Рабочая программа по праву

02-04

.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Школа №128 городского округа город Уфа Республики Башкортостан
«РАССМОТРЕНО»
Методическим
объединением учителей
Руководитель ШМО
АнисимоваА.Ф.
(Протокол № 1
от «23»августа 2021 г.)

«СОГЛАСОВАНО»
Методическим советом
Председатель МС
Фомина Л.Н.
(Протокол № 1 от
«24»августа 2021г.)

«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ______Ю.В. Малышева
Приказ №347 от 25.08.2021г.

Рабочая программа
право

учебного предмета:
уровень общего образования: среднее общее образование
срок реализации: 2 года
авторы учебников: Певцова Е.А.

СОСТАВИТЕЛИ/РАЗРАБОТЧИКИ:
Сидорова Л.А.
учитель истории и обществознания,
высшей категории,
Егорова А.С.,
учитель истории и обществознания

г. Уфа-2021 г.

1

Планируемые результаты:

I.

Предметные результаты освоения учебного предмета «Право»
Выпускник научится:
•

выделять содержание различных теорий происхождения государства;

•

сравнивать различные формы государства;

•

приводить примеры различных элементов государственного механизма и их

место в общей структуре;
•

соотносить основные черты гражданского общества и правового государства;

•

применять знания о принципах, источниках, нормах, институтах и отраслях

права, необходимых для ориентации в российском нормативно-правовом материале,
для эффективной реализации своих прав и законных интересов;
•

оценивать роль и значение права как важного социального регулятора и элемента

культуры общества;
•

сравнивать и выделять особенности и достоинства различных правовых систем

(семей);
•

проводить сравнительный анализ правовых норм с другими социальными

нормами, выявлять их соотношение, взаимосвязь и взаимовлияние;
•

характеризовать особенности системы российского права;

•

различать формы реализации права;

•

выявлять зависимость уровня правосознания от уровня правовой культуры;

•

оценивать

собственный

возможный

вклад

в

становление

и

развитие

правопорядка и законности в Российской Федерации;
•

различать

соответствующие

виды

правоотношений,

правонарушений,

юридической ответственности, применяемых санкций, способов восстановления
нарушенных прав;
•

выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и

государства;
•

целостно анализировать принципы и нормы, регулирующие государственное

устройство Российской Федерации, конституционный статус государственной власти и
систему конституционных прав и свобод в Российской Федерации, механизмы
реализации и защиты прав граждан и юридических лиц в соответствии с положениями
Конституции Российской Федерации;
2

•

сравнивать воинскую обязанность и альтернативную гражданскую службу;

•

оценивать роль Уполномоченного по правам человека Российской Федерации в

механизме защиты прав человека и гражданина в Российской Федерации;
•

характеризовать

систему

органов

государственной

власти

Российской

Федерации в их единстве и системном взаимодействии;
•

характеризовать правовой статус Президента Российской Федерации, выделять

его основные функции и объяснять их внутри- и внешнеполитическое значение;
•

дифференцировать функции Совета Федерации и Государственной Думы

Российской Федерации;
•

характеризовать Правительство Российской Федерации как главный орган

исполнительной власти в государстве; раскрывать порядок формирования и структуру
Правительства Российской Федерации;
•

характеризовать судебную систему и систему правоохранительных органов

Российской Федерации;
•

характеризовать этапы законодательного процесса и субъектов законодательной

инициативы;
•

выделять особенности избирательного процесса в Российской Федерации;

•

характеризовать систему органов местного самоуправления как одну из основ

конституционного строя Российской Федерации; определять место международного
права в отраслевой системе права; характеризовать субъектов международного права;
различать способы мирного разрешения споров;
•

оценивать социальную значимость соблюдения прав человека;

•

сравнивать механизмы универсального и регионального сотрудничества и

контроля в области международной защиты прав человека; дифференцировать
участников вооруженных конфликтов;
•

различать защиту жертв войны и защиту гражданских объектов и культурных

ценностей; называть виды запрещенных средств и методов ведения военных действий;
•

выделять структурные элементы системы российского законодательства;

•

анализировать различные гражданско-правовые явления, юридические факты и

правоотношения в сфере гражданского права;
•

проводить

сравнительный

анализ

организационно-правовых

форм

предпринимательской деятельности, выявлять их преимущества и недостатки;

3

•

целостно описывать порядок заключения гражданско-правового договора;

