Положение о профильных классах и индивидуальном отборе( с ИЗМЕНЕНИЯМИ)

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение об организации индивидуального отбора
обучающихся при приеме (переводе) в МАОУ Школа № 128 для получения
среднего общего образования для профильного обучения (далее – Положение)
регламентирует организацию индивидуального отбора обучающихся при
приеме (переводе) в Муниципальном автономном общеобразовательном
учреждении Школа № 128 городского округа город Уфа Республики
Башкортостан (далее – Учреждение) профильного обучения при освоении
образовательных программ среднего общего образования профильного (далее –
индивидуальный отбор).
1.2. Порядок разработан в соответствии с:
-Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
-Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования,
утвержденным приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115;
-Федеральной образовательной программой среднего общего образования,
утвержденной приказом Минпросвещения России от 23.11.2022 № 1014;
-Федеральным государственным образовательным стандартом среднего
общего образовании (далее- ФГОС), утвержденным приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 (с
изменениями);
-Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 13.01.2014 №
4 «Об утверждении Порядка организации индивидуального отбора обучающихся
при приеме (переводе) в государственные и муниципальные образовательные
организации Республики Башкортостан для получения основного общего и
среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных
предметов или для профильного обучения» (с изменениями от 25.03.2022);
-Ст. 66 п. 4 и ст. 67 п. 5 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства
просвещения РФ от 12 августа 2022года № 732 «О внесении изменений в
федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 мая 2012 года № 413 «На основании постановления
Правительства Республики Башкортостан от 25 марта 2022г. №98
2

«О внесении изменений в Постановление Правительства Республики
Башкортостан от 13 января 2014 года №4 «Об утверждении Порядка
организации индивидуального отбора обучающихся при приеме (переводе) в
государственные и муниципальные образовательные организации Республики
Башкортостан для получения основного общего и среднего общего образования
с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного
обучения» регламентируют организацию профильного обучения отбора в
профильные классы в общеобразовательных организациях, расположенных на
территории ГО г. Уфа РБ.
1.3. Профильное обучение — средство дифференциации и индивидуализации
обучения, когда за счет изменений в структуре, содержании и организации
образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и
способности
обучающихся,
создаются
условия
для
образования
старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и
намерениями в отношении продолжения образования. При этом существенно
расширяются возможности выстраивания обучающимся индивидуальной
образовательное траектории.
1.4. Переход к профильному обучению позволяет:
-создать
условия для дифференциации содержания обучения
старшеклассников, построения индивидуальных образовательных программ;
-обеспечить углубленное изучение отдельных учебных предметов;
-установить
равный доступ к полноценному
образованию
разным
категориям обучающихся, расширить возможности их социализации;
- обеспечить преемственность между общим и профессиональным
образованием.
1.5. Профильные классы создаются на уровне среднего общего образования
(10-11-е классы) и предполагают углубленное и расширенное изучение
отдельных предметов, образовательных областей или направлений.
1.6. Профильные классы обеспечивают обучающимся:
-право на получение среднего общего образования в соответствии с
требованиями государственных образовательных стандартов, с учетом их
запросов интересов;
-расширенный (углубленный) уровень подготовки по определенному профилю;
-развитие творческих способностей в соответствии с их интересами и
склонностями;
1.7. Количество и направление профильных классов определяется
Учреждением самостоятельно в зависимости от наличия квалифицированных
3

педагогических работников (имеющих высшее образование, связанное с
профилем обучения, первую или высшую квалификационную категорию);
наличия необходимого материально-технического обеспечения образовательной
деятельности; наличия программно-методического обеспечения, социального
запроса на соответствующий профиль обучения, для чего изучаются намерения
и предпочтения обучающихся и их родителей (законных представителей).
Учитываются предпочтения большинства обучающихся и их родителей
(законных представителей).
1.8.
Профильное обучение может быть организовано по индивидуальным
учебным планам
2. Содержание профильного обучения

