Пояснительная записка к учебному плану среднего общего образования Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Школа № 128 городского округа город Уфа Республики Башкортостан на 2024-2025 учебный год В качестве учебного плана для среднего общего образования МАОУ Школа № 128 взят Федеральный учебный план (вариант учебного плана технологического (информационно-технологического) профиля (с углубленным изучением математики и информатики) и гуманитарного профиля). Федеральный учебный план – документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности1. Федеральный учебный план образовательных организаций, реализующих образовательную программу среднего общего образования (далее – федеральный учебный план), обеспечивает реализацию требований ФГОС СОО, определяет общие рамки отбора учебного материала, формирования перечня результатов образования и организации образовательной деятельности, фиксирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся; определяет (регламентирует) перечень учебных предметов, курсов и время, отводимое на их освоение и организацию; распределяет учебные предметы, курсы, модули по классам и учебным годам, обеспечивает преподавание и изучение государственного языка Российской Федерации, а также возможность преподавания и изучения родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, государственных языков республик Российской Федерации. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере образования, предоставляет возможность обучения на государственных языках республик Российской Федерации и родном языке из числа языков народов Российской Федерации, возможность их изучения, а также устанавливает количество занятий. Федеральный учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть федерального учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных для всех имеющих по данной программе государственную аккредитацию образовательных организаций, реализующих образовательную программу среднего общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Часть федерального учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет время, отводимое на изучение учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей по выбору обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающие углубленное изучение учебных предметов, с целью удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающие этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ. Пункт 22 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образованиив Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53,ст. 7598). 1 Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 июня 2012 г., регистрационный № 24480), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 1645(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 февраля 2015 г., регистрационный № 35953), от 31 декабря 2015 г. № 1578 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 февраля 2016 г., регистрационный № 41020), от 29 июня 2017 г. № 613 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 июля 2017 г., регистрационный № 47532), приказами Министерства просвещения Российской Федерации от 24 сентября 2020 г. № 519 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 декабря 2020 г., регистрационный № 61749), от 11 декабря 2020 г. № 712 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 декабря 2020 г., регистрационный № 61828). 1 2 Время, отводимое на данную часть федерального учебного плана, может быть использовано на: увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных предметов обязательной части, в том числе на углубленном уровне; введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательных отношений, в том числе этнокультурные; другие виды учебной, воспитательной, спортивной и иной деятельности обучающихся. В интересах обучающихся, с участием обучающихся и их родителей (законных представителей) могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируется индивидуальная траектория развития обучающегося (содержание учебных предметов, курсов, модулей, темп и формы образования). Учебный план среднего общего образования (далее – УП СОО) определяет перечень, академический объем (трудоемкость), последовательность, распределение по уровню СОО учебных предметов, учебных дисциплин и учебных курсов. Учебный план МАОУ Школа № 128 разработан в соответствии с ФГОС среднего общего образования, утвверждённого приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями от 12 августа 2022 г.) и на основе ФОП СОО, утв. приказом Минпросвещения России от 23.11.2022 г. № 1014. Организационный базис УП СОО – профилизация. Учебный план формируется с учетом выбора старшеклассника за счет введения профильных предметов на углубленном уровне, курсов по выбору и курсов внеурочной деятельности. Профилизация обеспечивает индивидуальный подход к содержанию обучения старшеклассников и создает условия для их самореализации в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности. По состоянию на 2024/25 уч.