство: поиски новых путей. Авторское кино. Авангардное искусство. Неформалы
(КСП, движение КВН и др.). Диссидентский вызов. Первые правозащитные выступления.
А.Д. Сахаров и А.И. Солженицын.Религиозные искания. Национальные движения.Борьба с
инакомыслием. Судебные процессы. Цензура и самиздат. Внешняя политика. Новые
вызовы внешнего мира. Между разрядкой и конфронтацией. Возрастание международной
напряженности. «Холодная война» и мировые конфликты. «Доктрина Брежнева».
«Пражская весна» и снижение международного авторитета СССР. Конфликт с Китаем.
Достижение военно-стратегического паритета с США. Политика «разрядки».
Сотрудничество с США в области освоения космоса. Совещание по безопасности и
сотрудничеству в Европе (СБСЕ) в Хельсинки. Ввод войск в Афганистан. Подъем
антикоммунистических настроений в Восточной Европе. Кризис просоветских режимов.
Л.И. Брежнев в оценках современников и историков.Наш край в 1964–1985 гг.Нарастание
кризисных явлений в социально-экономической и идейно-политической сферах. Резкое
падение мировых цен на нефть и его негативные последствия для советской экономики.
М.С. Горбачев и его окружение: курс на реформы. Антиалкогольная кампания 1985 г. и ее
противоречивые результаты. Чернобыльская трагедия. Реформы в экономике, в
политической и государственной сферах. Законы о госпредприятии и об индивидуальной
трудовой деятельности. Появление коммерческих банков. Принятие закона о
приватизации государственных предприятий. Гласность и плюрализм мнений.
Политизация жизни и подъем гражданской активности населения. Массовые митинги,
собрания. Либерализация цензуры. Общественные настроения и дискуссии в обществе.
Отказ от догматизма в идеологии. Концепция социализма «с человеческим лицом». Вторая
волна десталинизации. История страны как фактор политической жизни. Отношение к
войне в Афганистане. Неформальные политические объединения. «Новое мышление»
Горбачева. Отказ от идеологической конфронтации двух систем и провозглашение
руководством СССР приоритета общечеловеческих ценностей над классовым подходом.
Изменения в советской внешней политике. Односторонние уступки Западу. Роспуск СЭВ
и организации Варшавского договора. Объединение Германии. Начало вывода советских
войск из Центральной и Восточной Европы. Завершение «холодной войны». Отношение к
М.С. Горбачеву и его внешнеполитическим инициативам внутри СССР и в мире.
Демократизация советской политической системы. XIX конференция КПСС и ее решения.
Альтернативные выборы народных депутатов. Съезды народных депутатов – высший
орган государственной власти. Первый съезд народных депутатов СССР и его значение.
Образование оппозиционной Межрегиональной депутатской группы. Демократы «первой
волны», их лидеры и программы. Раскол в КПСС. Подъем национальных движений,
нагнетание националистических и сепаратистских настроений. Проблема Нагорного
Карабаха и попытки ее решения руководством СССР. Обострение межнационального
противостояния: Закавказье, Прибалтика, Украина, Молдавия. Позиция республиканских
лидеров и национальных элит. Последний этап «перестройки»: 1990–1991 гг. Отмена 6-й
статьи Конституции СССР о руководящей роли КПСС. Становление многопартийности.
Кризис в КПСС и создание Коммунистической партии РСФСР. Первый съезд народных
депутатов РСФСР и его решения. Б.Н. Ельцин – единый лидер демократических сил.
Противостояние союзной (Горбачев) и российской (Ельцин) власти. Введение поста
президента и избрание М.С. Горбачева Президентом СССР. Учреждение в РСФСР
Конституционного суда и складывание системы разделения властей.
Дестабилизирующая роль «войны законов» (союзного и республиканского
законодательства). Углубление политического кризиса. Усиление центробежных