2.1.
Содержание профильного обучения в профильных классах
обеспечивается за счет изучения отдельных учебных предметов на
углубленном уровне, дифференциации и индивидуализации обучения,
преемственности между основным общим и средним общим образованием.
2.2. Срок профильного обучения 2 года (10-11 класс), форма обучения - очная.
2.3. Профильное обучение может обеспечивать реализацию учебных планов
одного или нескольких профилей обучения по следующим направлениям:
-технологический,
-социально-экономический,
-гуманитарный,
-естественно-научный,
-универсальный.
2.4. Технологический профиль ориентирован на производственную,
инженерную и информационную сферы деятельности, поэтому в данном
профиле для изучения на углубленном уровне выбираются учебные предметы и
дополнительные предметы, курсы преимущ0,,0,,,,ественно из предметных
областей
«Математика
и
информатика» и «Естественнонаучные
предметы».
Естественно-научный профиль ориентирован на такие сферы
деятельности, как медицина, биотехнологии и другие. В данном профиле для
изучения на углубленном уровне выбираются учебные предметы и
дополнительные предметы, курсы преимущественно из предметных областей
«Естественно-научные предметы».
Гуманитарный профиль ориентирован на такие сферы деятельности,
как педагогика, психология, общественные отношения и другие. В данном
профиле для изучения на углубленном уровне выбираются учебные предметы и
4

дополнительные предметы, курсы преимущественно
из
предметных
областей «Русский язык и литература»,
«Общественно-научные предметы» и «Иностранные языки».
Социально-экономический профиль ориентирован на профессии,
связанные с социальной сферой, финансами и экономикой, с обработкой
информации,
с
такими
сферами
деятельности,
как
управление,
предпринимательство, работа с финансами и другими. В данном профиле для
изучения на углубленном уровне выбираются учебные предметы и
дополнительные предметы, курсы преимущественно из предметных областей
«Математика и информатика», «Общественно-научные предметы».
Универсальный профиль ориентирован, в первую очередь, на
обучающихся, чей выбор «не вписывается» в рамки заданных выше профилей.
При этом Школа самостоятельно определяет 2 учебных предмета, изучаемых на
углубленном уровне
2.5.
В учебном плане предусмотрено выполнение обучающимися
индивидуального проекта.
2.6.
Учебные планы адаптированных основных образовательных программ
могут предусматривать изучение всех учебных предметов на базовом уровне.
2.7.
В учебном плане школы предусмотрены учебные курсы по выбору
обучающихся за счёт часов части, формируемой участниками образовательных
отношений. Перечень и содержание учебных курсов школа определяет
самостоятельно в соответствии с выбранными профилями обучения.
Организация учебных курсов регламентируется соответствующим локальным
актом.
2.8.
Профильное обучение включает план внеурочной деятельности,
модифицированный в соответствии с профилем обучения.
2.9. Учебный план Учреждения для профильных классов разрабатывается на
основе федерального базисного учебного планов с учетом соблюдения норм
максимально допустимой нагрузки обучающихся.
2.10. Учебные планы и программы учебных дисциплин утверждаются
директором Учреждения после соответствующей экспертизы методического
совета Учреждения и рассмотрения на педагогическом совете.
2.11. Учебный план профильного класса включает в себя три блока предметов,
позволяющих обучающимся получить более глубокие и разносторонние
теоретические знания и практические навыки по избранному профилю.
2.11.1. Базовые общеобразовательные предметы являются обязательными для
всех учащихся во всех профилях обучения.
2.11.2. Профильные общеобразовательные предметы – предметы повышенного
уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения.
2.11.3. Элективные курсы – обязательные для посещения курсы по выбору
учащихся, входящие в состав профиля обучения, реализуются за счет школьного
компонента.
5

