МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Республики Башкортостан Управление образования Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан МАОУ Школа № 128 РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО начальных классов СОГЛАСОВАНО Председатель МС УТВЕРЖДЕНО Директор ________________________ ________________________ ________________________ Фомина Л.Н. Малышева Ю.В. Юланова И.Ф. Приказ № 1 от «30» августа Приказ № 514 от «31» Приказ № 1 от «29» августа 2023 г. августа 2023 г. 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ» для обучающихся 1-4 классов город Уфа 2023 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке на уровне начального общего образования подготовлена в соответствии с реализацией Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона „Об образовании в Российской Федерации” на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г. № 64100), Примерной программы воспитания (утверждена решением ФУМО по общему образованию от 2 июня 2020 г.) и с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р). ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ» Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» разработана для организаций, реализующих программы начального общего образования. Программа направлена на оказание методической помощи образовательным организациям и учителю и позволит: — реализовать в процессе преподавания учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» современные подходы к достижению личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, сформулированных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования; — определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» по годам обучения в соответствии с ФГОС НОО; Примерной основной образовательной программой начального общего образования (в редакции протокола от 8 апреля 2015 г. № 1/15 федерального учебнометодического объединения по общему образованию); Примерной программой воспитания (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20); — разработать календарно-тематическое планирование с учётом особенностей конкретного класса, используя рекомендованное примерное распределение учебного времени на изучение определённого раздела/темы, а также предложенные основные виды учебной деятельности для освоения учебного материала разделов/тем курса. Содержание программы направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в части требований, заданных Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования к предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке». Программа ориентирована на сопровождение и поддержку курса литературного чтения, входящего в образовательную область «Русский язык и литературное чтение», при этом цели курса литературного чтения на родном (русском) языке в рамках предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» имеют свою специфику. В соответствии с требованиями ФГОС НОО к результатам освоения основной образовательной программы по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке» курс направлен на формирование понимания места и роли литературы на родном языке в едином культурном пространстве Российской Федерации, в сохранении и передаче от поколения к поколению историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей; понимания роли фольклора и художественной литературы родного народа в создании культурного, моральноэтического и эстетического пространства субъекта Российской Федерации; на формирование понимания родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций, формирования представлений о мире, национальной истории и культуре, воспитания потребности в систематическом чтении на родном языке для обеспечения культурной самоидентификации. В основу курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» положена мысль о том, что русская литература включает в себя систему ценностных кодов, единых для национальной культурной традиции. Являясь средством не только их сохранения, но и передачи подрастающему поколению, русская литература устанавливает тем самым преемственную связь прошлого, настоящего и будущего русской национально-культурной традиции в сознании младших школьников. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ» Целями изучения предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» являются: — воспитание ценностного отношения к русской литературе и русскому языку как существенной части родной культуры; — включение обучающихся в культурно-языковое пространство своего народа и приобщение к его культурному наследию и современности, к традициям своего народа; — осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение русской культуры; — развитие читательских умений. Достижение данных целей предполагает решение следующих задач: — формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; — воспитание ценностного отношения к историко-культурному опыту русского народа, введение обучающегося в культурно- языковое пространство своего народа; формирование у младшего школьника интереса к русской литературе как источнику историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей; — формирование представлений об основных нравственно-этических ценностях, значимых для национального русского сознания и отражённых в родной литературе; — обогащение знаний о художественно-эстетических возможностях русского языка на основе изучения произведений русской литературы; — формирование потребности в постоянном чтении для развития личности, для речевого самосовершенствования; — совершенствование читательских умений понимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении; — развитие всех видов речевой деятельности, приобретение опыта создания устных и письменных высказываний о прочитанном. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЛИТЕРАТУРНОЕ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ Программа по предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке» составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, и рассчитана на общую учебную нагрузку в объёме 68 часов (по 17 часов в 1 —4 классах). ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ» В программе учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» представлено содержание, изучение которого позволит раскрыть национально-культурную специфику русской литературы; взаимосвязь русского языка и русской литературы с историей России, с материальной и духовной культурой русского народа. Учебный предмет «Литературное чтение на родном (русском) языке» не ущемляет права тех школьников, которые изучают иной родной язык и иную родную литературу, поэтому учебное время, отведённое на изучение данного предмета, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса литературного чтения, входящего в предметную область «Русский язык и литературное чтение». Курс предназначен для расширения литературного и культурного кругозора младших школьников; произведения фольклора и русской классики, современной русской литературы, входящие в круг актуального чтения младших школьников, позволяют обеспечить знакомство младших школьников с ключевыми для национального сознания и русской культуры понятиями. Предложенные младшим школьникам для чтения и изучения произведения русской литературы отражают разные стороны духовной культуры русского народа, актуализируют вечные ценности (добро, сострадание, великодушие, милосердие, совесть, правда, любовь и др.). В данной программе специфика курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» реализована благодаря: а) отбору произведений, в которых отражается русский национальный характер, обычаи, традиции русского народа, духовные основы русской культуры; б) вниманию к тем произведениям русских писателей, в которых отражается мир русского детства: особенности воспитания ребёнка в семье, его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, особенности восприятия ребёнком окружающего мира; в) расширенному историко-культурному комментарию к произведениям, созданным во времена, отстоящие от современности; такой комментарий позволяет современному младшему школьнику лучше понять особенности истории и культуры народа, а также содержание произведений русской литературы. Как часть предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке», учебный предмет «Литературное чтение на родном (русском) языке» тесно связан с предметом «Родной язык (русский)». Изучение предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» способствует обогащению речи школьников, развитию их речевой культуры и коммуникативных умений. Оба курса объединяет культурно-исторический подход к представлению дидактического материала, на основе которого выстраиваются проблемно-тематические блоки программы. Каждый из проблемно-тематических блоков включает сопряжённые с ним ключевые понятия, отражающие духовную и материальную культуру русского народа в их исторической взаимосвязи. Ещё одной общей чертой обоих курсов является концентрирование их содержания вокруг интересов и запросов ребёнка младшего школьного возраста, что находит отражение в специфике выбранных произведений. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 1 КЛАСС РАЗДЕЛ 1. МИР ДЕТСТВА Я и книги Не красна книга письмом, красна умом Произведения, отражающие первые шаги в чтении. Например: С. А. Баруздин. «Самое простое дело». Л. В. Куклин. «Как я научился читать» (фрагмент). Н. Н. Носов. «Тайна на дне колодца» (фрагмент главы «Волшебные сказки»). Я взрослею Без друга в жизни туго Пословицы о дружбе. Произведения, отражающие представление о дружбе как нравственно-этической ценности, значимой для национального русского сознания. Например: Н. К. Абрамцева. «Цветы и зеркало». И. А. Мазнин. «Давайте будем дружить друг с другом» (фрагмент). С. Л. Прокофьева. «Самый большой друг». Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный Пословицы о правде и честности. Произведения, отражающие традиционные представления о честности как нравственном ориентире. Например: В. А. Осеева. «Почему?». Л. Н. Толстой. «Лгун». Я фантазирую и мечтаю Необычное в обычном Произведения, отражающие умение удивляться при восприятии окружающего мира. Например: С. А. Иванов. «Снежный заповедник» (фрагмент). В. В. Лунин. «Я видела чудо». М. М. Пришвин. «Осинкам холодно». А. С. Пушкин. «Ещё дуют холодные ветры». РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ - РОДИНА МОЯ Что мы Родиной зовём С чего начинается Родина? Произведения, отражающие многогранность понятия «Родина». Например: Ф. П. Савинов. «Родное» (фрагмент). П. А. Синявский. «Рисунок». К. Д. Ушинский. «Наше Отечество». О родной природе Сколько же в небе всего происходит Поэтические представления русского народа о солнце, луне, звёздах, облаках; отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Например: Русские народные загадки о солнце, луне, звёздах, облаках. И. А. Бунин. «Серп луны под тучкой длинной…» С. В. Востоков. «Два яблока». В. М. Катанов. «Жар-птица». А. Н. Толстой. «Петушки». 2 КЛАСС РАЗДЕЛ 1. МИР ДЕТСТВА Я и книги Произведения, отражающие детское восприятие услышанных рассказов, сказок, стихов. Например: Е. Н. Егорова. «Детство Александра Пушкина» (глава «Нянины сказки»). Т. А. Луговская. «Как знаю, как помню, как умею» (фрагмент). Я взрослею Как аукнется, так и откликнется Пословицы об отношении к другим людям. Произведения, отражающие традиционные представления об отношении к другим людям. Например: В. В. Бианки. «Сова». Л. И. Кузьмин. «Дом с колокольчиком». Воля и труд дивные всходы дают Пословицы о труде. Произведения, отражающие представление о трудолюбии как нравственно-этической ценности, значимой для национального русского сознания. Например: Е. А. Пермяк. «Маркел-самодел и его дети». Б. В. Шергин. «Пословицы в рассказах». Кто идёт вперёд, того страх не берёт Пословицы о смелости. Произведения, отражающие традиционные представления о смелости как нравственном ориентире. Например: С. П. Алексеев. «Медаль». В. В. Голявкин. «Этот мальчик». Я и моя семья Семья крепка ладом Произведения, отражающие традиционные представления о семейных ценностях. Например: С. Г. Георгиев. «Стрекот кузнечика». В. В. Голявкин. «Мой добрый папа» (фрагмент). М. В. Дружинина. «Очень полезный подарок». Л. Н. Толстой. «Отец и сыновья». Я фантазирую и мечтаю Мечты, зовущие ввысь Произведения, отражающие представления об идеалах в детских мечтах. Например: Н. К. Абрамцева. «Заветное желание». Е.