гг. УП СОО разработан для двух профилей обучения: информационно-технологический и гуманитарный. Учебный план включает: - не менее 13 обязательных учебных предметов: русский язык, литература, математика, иностранный язык, информатика, физика, химия, биология, история, обществознание, география, физическая культура, основы безопасности и защиты Родины; - не менее 2 учебных предметов из них для изучения на углубленном уровне из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области; - курс «Индивидуальный проект»; - курсы по выбору обучающихся. Учебный план профиля состоит из двух частей: основной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Совокупный академический объем основной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, установлен в границах не менее 2170 часов и не более 2516 часов (не более 37 часов в неделю): 10 класс – 2312ч., 11 кл.-2516ч. Содержательные особенности учебного плана В связи с тем, что УП СОО выступает одним из ключевых механизмов реализации ООП СОО и направлен на достижение обучающимися планируемых образовательных результатов, каждый предмет в составе УП СОО несет свою содержательную нагрузку и влияет на общие эффекты освоения обучающимися ООП СОО. Связь с программой воспитания на уровне среднего общего образования прежде всего в том, чтобы предмет готовил к профессиональной деятельности, создавал условия на освоение каких-то навыков будущей профессии. В Таблице 1 кратко представлен развивающий и воспитывающий потенциал обязательных предметов УП СОО и курсов по выбору. 3 Таблица 1 Развивающий и воспитывающий потенциал УП СОО Предмет/ курс Русский язык Литература Родной язык и (или) государственный язык республики РФ Родная литература Иностранный язык История Обществознание География Математика Информатика Физика Химия Биология Физическая культура ОБЖ Курс «Индивидуальный проект» Роль в освоении Программы УУД Развитие языковой основы мышления и речи. Развитие опыта применения изобразительновыразительных средств языка в устной и письменной коммуникации Роль в освоении Программы воспитания Приобщение к культурным образцам русского языка как источнику духовной консолидации народов и этносов многонациональной России. Овладение функциональными стилями языка как условия успешной самореализации в обществе Расширение навыков работы с Овладение примерами литературного текстом. наследия России. Овладение приемами Формирование духовного облика и интерпретации авторской позиции, нравственных ориентиров ключевой идеи текста; старшеклассника аргументации своего отношения к содержанию текста о Родной язык и родная литература как база Расширение представления коммуникации на родном языке общезначимых интеллектуальных и морально-нравственных ценностей Расширение навыков народа продуктивного чтения Развитие коммуникативных Расширение поликультурного опыта и навыков толерантности Развитие навыков учебного Понимание значимости России в исследования (извлечение, мировых политических и социальносопоставление и систематизация экономических процессах информации и др.) Развитие глобальных Становление общероссийской компетенций. идентичности и гражданской Развитие навыков саморегуляции и ответственности. Формирование социального самосозидания. целостного представления о духовной и Расширение способов выражения экономической жизни общества активной гражданской позиции Обогащение научной картины Развитие экологической культуры и мира; развитие навыков учебного роли человека в гео-экологических исследования процессах Развитие логических операций. Саморазвитие. Становления опыта Расширение опыта научного познания статистической обработки данных мира Развитие ИКТ-компетенций. Осознанный выбор цифровых Формирование основ медиа- инструментов в учебной и коммуникаций квазипрофессиональной деятельности Обогащение опыта проведения Развитие естественнонаучного межпредметных исследований мировоззрения. Осознанный познавательный интерес к комплексу явлений окружающей действительности Развитие навыков саморегуляции, Развитие устойчивого ценностного самоконтроля отношения к ЗОЖ Развитие готовности к Развитие внутренней мотивации к самообразованию на протяжении безопасному поведению в личных и всей жизни общественных интересах Систематизация познавательных, Готовность к осознанному выбору регулятивных и коммуникативных сферы будущей профессиональной УУД в ходе выполнения проекта деятельности 4 Помимо специфичных для каждого предмета развивающих и воспитывающих эффектов, УП СОО обеспечивает базовую готовность старшеклассников к получению высшего образования или получению профессионального образования в учреждениях СПО. При разработке учебного плана информационно-технологического и гуманитарного профиля учитывалось, что профиль является способом введения обучающихся в ту или иную общественно-производственную практику; это комплексное понятие, не ограниченное ни рамками учебного плана, ни заданным набором учебных предметов, изучаемых на базовом или углубленном уровне, ни образовательным пространством школы. Учебный план профиля строится с ориентацией на будущую сферу профессиональной деятельности, с учетом предполагаемого продолжения образования обучающихся, для чего были изучены намерения и предпочтения обучающихся и их родителей (законных