различать формы наследования;
•

различать виды и формы сделок в Российской Федерации;

•

выявлять способы защиты гражданских прав; характеризовать особенности

защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности;
•

анализировать условия вступления в брак, характеризовать порядок и условия

регистрации и расторжения брака;
•

различать формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей;

•

выделять права и обязанности членов семьи;

•

характеризовать трудовое право как одну из ведущих отраслей российского

права, определять правовой статус участников трудовых правоотношений;
•

проводить сравнительный анализ гражданско-правового и трудового договоров;

•

различать рабочее время и время отдыха, разрешать трудовые споры правовыми

способами;
•

дифференцировать уголовные и административные правонарушения и наказание

за них;
•

проводить сравнительный анализ уголовного и административного видов

ответственности; иллюстрировать примерами порядок и условия привлечения к
уголовной и административной ответственности несовершеннолетних;
•

целостно описывать структуру банковской системы Российской Федерации;

•

в практических ситуациях определять применимость налогового права

Российской Федерации; выделять объекты и субъекты налоговых правоотношений;
•

соотносить виды налоговых правонарушений с ответственностью за их

совершение;
•

применять нормы жилищного законодательства в процессе осуществления

своего права на жилище;
•

дифференцировать права и обязанности участников образовательного процесса;

•

проводить

сравнительный

анализ

конституционного,

гражданского,

арбитражного, уголовного и административного видов судопроизводства, грамотно
применять правовые нормы для разрешения конфликтов правовыми способами;
•

давать на примерах квалификацию, возникающих в сфере процессуального

права правоотношений;

4

•

применять правовые знания для аргументации собственной позиции в

конкретных правовых ситуациях с использованием нормативных актов;
выявлять особенности и специфику различных юридических профессий.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
должны отражать:
Выпускник научится:
•

самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым

можно определить, что цель достигнута;
•

оценивать

возможные

последствия

достижения

поставленной

цели

в

деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на
соображениях этики и морали;
•

ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и

жизненных ситуациях;
•

оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,

необходимые для достижения поставленной цели;
•

выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,

оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
•

организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения

поставленной цели;
•

сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее

целью.
•

искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе,

осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые
(учебные и познавательные) задачи;
•

критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,

распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
•

использовать различные модельно-схематические средства для представления

существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
•

находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений

другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
5

•

выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск

возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
•

выстраивать

индивидуальную

образовательную

траекторию,

учитывая

ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
•

менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

•

осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми

(как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров
для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия,
а не личных симпатий;
•

при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом

команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт
и т.д.);
•

координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и

комбинированного взаимодействия;
•

развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием

адекватных (устных и письменных) языковых средств;
•

распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их

активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая
личностных оценочных суждений.
К важнейшим личностным результатам освоения учебного предмета «Право»
на уровне среднего общего образования относятся следующие убеждения и качества:
1.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему

здоровью, к познанию себя:
•

готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,

собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию
по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на
основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей
страны;
•

готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в

соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
1.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к

Родине (Отечеству):

6

•

российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в

поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству,
его защите;
1.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону,

государству и к гражданскому обществу:
•

гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена

российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности,
готового к участию в общественной жизни;
•

признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые

принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и
свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные
права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и
нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской
Федерации, правовая и политическая грамотность;
•

мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и

общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
•

интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность

к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
•

готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,

затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной
самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
•

готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма,

ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
1.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими

людьми:
•

нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих

ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и

7

способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания,
находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
•

формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе

способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на
основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга,
справедливости, милосердия и дружелюбия);
1.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему

миру, живой природе, художественной культуре:
•

готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на

протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
1.

Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере

социально-экономических отношений:
•

уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей

собственности,
•

осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации

собственных жизненных планов;
•

готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к

возможности

участия

в

решении

личных,

общественных,

государственных,

общенациональных проблем;
•

потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым

достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам
трудовой деятельности;

II.

Содержание учебного предмета:

10 класс
8

Введение.
Что изучает правоведение.
Роль

права

в

жизни

человека

и

общества.

Значение изучения права. Система юридических наук. Юридические
профессии: адвокат, нотариус, судья. Информация и право. Теории происхождения
права. Закономерности

возникновения

права.