тенденций и угрозы распада СССР. Провозглашение независимости Литвой, Эстонией и
Латвией. Ситуация на Северном Кавказе. Декларация о государственном суверенитете
РСФСР. Дискуссии о путях обновлении Союза ССР. План «автономизации» –
предоставления автономиям статуса союзных республик. Ново-Огаревский процесс и
попытки подписания нового Союзного договора. «Парад суверенитетов». Референдум о
сохранении СССР и введении поста президента РСФСР. Избрание Б.Н. Ельцина
президентом РСФСР. Превращение экономического кризиса в стране в ведущий
политический фактор. Нарастание разбалансированности в экономике. Государственный
и коммерческий секторы. Конверсия оборонных предприятий. Введение карточной
системы снабжения. Реалии 1991 г.: конфискационная денежная реформа, трехкратное
повышение государственных цен, пустые полки магазинов и усталость населения от
усугубляющихся проблем на потребительском рынке. Принятие принципиального
решения об отказе от планово-директивной экономики и переходе к рынку. Разработка
союзным и российским руководством программ перехода к рыночной экономике.
Радикализация общественных настроений. Забастовочное движение. Новый этап в
государственно-конфессиональных отношениях.Августовский политический кризис 1991
г. Планы ГКЧП и защитники Белого дома. Победа Ельцина. Ослабление союзной власти и
влияния Горбачева. Распад КПСС. Ликвидация союзного правительства и центральных
органов управления, включая КГБ СССР. Референдум о независимости Украины.
Оформление фактического распада СССР и создание СНГ (Беловежское и Алма-Атинское
соглашения). Реакция мирового сообщества на распад СССР. Решение проблемы
советского ядерного оружия. Россия как преемник СССР на международной арене.
Горбачев, Ельцин и «перестройка» в общественном сознании.
М.С. Горбачев в оценках современников и историков.
Наш край в 1985–1991 гг.
Российская Федерация в 1992–2020 гг.
Б.Н. Ельцин и его окружение. Общественная поддержка курса реформ. Взаимодействие
ветвей власти на первом этапе преобразований. Предоставление Б.Н. Ельцину
дополнительных полномочий для успешного проведения реформ. Правительство
реформаторов во главе с Е.Т. Гайдаром. Начало радикальных экономических
преобразований. Либерализация цен. «Шоковая терапия». Ваучерная приватизация.
Долларизация экономики. Гиперинфляция, рост цен и падение жизненного уровня
населения. Безработица. «Черный» рынок и криминализация жизни. Рост недовольства
граждан первыми результатами экономических реформ. Особенности осуществления
реформ в регионах России. От сотрудничества к противостоянию исполнительной и
законодательной власти в 1992–1993 гг. Решение Конституционного суда РФ по «делу
КПСС». Нарастание политико-конституционного кризиса в условиях ухудшения
экономической ситуации. Апрельский референдум 1993 г. – попытка правового
разрешения политического кризиса. Указ Б.Н. Ельцина № 1400 и его оценка
Конституционным судом. Возможность мирного выхода из политического кризиса.
«Нулевой вариант». Позиция регионов. Посреднические усилия Русской православной
церкви. Трагические события осени 1993 г. в Москве. Обстрел Белого дома. Последующее
решение об амнистии участников октябрьских событий 1993 г. Всенародное голосование
(плебисцит) по проекту Конституции России 1993 года. Ликвидация Советов и создание
новой системы государственного устройства. Принятие Конституции России 1993 года и
ее значение. Полномочия президента как главы государства и гаранта Конституции.
Становление российского парламентаризма. Разделение властей. Проблемы построения
федеративного государства. Утверждение государственной символики. Итоги
радикальных преобразований 1992–1993 гг. Обострение межнациональных и
межконфессиональных отношений в 1990-е гг. Подписание Федеративного договора