В.Григорьева. «Мечта». Л.Н.Толстой. «Воспоминания» (глава «Фанфаронова гора»). Резерв на вариативную часть программы -3 ч. РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ - РОДИНА МОЯ Родная страна во все времена сынами сильна Люди земли Русской Художественные биографии выдающихся представителей русского народа. Например: В. А. Бахревский. «Виктор Васнецов» (глава «Рябово»). М. А. Булатов, В. И. Порудоминский. «Собирал человек слова… Повесть о В. И. Дале» (фрагмент). М. Л. Яковлев. «Сергий Радонежский приходит на помощь» (фрагмент). Народные праздники, связанные с временами года Хорош праздник после трудов праведных Песни-веснянки. Произведения о праздниках и традициях, связанных с народным календарём. Например: Л.Ф. Воронкова. «Девочка из города» (глава «Праздник весны»). В. А. Жуковский. «Жаворонок». А. С. Пушкин. «Птичка». И.С.Шмелёв.«Лето Господне» (фрагмент главы «Масленица»). О родной природе К зелёным далям с детства взор приучен Поэтические представления русского народа о поле, луге, травах и цветах; отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Например: Русские народные загадки о поле, цветах. Ю. И. Коваль. «Фарфоровые колокольчики». И. С. Никитин. «В чистом поле тень шагает». М. С. Пляцковский. «Колокольчик». В. А. Солоухин. «Трава» (фрагмент). Ф. И. Тютчев. «Тихой ночью, поздним летом…» 3 КЛАСС РАЗДЕЛ 1. МИР ДЕТСТВА Я и книги Пишут не пером, а умом Произведения, отражающие первый опыт «писательства». Например: В. И. Воробьев. «Я ничего не придумал» (глава «Мой дневник»). В. П. Крапивин. «Сказки Севки Глущенко» (глава «День рождения»). Я взрослею Жизнь дана на добрые дела Пословицы о доброте. Произведения, отражающие представление о доброте как нравственно-этической ценности, значимой для национального русского сознания. Например: Ю. А. Буковский. «О Доброте — злой и доброй». Л. Л. Яхнин. «Последняя рубашка». Живи по совести Пословицы о совести. Произведения, отражающие представление о совести как нравственно-этической ценности, значимой для национального русского сознания. Например: П. В. Засодимский. «Гришина милостыня». Н. Г. Волкова. «Дреби-Дон». Я и моя семья В дружной семье и в холод тепло Произведения, отражающие традиционные представления о семейных ценностях (лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, уважение к старшим). Например: О. Ф. Кургузов. «Душа нараспашку». А. Л. Решетов. «Зёрнышки спелых яблок» (фрагмент). В. М. Шукшин. «Как зайка летал на воздушных шариках» (фрагмент). Я фантазирую и мечтаю Детские фантазии Произведения, отражающие значение мечты и фантазии для взросления, взаимодействие мира реального и мира фантастического. Например: В. П. Крапивин. «Брат, которому семь» (фрагмент главы «Зелёная грива»). Л. К. Чуковская. «Мой отец — Корней Чуковский» (фрагмент). РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ Родная страна во все времена сынами сильна Люди земли Русской Произведения о выдающихся представителях русского на- рода. Например: О. М. Гурьян. «Мальчик из Холмогор» (фрагмент). В. А. Бахревский. «Семён Дежнёв» (фрагмент). Н. М. Коняев. «Правнуки богатырей» (фрагмент). А. Н. Майков. «Ломоносов» (фрагмент). От праздника к празднику Всякая душа празднику рада Произведения о праздниках, значимых для русской куль- туры: Рождестве, Пасхе. Например: Е. В. Григорьева. «Радость». А.И.Куприн.«Пасхальные колокола» (фрагмент). С. Чёрный. «Пасхальный визит» (фрагмент). О родной природе Неразгаданная тайна — в чащах леса… Поэтические представления русского народа о лесе, реке, тумане; отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Например: Русские народные загадки о лесе, реке, тумане. В. П. Астафьев. «Зорькина песня» (фрагмент). В. Д. Берестов. «У реки». И. С. Никитин. «Лес». К. Г. Паустовский. «Клад». М. М. Пришвин. «Как распускаются разные деревья». И. П. Токмакова. «Туман». 4 КЛАСС РАЗДЕЛ 1. МИР ДЕТСТВА Я и книги Произведения, отражающие ценность чтения в жизни человека, роль книги в становлении личности. Например: С.Т.Аксаков. «Детские годы Багрова-внука» (фрагмент главы «Последовательные воспоминания»). Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Из далёкого прошлого» (глава «Книжка с картинками»). С. Т. Григорьев. «Детство Суворова» (фрагмент). Я взрослею Скромность красит человека Пословицы о скромности. Произведения, отражающие традиционные представления о скромности как черте характера. Например: Е. В. Клюев. «Шагом марш». И.П.Токмакова.«Разговор татарника и спорыша». Любовь всё побеждает Произведения, отражающие традиционные представления о милосердии, сострадании, сопереживании, чуткости, любви как нравственно-этических ценностях, значимых для национального русского сознания. Например: Б. П. Екимов. «Ночь исцеления». И.С.Тургенев. «Голуби». Я и моя семья Такое разное детство Произведения, раскрывающие картины мира русского детства в разные исторические эпохи: взросление, особенности отношений с окружающим миром, взрослыми и сверстниками. Например: Е. Н. Верейская. «Три девочки» (фрагмент). М. В. Водопьянов. «Полярный лётчик» (главы «Маленький мир», «Мой первый „полёт”»). О. В. Колпакова. «Большое сочинение про бабушку» (главы «Про печку», «Про чистоту»). К. В. Лукашевич. «Моё милое детство» (фрагмент). Я фантазирую и мечтаю Придуманные миры и страны Отражение в произведениях фантастики проблем реального мира. Например: Т. В. Михеева. «Асино лето» (фрагмент). В. П. Крапивин. «Голубятня на жёлтой поляне» (фрагменты). РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ Родная страна во все времена сынами сильна Люди земли Русской Произведения о выдающихся представителях русского народа. Например: Е. В. Мурашова. «Афанасий Никитин» (глава «Каффа»). Ю. М. Нагибин. «Маленькие рассказы о большой судьбе» (глава «В школу»). Что мы Родиной зовём Широка страна моя родная Произведения, отражающие любовь к Родине; красоту различных уголков родной земли. Например: А. С. Зеленин. «Мамкин Василёк» (фрагмент). А. Д. Дорофеев. «Веретено». В. Г. Распутин. «Саяны». Сказ о валдайских колокольчиках. О родной природе Под дыханьем непогоды Поэтические представления русского народа о ветре, морозе, грозе; отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Например: Русские народные загадки о ветре, морозе, грозе. А. Н. Апухтин. «Зимой». В. Д. Берестов. «Мороз». А. Н. Майков. «Гроза». Н. М. Рубцов. «Во время грозы». ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Результаты изучения предмета «Литературное чтения на родном (русском) языке» в составе предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» соответствуют требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, сформулированным в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета «Литературное чтения на родном (русском) языке» у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты, представленные по основным направлениям воспитательной деятельности: гражданско-патриотического воспитания: — становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение художественных произведений, отражающих историю и культуру страны; — осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России; — сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями; — уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений и фольклора; — первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в фольклорных и художественных произведениях; духовно-нравственного воспитания: — признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; — проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств, для выражения своего состояния и чувств; проявление эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; — неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка); — сотрудничество со сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе с опорой на примеры художественных произведений; эстетического воспитания: — уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; — стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова; физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: — соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации; — бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения; трудового воспитания: — осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений; экологического воспитания: — бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами; — неприятие действий, приносящих ей вред; ценности научного познания: — первоначальные представления о научной картине мира, формируемые в том числе в процессе усвоения ряда литературоведческих понятий; — познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к чтению художественных произведений, активность и самостоятельность при выборе круга чтения. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета «Литературное чтения на родном (русском) языке» у обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия. Базовые логические действия: — сравнивать различные тексты, устанавливать основания для сравнения текстов, устанавливать аналогии текстов; — объединять объекты (тексты) по определённому признаку; — определять существенный признак для классификации пословиц, поговорок, фразеологизмов; — находить в текстах закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при анализе текста, самостоятельно выделять учебные операции при анализе текстов; — выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию; — устанавливать причинно-следственные связи при анализе текста, делать выводы. Базовые исследовательские действия: — с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения собственного высказывания в соответствии с речевой ситуацией; — сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); — проводить по предложенному плану несложное мини-исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание; — формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого смыслового анализа текста; формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного текстового материала; — прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях. Работа с информацией: — выбирать источник получения информации: нужный словарь, справочник для получения запрашиваемой информации, для уточнения; — согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках; — распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику); — соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете; — анализировать и создавать текстовую, графическую, видео, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; — понимать информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления результатов работы с текстами. К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия. Общение: — воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; — проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии; — признавать возможность существования разных точек зрения; — корректно и аргументированно высказывать своё мнение; — строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; — создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией; — готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания; — подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления. Совместная деятельность: — формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; — принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; — проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты; — ответственно выполнять свою часть работы;. оценивать свой вклад в общий результат; — выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия. Самоорганизация: — планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; — выстраивать последовательность выбранных действий. Самоконтроль: — устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; — корректировать свои учебные действия для преодоления речевых ошибок и ошибок, связанных с анализом текстов; — соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по анализу текстов; — находить ошибку, допущенную при работе с текстами; — сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения в 1 классе обучающийся научится: — осознавать значимость чтения родной русской литературы для познания себя, мира, национальной истории и культуры; — владеть элементарными приёмами интерпретации произведений русской литературы; — применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста; — использовать словарь учебника для получения дополнительной информации о значении слова; — читать наизусть стихотворные произведения по собственному выбору. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится: — ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами; — владеть элементарными представлениями о национальном своеобразии метафор, олицетворений, эпитетов и видеть в тексте -данные средства художественной выразительности; — совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, — владеть элементарными приёмами интерпретации художественных и учебных текстов; — применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; — обогащать собственный круг чтения; — соотносить впечатления от прочитанных и прослушанных произведений с впечатлениями от других видов искусства. К концу обучения в 3 классе обучающийся научится: — осознавать коммуникативно-эстетические возможности русского языка на основе изучения произведений русской литературы; — осознавать родную литературу как национально-культурную ценность народа, как средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; — давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; — совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приёмами интерпретации и анализа художественных, научно-популярных и учебных текстов; — применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого), пересказывать литературное произведение от имени одного из действующих лиц; — пользоваться справочными источниками для понимания текста и получения дополнительной информации. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится: — осознавать значимость чтения русской литературы для личного развития; для культурной самоидентификации; — определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста; — совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов; — применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого); составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учётом коммуникативной задачи (для разных адресатов); — самостоятельно выбирать интересующую литературу, формировать и обогащать собственный круг чтения; — пользоваться справочными источниками для понимания текста и получения дополнительной информации. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Дата изучения Виды деятельности Виды, формы контроля Электронные (цифровые) образовательные ресурсы всего контрольные работы практические работы 1.1. Я и книги 3 0 3 Слушание текста: восприятие на слух художественных произведений, в которых рассказывается о том, как дети учатся читать; Понимание воспринятого на слух текста: ответы на вопросы по содержанию текста, который читает учитель; Устный опрос; РЭШ http://resh.ru/ 1.2. Я взрослею 5 0 5 Беседа перед чтением текстов раздела: обсуждение вопросов «Какие черты характера вы считаете самыми важными? Кого можно назвать настоящим другом? Что такое дружба?»; Учебный диалог: участие в коллективном обсуждении прослушанных текстов, доказательство собственной точки зрения с опорой на текст; Понимание воспринятого на слух текста: участие в коллективном обсуждении прочитанного текста, например рассказа В. А. Осеевой «Почему?», доказательство собственной точки зрения с опорой на текст; эмоционально- нравственная оценка поступков героев; Практическая работа; Инфоурок https://urok.1sept.ru/ 2 Учебный диалог: обсуждение вопросов «Что такое чудо? Какие бывают чудеса? Всегда ли чудо связано с волшебством?»; Проблемный вопрос: «Как что-то обычное может стать чудом?»; Игра «Волшебные очки»: развитие творческой фантазии, придумывание, во что необычное может превратиться обычный предмет, если на него посмотреть через волшебные очки; Устный опрос; Практическая работа; https://urok.1sept.ru/ Раздел 1.МИР ДЕТСТВА 1.3. Я фантазирую и мечтаю 2 Итого по разделу 10 0 Интернетурок https://interneturok.ru/ Раздел 2.РОССИЯ — РОДИНА МОЯ 2.1. Что мы Родиной зовём 2.2. О родной природе 2 0 2 Беседа перед изучением раздела: обсуждение вопросов «Что мы Родиной зовём? Как человек открывает для себя свою Родину?»; Чтение вслух: чтение небольших отрывков из произведений, постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения, позволяющим осознать текст); Упражнение: передача смысловых особенностей текстов с помощью интонирования; Учебный диалог при обобщении работы с текстами подраздела: обсуждение вопросов «С чего начинается Родина?Почему Россию называют Отечеством? Почему Россию называют матушкой?»; Устный опрос; https://urok.1sept.ru/ https://education.yandex.ru/ 4 0 4 Чтение текстов: работа с пословицами, поговорками, стихотворениями и рассказами о солнце, луне, звёздах, облаках, тучах; Интерпретация литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям; Устный опрос; Практическая работа; https://urok.1sept.ru/ http://resh.ru/ https://interneturok.ru/ Итого по разделу: 6 Резервное время 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 17 0 16 2 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Электронные (цифровые) образовательные ресурсы всего контрольные работы практические работы Раздел 1.МИР ДЕТСТВА Учи.ру https://uchi.ru/ 1.1. Я и книги 2 0 2 1.2. Я взрослею 4 1 3 РЭШ http://resh.ru/ 1.3. Я и моя семья 3 0 3 Яндекс Учебник https://education.yandex.ru/ 1.4. Я фантазирую и мечтаю 2 0 2 Итого по разделу 11 Раздел 2.РОССИЯ — РОДИНА МОЯ РЭШ http://resh.ru/ 2.1. Родная страна во все времена сынами сильна 2 0 2 2.2. Народные праздники, связанные с временами года 2 1 1 Интернетурок https://interneturok.ru/ 2.3. О родной природе 2 0 2 Яндекс Учебник https://education.yandex.ru/ 2 15 Итого по разделу: 6 Резервное время 0 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 17 3 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Электронные (цифровые) образовательные ресурсы всего контрольные работы практические работы Раздел 1.