Исторические

особенности

зарождения права в различных уголках мира. Происхождение права в государствах Древнего Востока, Древней Греции, Древнего Рима, у древних германцев
и славян. Право и основные теории его понимания. Нормы права. Основные
принципы права. Презумпции и аксиомы права. Система регулирования
общественных отношений. Механизм правового регулирования.
Теоретические основы права как системы.
Понятие и система права. Правовые нормы и их характеристики.
Классификация норм права, структура правовой нормы. Способы изложения норм
права в нормативных правовых актах. Институты права. Отрасли права. Методы
правового регулирования.
Понятие и виды правотворчества. Законодательный процесс. Юридическая
техника. Источники права. Правовой обычай. Юридический прецедент. Договоры
как форма выражения воли участников правоотношений, их виды. Нормативный
правовой акт. Виды нормативных правовых актов. Действие норм права во
времени, в пространстве и по кругу лиц. Систематизация нормативных правовых
актов.
Понятие реализации права и её формы. Этапы и особенности применения права.
Правила разрешения юридических противоречий. Сущность и назначение
толкования права. Способы и виды толкования права. Пробелы в праве. Аналогия
права

и

аналогия

закона.

Правоотношения и правовая культура.
Юридические факты как основание правоотношений. Виды и структура
правоотношений.
Поведение людей в мире права. Правомерное поведение. Правонарушение, его
состав,

признаки.

Виды

правонарушений.

Функции

юридической
9

ответственности. Принципы юридической ответственности. Виды юридической
ответственности. Основания освобождения от юридической ответственности.
Обстоятельства, исключающие преступность деяния.
Правовое сознание и его структура. Правовая психология.
Правовая идеология. Правовая культура.
Понятие правовой системы общества. Романо-германская правовая семья.
Англосаксонская правовая семья. Религиозно- правовая семья. Социалистическая
правовая семья. Особенности правовой системы в России.
Государство и право.
Понятие государства и его признаки. Подходы к пониманию государства. Жизнь
людей в догосударственный период.
государства.

Происхождение

Происхождение

античного

государства.

древневосточного
Происхождение

государства у древних германцев и славян. Теории происхождения государства:
теологическая, патриархальная, ирригационная, договорная, марксистская,
теория насилия. Признаки государства. Сущность государства. Функции
государства. Виды функций государства. Форма государства и её элементы.
Монархия как форма правления. Республика как форма власти. Государственное
устройство. Политический режим. Государственный механизм и его структура.
Государственный орган и его признаки. Глава государства. Законодательная
власть. Исполнительная власть. Судебная власть. Местное самоуправление.
Принципы местного самоуправления. Правовое государство и его сущность.
Признаки правового государства.
Конституция Российской Федерации — основной закон государства. Структура
Конституции Российской Федерации. Основы конституционного строя России.
Гражданское право.
Понятие и сущность гражданского права. Гражданские правоотношения.
Источники гражданского права. Виды субъектов гражданских правоотношений.
Физическое лицо как субъект права. Юридические лица как субъекты права.
Понятие сделки и её виды. Формы сделок. Основания недействительности
сделок. Представительство в сделках. Доверенность и её виды. Понятие
обязательства. Способы обеспечения исполнения обязательств. Понятие договора и
10

его содержание. Виды договоров. Порядок заключения, изменения и расторжения
договоров. Отдельные виды обязательств. Понятие права собственности.
Основания возникновения права собственности. Понятие права интеллектуальной
собственности. Интеллектуальные права (исключительные — имущественные;
неимущественные; иные — право доступа, право следования). Авторское право.
Смежные права. Право охраны нетрадиционных объектов интеллектуальной
собственности. Ноу-хау. Патентное право. Право средств индивидуализации
участников гражданского оборота. Понятие общей собственности. Защита права
собственности. Защита чести, достоинства и деловой репутации. Понятие гражданскоправовой ответственности. Виды гражданско-правовой ответственности. Способы
защиты гражданских прав.
Предпринимательство и предпринимательское право. Правовые

средства

государственного регулирования экономики. Организационно-правовые формы
предпринимательской

деятельности.

Хозяйственные

товарищества.