(1992) и отдельных соглашений центра с республиками. Договор с Татарстаном как
способ восстановления федеративных отношений с республикой и восстановления
территориальной целостности страны. Взаимоотношения Центра и субъектов
Федерации. Опасность исламского фундаментализма. Восстановление конституционного
порядка в Чеченской Республике. Корректировка курса реформ и попытки стабилизации
экономики. Роль иностранных займов. Проблема сбора налогов и стимулирования
инвестиций. Тенденции деиндустриализации и увеличения зависимости экономики от
мировых цен на энергоносители. Сегментация экономики на производственный и
энергетический секторы. Положение крупного бизнеса и мелкого предпринимательства.
Ситуация в российском сельском хозяйстве и увеличение зависимости от экспорта
продовольствия. Финансовые пирамиды и залоговые аукционы. Вывод денежных активов
из страны. Дефолт 1998 г. и его последствия. Повседневная жизнь и общественные
настроения россиян в условиях реформ. Общественные настроения в зеркале
социологических исследований. Представления о либерализме и демократии. Проблемы
формирования гражданского общества. Свобода СМИ. Свобода предпринимательской
деятельности. Возможность выезда за рубеж. Безработица и деятельность профсоюзов.
Кризис образования и науки. Социальная поляризация общества и смена ценностных
ориентиров. Безработица и детская беспризорность. «Новые русские» и их образ жизни.
Решение проблем социально незащищенных слоев. Проблемы русскоязычного населения в
бывших республиках СССР. Новые приоритеты внешней политики. Мировое признание
новой России суверенным государством. Россия – правопреемник СССР на
международной арене. Значение сохранения Россией статуса ядерной державы.
Взаимоотношения с США и странами Запада. Подписание Договора СНВ-2 (1993).
Присоединение России к «большой семерке». Усиление антизападных настроений как
результат бомбежек Югославии и расширения НАТО на Восток. Россия на постсоветском
пространстве. СНГ и союз с Белоруссией. Военно-политическое сотрудничество в рамках
СНГ. Восточный вектор российской внешней политики в 1990-е гг. Российская
многопартийность и строительство гражданского общества. Основные политические
партии и движения 1990-х гг., их лидеры и платформы. Кризис центральной власти.
Президентские выборы 1996 г. Политтехнологии. «Семибанкирщина». «Олигархический»
капитализм. Правительства В.С. Черномырдина и Е.М. Примакова. Обострение ситуации
на Северном Кавказе. Вторжение террористических группировок с территории Чечни в
Дагестан. Выборы в Государственную Думу 1999 г. Добровольная отставка Б.Н. Ельцина.
Б.Н. Ельцин в оценках современников и историков.Наш край в 1992–1999 гг.Политические
и экономические приоритеты. Первое и второе президентства В.В. Путина. Президентство
Д.А. Медведева. Президентские выборы 2012 г. Избрание В.В. Путина президентом.
Государственная Дума. Многопартийность. Политические партии и электорат. Федерализм
и сепаратизм. Восстановление единого правового пространства страны. Разграничение
властных полномочий центра и регионов. Террористическая угроза. Построение вертикали
власти и гражданское общество. Стратегия развития страны. Экономическое развитие в 2000е годы. Финансовое положение. Рыночная экономика и монополии. Экономический подъем
1999–2007 гг. и кризис 2008 г. Структура экономики, роль нефтегазового сектора и задачи
инновационного развития. Сельское хозяйство. Россия в системе мировой рыночной
экономики. Человек и общество в конце XX – начале XXI в. Новый облик российского
общества после распада СССР. Социальная и профессиональная структура. Занятость и
трудовая миграция. Миграционная политика. Основные принципы и направления
государственной социальной политики. Реформы здравоохранения. Пенсионные реформы.
Реформирование образования и науки и его результаты. Особенности развития культуры.
Демографическая статистика.Снижение средней продолжительности жизни и тенденции
депопуляции. Государственные программы демографического возрождения
России.Разработка семейной политики и меры по поощрению рождаемости. Пропаганда
спорта и здорового образа жизни. Олимпийские и паралимпийские зимние игры 2014 г. в

Сочи. Повседневная жизнь. Качество, уровень жизни и размеры доходов разных слоев
населения. Общественные представления и ожидания в зеркале социологии. Постановка
государством вопроса о социальной ответственности бизнеса.Модернизация бытовой
сферы. Досуг. Россиянин в глобальном информационном пространстве: СМИ,
компьютеризация, Интернет. Массовая автомобилизация. Внешняя политика в конце
XX – начале XXI в. Внешнеполитический курс В.В. Путина. Постепенное восстановление
лидирующих позиций России в международных отношениях. Современная концепция
российской внешней политики в условиях многополярного мира. Участие в
международной борьбе с терроризмом и в урегулировании локальных конфликтов.
Центробежные и партнерские тенденции в СНГ. СНГ и ЕврАзЭС. Отношения с США и
Евросоюзом. Вступление России в Совет Европы. Деятельность «большой двадцатки».
Переговоры о вступлении в ВТО. Дальневосточное и другие направления политики
России. Культура и наука России в конце XX – начале XXI в. Повышение общественной
роли СМИ как «четвертой власти». Коммерциализация культуры. Ведущие тенденции в
развитии образования и науки. Система платного образования. Сокращение
финансирования науки, падение престижа научного труда. «Утечка мозгов» за рубеж.
Основные достижения российских ученых и невостребованность результатов их
открытий. Религиозные конфессии и повышение их роли в жизни страны.
Предоставление церкви налоговых льгот. Передача государством зданий и предметов
культа для религиозных нужд. Особенности развития современной художественной
культуры: литературы, киноискусства, театра, изобразительного искусства. Процессы
глобализации и массовая культура.
Наш край в 2000–2020 гг.

III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№ п/п Название темы, раздела.
1
2
3
4
5
6
7
8

Введение
Мир накануне и в годы первой мировой войны
Межвоенный период (1918-1939)
Вторая мировая война.
Россия в годы «великих потрясений»
Советский союз в 1920-1930-х гг.
Великая Отечественная война. 1941 – 1945 гг.
Итого

Количество
часов
1
6
10
5
18
16
12
68

11 КЛАСС
№ п/п Название темы, раздела.
1
2
3
4
5
6
7

Введение
Мир во второй половине 20 века.
Межвоенный период (1918-1939)
Вторая мировая война.
Россия в годы «великих потрясений»
Советский союз в 1920-1930-х гг.
Великая Отечественная война. 1941 – 1945 гг.

Количество
часов
1
3
10
5
18
16
12

8

Итого

68


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».