представителей). Технологический профиль ориентирован на производственную, инженерную и информационную сферы деятельности, поэтому в данном профиле для изучения на углубленном уровне выбираются учебные предметы и дополнительные предметы, курсы преимущественно из предметных областей «Математика и информатика». Гуманитарный профиль ориентирован на такие сферы деятельности, как педагогика, психология, общественные отношения, юриспруденцию. В данном профиле для изучения на углубленном уровне выбираются учебные предметы преимущественно из предметных областей «Русский язык и литература», «Общественные науки» и «Иностранные языки». Формируемая части УП СОО разработана в соответствии с результатами опроса родителей (законных представителей) и обучающихся: протокол заседания педагогического совета от 06.02.24 № 12. Формируемая часть УП СОО профиля и представлена: - курсом «Индивидуальный проект»: - курсами по выбору, усиливающими профиль; - курсами, ориентированными на личностное развитие обучающихся. Урочное содержание каждого профиля поддержано внеурочными мероприятиями и курсами внеурочной деятельности. Информационно-методическое обеспечение учебного плана При реализации учебного плана использованы учебники и УМК, принадлежащие к завершенной предметной линии и соответствующие ФУП. Норма обеспеченности учебными изданиями определена из расчета: - один учебник в печатной форме на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана; - один учебник или учебное пособие по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений. Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности: познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной. Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного года в рамках отведённого времени учебным планом. Суммарный объём домашнего задания по всем предметам для каждого класса не должен превышать продолжительности выполнения 3,5 часа в соответствии с Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиям. 5 УЧЕБНЫЙ ПЛАН Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Школа №128 городского округа город Уфа Республики Башкортостан при 5-ти дневной учебной неделе ФГОС СОО для XА, XIА класса (информационно-технологический профиль) на 2024 – 2025 учебный год Предметная область Обязательная часть Русский язык и литература Родной язык и родная литература Учебный предмет Уров ень Русский язык Б Литература Б Родной язык и (или) Б государственный язык республики РФ Родная литература Б Иностранный язык Иностранный язык Б (английский) Математика и Математика: У информатика - Алгебра и начала математического анализа - Геометрия У - Вероятность и У статистика Информатика У Естественно-научные Физика Б предметы Химия Б Биология Б Общественно-научные История Б предметы Обществознание Б География Б Физическая культура, Физическая культура Б основы безопасности Основы Б жизнедеятельности безопасности и защиты Родины Индивидуальный проект ИТОГО Часть, формируемая участниками образовательных отношений Учебные недели Всего часов Максимально допустимая недельная нагрузка в соответствии с действующими санитарными правилами и нормами Общая допустимая нагрузка за год Количество часов в неделю 10 А класс 11А класс 2 3 0,5 2 3 1 0,5 3 1 3 4 4 3 1 3 1 4 2 1 1 2 2 1 2 1 4 2 1 1 2 2 1 2 1 1 34 0 0 34 0 34 34 34 34 34 34 2312 2516 УЧЕБНЫЙ ПЛАН Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Школа №128 городского округа город Уфа Республики Башкортостан при 5-ти дневной учебной неделе ФГОС СОО 6 для XБ, XIБ класса (гуманитарный профиль) на 2024 – 2025 учебный год Предметная область Обязательная часть Русский язык и литература Родной язык и родная литература Иностранные языки Математика и информатика Естественно-научные предметы Общественно-научные предметы Физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности Учебный предмет Русский язык Литература Родной язык и (или) государственный язык республики РФ Родная литература Иностранный язык (английский) Математика: - Алгебра и начала математического анализа - Геометрия - Вероятность и статистика Информатика Физика Химия Биология История Обществознание География Физическая культура Основы безопасности и защиты Родины Индивидуальный проект Уров ень Количество часов в неделю 10 Б класс 11 Б класс У У Б 2 5 2 2 5 2 Б У 1 3 1 3 Б 2 3 Б Б 2 1 1 1 Б Б Б Б Б Б Б Б Б 1 2 1 1 2 4 1 2 1 1 2 1 1 2 4 1 2 1 1 34 0 1 34 34 34 34 34 34 2312 2516 ИТОГО Часть, формируемая участниками образовательных отношений Учебные недели Всего часов Максимально допустимая недельная нагрузка в соответствии с действующими санитарными правилами и нормами Общая допустимая нагрузка за год 34 0 7 Учебный план технологического (информационно-технологического)/гуманитарного профиля в на 2024-2026 уч.г.г.