Хозяйственные общества. Производственный кооператив (артель). Унитарное
предприятие. Правовое регулирование защиты предпринимательской деятельности и
прав предпринимателей. Права потребителей. Защита прав потребителей при
заключении договоров на оказание услуг. Сроки предъявления претензий. Защита
прав потребителей. Понятие и сущность наследования. Правила наследования на
основании завещания. Формы завещания. Наследование по закону.
Семейное право.
Порядок заключения брака. Расторжение брака. Имущественные и личные
неимущественные права супругов. Договорный режим имущества супругов.
Родители и дети: правовые основы взаимоотношений. Алиментные обязательства.
Жилищное право.
Жилищные правоотношения. Реализация гражданами права на жильё.
Трудовое право.
Понятие

трудового

права.

Принципы

и

источники

трудового

права.

Коллективный договор. Трудовое соглашение. Занятость и безработица. Занятость
и трудоустройство. Порядок взаимоотношений работников и работодателей.
11

Трудовой договор. Гарантии при приёме на работу. Порядок и условия расторжения
трудового договора. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя.
Трудовые споры и дисциплинарная ответственность. Понятие рабочего времени.
Время отдыха. Правовое регулирование труда несовершеннолетних. Льготы, гарантии
и

компенсации,

предусмотренные

трудовым

законодательством

для

несовершеннолетних.

11 класс
Введение.
Вводное повторение основного содержания курса права за 10 класс. Что изучает курс
«Право».
Административное право и административный процесс.
Понятие административного права. Административные правоотношения
Понятие

административного

правонарушения.

Виды

административных

правонарушений. Административная ответственность, ее основания.
Меры административного наказания. Органы и способы рассмотрения
административных споров. Производство по делам об административных
правонарушениях. Итоговое повторение по теме: административное право.
Уголовное право и уголовный процесс.
Понятие и принципы уголовного права. Понятие преступления. Основные виды
преступлений. Понятие уголовной ответственности, её основания. Уголовная
ответственность,

виды

наказаний.

Уголовная

ответственность

несовершеннолетних. Уголовный процесс. Особенности производства по
уголовным делам несовершеннолетних .Уголовное судопроизводство.
Правоотношения и правовая культура.
Пенсионная система и страхование. Правовое регулирование денежного
обращения. Понятие экологического права. Принципы экологического права .
Экологические правонарушения и юридическая ответственность .Правовое
12

регулирование отношений в области образования. Права и обязанности
субъектов образовательных правоотношений .Профессиональное юридическое
образование . Как заключить договор на обучение . Юридические профессии:
судья. Юридические профессии: адвокаты. Юридические профессии: прокуроры
Юридические профессии: нотариусы. Юридические профессии: следователи .
Особенности профессиональное юридической деятельности . Профессиональная
этика юристов .
Международное право.
Понятие международного права. Источники и принципы международного права.
Субъекты международного права. Международная защита прав человека в
условиях мирного и военного времени. Правозащитные организации и развитие
системы прав человека. Европейский суд по правам человека. Международная
защита прав детей. Международные споры и международная правовая
ответственность. Международное гуманитарное право и права человека .
Уроки повторения.
Гражданское право как отрасль российского права. Обязательственное право,
понятие и сущность. Право собственности и его виды. Гражданско-правовая
ответственность и способы защиты гражданских прав Предпринимательство и
предпринимательское право. Права потребителей. Наследственное право
.Семейное право как отрасль российского права. Жилищное право. Жилищные
правоотношения Трудовое право в жизни людей. Правовое регулирование труда
несовершеннолетних .Административное право как отрасль российского права.
Уголовное право. Экологическое право .Международное право.

13

III.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

10 КЛАСС
№ п/п Название темы, раздела.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

11

Раздел 1. Введение
Раздел 2. Роль права в жизни человека и общества
Раздел 3. Теоретические основы права как системы
Раздел 4. Правоотношения и правовая культура
Раздел 5. Государство и право
Раздел 6. Гражданское право
Раздел 7. Семейное право
Раздел 8. Жилищное право
Раздел 9. Трудовое право.
Раздел 10. Итоговое повторение.
Итого

Количество
часов
1
4
5
5
4
8
2
2
2
1

34

11 КЛАСС
№ п/п Название темы, раздела.
1
2
3
4
5
6
11

Раздел 1. Введение
Раздел 2. Уголовное право и уголовный процесс.
Раздел 3. Теоретические основы права как системы
Раздел 4. Правоотношения и правовая культура
Раздел 5. Международное право.
Раздел 6. Уроки повторения.
Итого

Количество
часов
1
10
11
18
11
17
68

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».