МИР ДЕТСТВА 1.1. Я и книги 2 0 2 РЭШ http://resh.ru/ 1.2. Я взрослею 4 0 4 Интернетурок https://interneturok.ru/ 1.3. Я и моя семья 2 1 1 Яндекс Учебник https://education.yandex.ru/ 1.4. Я фантазирую и мечтаю Итого по разделу 2 0 2 10 Раздел 2.РОССИЯ — РОДИНА МОЯ 2.1. Родная страна во все времена сынами сильна 2 0 2 2.2. От праздника к празднику 2 0 2 РЭШ http://resh.ru/ Интернетурок https://interneturok.ru/ Яндекс Учебник https://education.yandex.ru/ 2.3. О родной природе 3 Итого по разделу: 7 Резервное время 0 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 17 1 2 2 15 4 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Электронные (цифровые) образовательные ресурсы всего контрольные работы практические работы Раздел 1.МИР ДЕТСТВА 1.1. Я и книги 2 0 2 РЭШ http://resh.ru/ 1.2. Я взрослею 2 0 2 Интернетурок https://interneturok.ru/ 1.3. Я и моя семья 4 1 3 Яндекс Учебник https://education.yandex.ru/ 1.4. Я фантазирую и мечтаю 2 0 2 Итого по разделу Учи.ру https://uchi.ru/ 10 Раздел 2.РОССИЯ — РОДИНА МОЯ 2.1. Родная страна во все времена сынами сильна 2 0 2 2.2. Что мы Родиной зовём 3 1 2 Учи.ру https://uchi.ru/ Интернетурок https://interneturok.ru/ РЭШ http://resh.ru/ 2.3. О родной природе 2 Итого по разделу: 7 Резервное время 0 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 17 0 2 2 15 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС № Тема урока п/п Количество часов Дата Виды, изучения формы всего контрольные практические контроля работы работы 1. Произведения, отражающие первые шаги в чтении. С. А. Баруздин. «Самое простое дело». 1 0 1 Устный опрос 2. Произведения, отражающие первые шаги в чтении. Л. В. 1 0 1 Устный опрос Куклин. «Как я научился читать» (фрагмент). 3. Произведения, отражающие первые шаги в чтении. Н. Н. Носов. «Тайна на дне колодца» (фрагмент главы «Волшебные сказки»). 1 0 1 Устный опрос 4. Произведения, отражающие представление о дружбе как нравственно-этической ценности, значимой для национального русского сознания. Н. К. Абрамцева. «Цветы и зеркало». 1 0 1 Устный опрос 5. Произведения, отражающие представление о дружбе как нравственно-этической ценности, значимой для национального русского сознания. И. А. Мазнин. 1 0 1 Практическая работа 1 0 1 Устный опрос «Давайте будем дружить друг с другом» (фрагмент). 6. Произведения, отражающие представление о дружбе как нравственно-этической ценности, значимой для национального русского сознания. С. Л. Прокофьева. «Самый большой друг». 7. 1 Произведения, отражающие традиционные представления о честности как нравственном ориентире. В. А.Осеева. «Почему?». 0 1 Практическая работа 8. 1 Произведения, отражающие традиционные представления о честности как нравственном ориентире. Л. Н.Толстой. «Лгун». 0 1 Устный опрос 9. Произведения, отражающие умение удивляться при восприятии окружающего мира. С. А. Иванов. «Снежный заповедник» (фрагмент). В. В. Лунин. «Я видела чудо». 1 0 1 Устный опрос 10. Произведения, отражающие умение удивляться при восприятии окружающего мира. М. М. Пришвин. «Осинкам холодно» А. С. Пушкин. «Ещё дуют холодные ветры». 1 0 1 Практическая работа 11. Произведения, отражающие многогранность понятия «Родина». Ф. П. Савинов. «Родное» (фрагмент). П. А. Синявский. «Рисунок». 1 0 1 Устный опрос 12. Произведения, отражающие многогранность понятия «Родина». К. Д. Ушинский. «Наше Отечество». 1 0 1 Устный опрос 13. Поэтические представления русского народа о солнце, луне, звёздах, облаках; отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Русские народные загадки о солнце, луне, звёздах, облаках. 1 0 1 Практическая работа 14. Поэтические представления русского народа о солнце, луне, звёздах, облаках; отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. И. А. Бунин. «Серп луны под тучкой длинной…»С. В. Востоков. «Два яблока». 1 0 1 Устный опрос 15. Поэтические представления 1 русского народа о солнце, луне, звёздах, облаках; отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. В. М. Катанов. «Жарптица». А. Н. Толстой. «Петушки». 0 1 Практическая работа 16. Поэтические представления русского народа о солнце, луне, звёздах, облаках; отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. В. П. Крапивин. «Сказки Севки Глущенко». С. В. Востоков. «Месяц». 1 0 1 Устный опрос 17. Обобщающий урок. Резервное время 1 0 1 Устный опрос . ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 17 0 17 2 КЛАСС № Тема урока п/п Количество часов всего контрольные практические работы работы Виды, формы контроля 1. 1 Произведения, отражающие детское восприятие услышанных рассказов, сказок, стихов. Е. Н. Егорова. «Детство Александра Пушкина» (глава «Нянины сказки»). 0 1 Устный опрос; 2. Произведения, отражающие детское восприятие услышанных рассказов, сказок, стихов. Т. А. Луговская. «Как знаю, как помню, как умею» (фрагмент). 1 0 1 Устный опрос; 3. Как аукнется, так и откликнется. Пословицы об отношении к другим людям.В. В. Бианки. «Сова». 1 0 1 Устный опрос; 4. Произведения, отражающие традиционные представления об отношении к другим людям. Л. И. Кузьмин. «Дом с колокольчиком». 1 0 1 Устный опрос; 5. Пословицы о труде.Произведения, отражающие представление о трудолюбии как нравственноэтической ценности, значимой для национального русского сознания. Б. В. Шергин. «Пословицы в рассказах». 1 0 1 Устный опрос; 6. Пословицы о смелости. Произведения, отражающие традиционные представления о смелости как нравственном ориентире. С. П. Алексеев. «Медаль». 1 1 0 Практическая работа; 7. Произведения, отражающие традиционные представления о семейных ценностях. С. Г. Георгиев. «Стрекот кузнечика». 1 0 1 Устный опрос; 8. Произведения, отражающие традиционные представления о семейных ценностях. В. В. Голявкин. «Мой добрый папа» (фрагмент). 1 0 1 Практическая работа; 9. Произведения, отражающие традиционные представления о семейных ценностях. М. В. Дружинина. «Очень полезный подарок». Л. Н. Толстой. «Отец и сыновья». 1 0 1 Устный опрос; 10. Произведения, отражающие представления об идеалах в детских мечтах. Н. К. Абрамцева. «Заветное желание».