( вариант1) Предметные области Учебные предметы/ классы Уровень Г 10 кл ИТ Г 11 кл ИТ Г ИТ Обязательная часть Русский язык и литература Родной язык и родная литература Иностранные языки Математика и информатика Естественнонаучные предметы Общественнонаучные предметы Физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности Русский язык У Б 2 2 2 2 Литература У Б 5 3 5 3 Б Б Б Б 2 0,5 2 1 1 0,5 1 1 Иностранный язык Математика: - Алгебра и начала математическогоанализа - Геометрия У Б 3 3 3 3 Б У 2 4 2 4 Б У 2 3 2 3 - Вероятность и статистика Б У 1 1 1 1 Информатика Б У 1 4 1 4 Физика Б Б 2 2 2 2 Химия Б Б 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 2 Родной (русский)язык Родная (русская) литература Биология Б Б 1 История Обществознание Б Б Б Б 2 География Б Б Б Б Б Б Физическая культура Основы безопасности и защиты Родины Индивидуальный проект 4 1 2 1 2 1 1 1 4 1 2 1 2 1 1 1 1 ИТОГО Часть, формируемая участниками образовательных отношений Учебные недели 34 34 34 0 34 0 Всего часов Максимально допустимая недельная нагрузка в соответствии с действующими санитарными правилами и нормами Общая допустимая нагрузка за период обучения в 10 - 11-х классах в соответствии с действующими санитарными правилами и нормами в часах 34 34 34 34 2312 2516 34 0 0 34 8 План внеурочной деятельности среднего общего образования 2024-2026 уч. г.г. Название Направления Математика для всех Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных социокультурных потребностей обучающихся Занятия, направленные на формирование функциональной грамотности Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей Внеурочная деятельность по реализации комплекса воспитательных мероприятий Занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии Итого за неделю Культура речи Основы естественных наук (биология, химия, физика)Основы физики Программирование: Python, С++ Мир иностранной грамматики Говори публично Функциональная грамотность: учимся для жизни Проектно-исследовательская деятельность: гуманитарное направление Россия-мои горизонты Количество часов в неделю Всего 10 10 1 1 1 1 2 2 2 2 4 0,5 1 0,5 0,5 0,5 0,5 1 0,5 1,5 1 1,5 2 0,5 0,5 1 1 1 1 2 «Разговоры о важном» Первая помощь, основы преподавания первой помощи, основы ухода за больными 2 1 - 0,5 0,5 1 10 10 20 Учебные недели 34 34 68 Итого за год 340 Физкультура для всех/ бальные танцы 340 1 680 9 По каждому предмету промежуточную аттестацию Класс Предмет 10 классы Русский язык Литература Родной язык и (или) государственный язык республики РФ Родная литература Иностранный язык Математика: - Алгебра и начала математического анализа и курсу учебного плана обучающиеся проходят Периодичность промежуточной аттестации Один раз в полугодие Один раз в полугодие Один раз в полугодие Таблица № 1 Форма промежуточной аттестации I. Тестирование II. Диагностическая работа I. Сочинение II. Сочинение I. Диагностическая работа II. Тестирование Один раз в год Тестирование Один раз в полугодие Один раз в полугодие I. Тестирование II. Диагностическая работа I. Тестирование II. Диагностическая работа Один раз в - Геометрия полугодие - Вероятность и статистика Один раз в год Один раз в Информатика полугодие Один раз в Физика полугодие Один раз в Химия полугодие Один раз в Биология полугодие Один раз в История полугодие Один раз в Обществознание полугодие Один раз в География полугодие Один раз в Физическая культура полугодие Основы безопасности Один раз в жизнедеятельности полугодие Индивидуальный проект Один раз в год Тестирование Тестирование I. Тестирование II. Диагностическая работа I. Тестирование II. Диагностическая работа I. Тестирование II. Диагностическая работа I. Тестирование II. Диагностическая работа I. Тестирование II. Диагностическая работа I. Тестирование II. Диагностическая работа I. Тестирование II. Диагностическая работа I. Выполнение нормативов II. Выполнение нормативов I. Тестирование II. Диагностическая работа Защита проекта 10 По каждому предмету промежуточную аттестацию. и курсу учебного плана обучающиеся проходят Таблица № 2 Класс Предмет 11класс Русский язык Литература Родной язык и (или) государственный язык республики РФ Родная литература Иностранный язык Математика: - Алгебра и начала математического анализа Периодичность промежуточной аттестации Один раз в полугодие Один раз в год Форма промежуточной аттестации Один раз в полугодие I. Диагностическая работа II. Тестирование Один раз в год Тестирование Один раз в полугодие Один раз в полугодие I. Тестирование II. Диагностическая работа I. Тестирование II. Диагностическая работа Один раз в - Геометрия полугодие - Вероятность и статистика Один раз в год Один раз в Информатика полугодие Один раз в Физика полугодие Один раз в полугодие Химия Один раз в Биология полугодие Один раз в История полугодие Один раз в Обществознание полугодие Один раз в География полугодие Один раз в Физическая культура полугодие Основы безопасности Один раз в жизнедеятельности полугодие Индивидуальный проект Один раз в год I. Тестирование II. Диагностическая работа Итоговое сочинение Тестирование Тестирование I. Тестирование II. Диагностическая работа I. Тестирование II. Диагностическая работа I. Тестирование II. Диагностическая работа I. Тестирование II. Диагностическая работа I. Тестирование II. Диагностическая работа I. Тестирование II. Диагностическая работа I. Тестирование II. Диагностическая работа I. Выполнение нормативов II. Выполнение нормативов I. Тестирование II. Диагностическая работа Защита проекта 11