Е. В. Григорьева. «Мечта». 1 0 1 Устный опрос; 11. Произведения, отражающие представления об идеалах в детских мечтах. Л. Н. Толстой. «Воспоминания» (глава «Фанфаронова гора»). 1 0 1 Практическая работа; 12. Художественные биографии выдающихся представителей русского народа. В. А. Бахревский. «Виктор Васнецов» (глава «Рябово»). 1 0 1 Устный опрос; 13. Художественные биографии выдающихся представителей русского народа. М. А. Булатов, В. И. 1 0 1 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 14. Произведения о праздниках и традициях, связанных с народным календарём. Л. Ф.Воронкова. «Девочка из города» (глава «Праздник весны»). В. А. Жуковский. «Жаворонок». 1 0 1 Устный опрос; 15. Произведения о праздниках и традициях, связанных с народным календарём. А. С. Пушкин. «Птичка». 1 1 0 Письменный контроль; Порудоминский. «Собирал человек слова… Повесть о В. И. Дале» (фрагмент). И. С. Шмелёв. «Лето Господне» (фрагмент главы «Масленица»). 16. Поэтические представления русского народа о поле, луге, травах и цветах; отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Русские народные загадки о поле, цветах. Ю. И. Коваль. «Фарфоровые колокольчики». И. С. Никитин. «В чистом поле тень шагает». 1 0 1 Практическая работа; 17. Поэтические представления русского народа о поле, луге, травах и цветах; отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. М. С. Пляцковский. «Колокольчик». В. А. Солоухин. «Трава» (фрагмент). Ф. И. Тютчев. «Тихой ночью, поздним летом…» 1 0 1 Устный опрос; ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 17 2 15 3 КЛАСС № Тема урока п/п 1. Произведения, отражающие первый опыт «писательства». В. И. Количество часов всего контрольные практические работы работы Виды, формы контроля 1 0 1 Устный опрос; 1 0 1 Устный опрос; 1 0 1 Практическая работа; Воробьев. «Я ничего не придумал»(глава «Мой дневник»). 2. Произведения, отражающие первый опыт «писательства». В. П. Крапивин. «Сказки Севки Глущенко»(глава «День рождения»). 3. Пословицы о доброте. Произведения, отражающие представление о доброте как нравственно-этической ценности, значимой для национального русского сознания. Ю. А. Буковский. «О Доброте — злой и доброй». 4. Произведения, отражающие представление о доброте как нравственно-этической ценности, значимой для национального русского сознания. Л. Л. Яхнин. «Последняя рубашка». 1 0 1 Устный опрос; 5. Пословицы о совести. Произведения, отражающие представление о совести как нравственно-этической ценности, значимой для национального русского сознания. П. В. Засодимский. «Гришина милостыня». 1 0 1 Устный опрос; 6. 1 Произведения, отражающие представление о совести как нравственно-этической ценности, значимой для национального русского сознания. Н. Г. Волкова. «Дреби-Дон». 0 1 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 7. Произведения, отражающие традиционные представления о семейных ценностях (лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, уважение к старшим). О. Ф. Кургузов. «Душа нараспашку». А. Л. Решетов. «Зёрнышки спелых яблок» (фрагмент). 1 0 1 Устный опрос; 8. Произведения, отражающие традиционные представления о семейных ценностях (лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, уважение к старшим). В. М. Шукшин. «Как зайка летал на воздушных шариках» (фрагмент). 1 1 0 Практическая работа; 9. Произведения, отражающие значение 1 мечты и фантазии для взросления, взаимодействие мира реального и мира фантастического. В. П. Крапивин. «Брат, которому семь» (фрагмент главы «Зелёная грива»). 0 1 Устный опрос; 10. Произведения, отражающие значение 1 мечты и фантазии для взросления, взаимодействие мира реального и мира фантастического. Л. К. Чуковская. «Мой отец — Корней Чуковский» (фрагмент). 0 1 Устный опрос; 11. Произведения о выдающихся 1 представителях русского народа. О. М. 0 1 Практическая работа; 1 0 1 Устный опрос; 13. Произведения о праздниках, значимых 1 для русской культуры: Рождестве, Пасхе. Е. В. Григорьева. «Радость». С.Чёрный. «Пасхальный визит» (фрагмент). 0 1 Устный опрос; 14. Произведения о праздниках, значимых 1 для русской культуры: Рождестве, Пасхе. А. И. Куприн. «Пасхальные колокола» (фрагмент). 0 1 Устный опрос; 15. Поэтические представления русского 1 народа о лесе, реке, тумане; отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. 1 0 Письменный контроль; 0 1 Устный опрос; Гурьян. «Мальчик из Холмогор» (фрагмент). А. Н. Майков. «Ломоносов» (фрагмент). 12. Произведения о выдающихся представителях русского народа. В. А. Бахревский. «Семён Дежнёв» (фрагмент). Н. М. Коняев. «Правнуки богатырей» (фрагмент). Русские народные загадки о лесе, реке, тумане. В. П. Астафьев. «Зорькина песня» (фрагмент). В. Д. Берестов. «У реки». 16. Поэтические представления русского 1 народа о лесе, реке, тумане; отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. И. С. Никитин. «Лес». К. Г. Паустовский. «Клад». 17. Поэтические представления русского 1 народа о лесе, реке, тумане; отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. М.М. Пришвин. «Как распускаются разные деревья». И. П. Токмакова. «Туман». 0 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 2 15 34 Практическая работа; 4 КЛАСС № Тема урока п/п 1. Произведения, отражающие ценность чтения в жизни человека, роль книги в становлении личности. Количество часов Виды, формы всего контрольные практические контроля работы работы 1 0 1 Устный опрос; С. Т. Аксаков. «Детские годы Багровавнука» (фрагмент главы «Последовательные воспоминания»). 2. Произведения, отражающие ценность чтения в жизни человека, роль книги в становлении личности. С. Т. Григорьев. «Детство Суворова» (фрагмент). 1 0 1 Устный опрос; 3. Пословицы о скромности. Произведения, отражающие традиционные представления о скромности как черте характера. Е. В. Клюев. «Шагом марш». И. П. Токмакова. «Разговор татарника и спорыша». 1 0 1 Практическая работа; 4. Произведения, отражающие традиционные представления о милосердии, сострадании, сопереживании, чуткости, любви как нравственно-этических ценностях, значимых для национального русского сознания. Б. П. Екимов. «Ночь исцеления». И. С. Тургенев. «Голуби». 1 0 1 Устный опрос; 1 0 1 Практическая работа; 6. 1 Произведения, раскрывающие картины мира русского детства в разные исторические эпохи: взросление, особенности отношений с окружающим миром, взрослыми и сверстниками. М. В. Водопьянов. «Полярный лётчик» (главы «Маленький мир», «Мой первый „полёт”»). 0 1 Практическая работа; 7. Произведения, раскрывающие картины мира русского детства в разные исторические эпохи: взросление, особенности отношений с окружающим миром, взрослыми и сверстниками. О. В. Колпакова. «Большое сочинение про бабушку» (главы «Про печку», «Про чистоту»). 1 0 1 Практическая работа; 8. Произведения, раскрывающие картины мира русского детства в разные исторические эпохи: взросление, особенности отношений с окружающим миром, взрослыми и сверстниками. К. В. Лукашевич. «Моё милое детство»(фрагмент). 1 1 0 Письменный контроль; 9. Отражение в произведениях фантастики проблем реального мира. Т. В. Михеева. «Асино лето» (фрагмент). 1 0 1 Устный опрос; 10. Отражение в произведениях фантастики проблем реального мира. В.П. Крапивин. «Голубятня на жёлтой поляне» (фрагменты). 1 0 1 Практическая работа; 11. Произведения о выдающихся представителях русского народа. Е. В. Мурашова. «Афанасий Никитин» (глава «Каффа»). 1 0 1 Устный опрос; 5. Произведения, раскрывающие картины мира русского детства в разные исторические эпохи: взросление, особенности отношений с окружающим миром, взрослыми и сверстниками. Е. Н. Верейская. «Три девочки» (фрагмент). 12. Произведения о выдающихся представителях русского народа. Ю. М. Нагибин. «Маленькие рассказы о большой судьбе» (глава «В школу»). 1 0 1 Практическая работа; 13. Произведения, отражающие любовь к Родине; красоту различных уголков родной земли. А. С. Зеленин. «Мамкин Василёк» (фрагмент). 1 0 1 Практическая работа; 14. Произведения, отражающие любовь к Родине; красоту различных уголков родной земли. А. Д. Дорофеев. «Веретено». 1 0 1 Устный опрос; 15. Произведения, отражающие любовь к Родине; красоту различных уголков родной земли. В. Г. Распутин. «Саяны». 1 1 0 Практическая работа; 16. Поэтические представления русского народа о ветре, морозе, грозе; отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. 1 0 1 Устный опрос; 17. Поэтические представления русского народа о ветре, морозе, грозе; отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. А. Н. Майков. «Гроза». Н. М. Рубцов. «Во время грозы». 1 0 1 Устный опрос; ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 17 2 15 Русские народные загадки о ветре, морозе, грозе. А. Н. Апухтин. «Зимой». В. Д. Берестов. «Мороз». УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА 1 КЛАСС Литературное чтение на родном русском языке: 1 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ О.М. Александрова, М.И. Кузнецова, В.Ю. Романова (и др.) - М.: Просвещение, 2021 2 КЛАСС Литературное чтение на родном русском языке: 2 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ О.М. Александрова, М.И. Кузнецова, В.Ю. Романова (и др.) - М.: Просвещение, 2021 3 КЛАСС Литературное чтение на родном русском языке: 3 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ О.М. Александрова, М.И. Кузнецова, В.Ю. Романова (и др.) - М.: Просвещение, 2021 4 КЛАСС Литературное чтение на родном русском языке: 4 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ О.М. Александрова, М.И. Кузнецова, В.Ю. Романова (и др.) - М.: Просвещение, 2021 МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 1 КЛАСС 2 КЛАСС 3 КЛАСС 4 КЛАСС ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ 1 – 4 КЛАСС Учи.ру https://uchi.ru/ Инфоурок https://infourok.ru/ 1 сентября https://urok.1sept.ru/ РЭШ http://resh.ru/ Интернетурок https://interneturok.ru/ Яндекс Учебник https://education.yandex.ru/ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ Технические и иные средства обучения и воспитания № п/п Наименование 1 Компьютер 2 Ноутбук 3 Нетбук 4 Планшет 5 Интерактивная доска 6 МФУ 7 Принтер 8 Приставка интерактивная Mimio Teach 9 Проектор 10 Телевизор 17 Центр музыкальный 18 Фотоаппарат 19 Ламинатор 20 Документ-камера 21 Графопроектор Мебель № п/п Наименование 1 2 4 5 6 Количество единиц (шт.) Количество единиц (шт.) Парты Стулья Столы учительские Экран настенный Экран на штативе Основное оборудование Наименование № п/п Количество единиц (шт.) Кабинет начальной школы Предмет «Литературное чтение» Портреты писателей 5 Таблицы (басня, контраст, юмор, сравнение, синонимы, рифма, аллитерация, 2 метафора, ирония, рассказ, сказка, сатира, эпитет, антонимы, диалог, повесть, олицетворение). Репродукции картин русских художников (Н.Н. Ге, А.К. Саврасов, В.И. Суриков). 2 Репродукции картин русских художников (И.К. Айвазовской, М.А. Врубель). 2 Репродукции картин русских художников (И.И. Шишкин, И.И. Левитан). 2 Репродукции картин русских художников (В.Г. Перов, А.Г. Венецианов). 2 Репродукции картин русских художников (В.М. Васнецов, И.Е. Репин). 2 Репродукции картин русских художников (К.П. Брюллов, П.А. Федотов). 2 Репродукции картин русских художников (М.Ю. Лермонтов и его эпоха). 2 Репродукции картин русских художников (В.А. Серов, И.А. Ярошенко). 2 Третьяковская галерея. 1 Детям об искусстве. 1 Сказки. 1 Русские народные сказки. 1 Тематические предметные картинки 3 Диск. Повторение и контроль знаний. Литературное чтение. 1-2 классы. Тесты, филворды, кроссворды, логические задания 2 Диск. Повторение и контроль знаний. Литературное чтение. 3-4 классы. Тесты, филворды, кроссворды, логические задания Диск. Волшебный мир картины (иллюстративный материал) 2 – 4 класс 2 Диск. Уроки литературного чтения 3 – 4 классы с информационных технологий 1 применением 1 Диск. Сказочник (коллекция всемирно известных сказок) (комплект) 1 Хрестоматии по литературному чтению 1 класс 35 Хрестоматии по литературному чтению 2 класс 35 Хрестоматии по литературному чтению 3 класс 60 Хрестоматии по литературному чтению 4 класс 15 Наглядный демонстрационный материал по литературному (таблицы, схемы, алгоритмы) в электронном формате 1 – 4 классы чтению