2.12. В рамках школьных планов профильного обучения каждый обучающийся
может выстраивать свою образовательную траекторию обучения и
индивидуальный учебный план, где указываются виды учебных курсов и
количество часов, отводимое на их изучение, в соответствии с Порядком
обучения по индивидуальному учебному плану.
2.13. Образовательный процесс в профильных классах осуществляют наиболее
опытные и квалифицированные педагоги. При этом приоритетными
направлениями в деятельности педагогов являются:
2.13.1. наличие многоплановых целей обучения;
2.13.2. активизация самостоятельной и творческой деятельности школьников;
2.13.3. развитие познавательных интересов обучающихся;
2.13.4. использование новых педагогических технологий.
2.14. Кураторство над профильным обучением осуществляет заместитель
директора по учебно-воспитательной работе.
2.15. Педагогическим и руководящим работникам, обеспечивающим
руководство профильным обучением, преподавание профильных предметов
может быть установлена доплата в соответствии с Положением об оплате труда.
2.16. Основаниями для реорганизации и закрытия профильных классов
являются:
2.16.1. Невозможность укомплектования качественными педагогическими
кадрами;
2.16.2. Отсутствие мотивации к продолжению профильного обучения у
обучающихся;
2.16.3. Невостребованность профилей.
3. Организация приема в профильный класс
3.1. Информирование обучающихся, их родителей (законных
представителей) о сроках, времени, месте подачи заявлений и процедуре
индивидуального
отбора
осуществляется
Учреждением
через официальный сайт, ученические и родительские собрания,
информационные стенды, средства массовой информации не позднее 30 дней до
начала индивидуального отбора.
3.2. Индивидуальный отбор производится:
- при приеме для получения среднего общего образования в профильных
классах в период с 20 июня по 31 июля текущего учебного года.
3.3. Преимущественным правом зачисления в профильные классы Школы
по соответствующим профильным направлениям пользуются выпускники 9-х
классов, имеющие:
- средний балл аттестата не ниже 4,5;
- показатель ОГЭ по обязательным экзаменационным дисциплинам
(русскому языку и математике)
- победители и призеры муниципального, регионального и
заключительного этапов всероссийской олимпиады школьников, а также
6

олимпиад, включенных в перечни, утвержденные Министерством высшего
образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения
Российской Федерации, по учебным предметам, изучаемым углубленно, или
учебным предметам профильного обучения, проживающие на территории,
закрепленной за Учреждением;
- победители и призеры мероприятий, включенных в календарь
мероприятий, проводимых Министерством образования и науки Республики
Башкортостан с обучающимися образовательных организаций, в учебном году,
предшествующем году прохождения обучающимся индивидуального отбора,
проживающие на территории, закрепленной за Учреждением;
3.4. Организация индивидуального отбора осуществляется по личному
заявлению родителей (законных представителей) обучающегося на имя
директора
Учреждения
при
предъявлении
оригинала
документа,
удостоверяющего личность родителя (законного представителя), либо оригинала
документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина в Российской
Федерации в соответствии со статьей 10 Федерального закона «О правовом
положении иностранных граждан в Российской Федерации».
3.5. Родители (законные представители) обучающихся, проживающих на
территории, закрепленной за Учреждением, дополнительно к заявлению и
документам, удостоверяющим личность, предъявляют оригинал свидетельства о
рождении ребенка либо заверенную в установленном порядке копию документа,
подтверждающего родство заявителя (или законность представления прав
обучающегося).
3.6. Для организации индивидуального отбора обучающихся в
профильный класс обучения при приеме или переводе обучающегося из другой
образовательной организации дополнительно представляется аттестат об
основном общем образовании обучающегося.
3.7. Иностранные граждане и лица без гражданства все документы
представляют на русском языке или вместе с заверенным в установленном
порядке переводом на русский язык.
3.8. Копии предъявляемых при приеме документов хранятся в Учреждении
в период обучения обучающегося.
3.9. Родители (законные представители) детей имеют право по своему
усмотрению представлять другие документы, в том числе медицинское
заключение о состоянии здоровья ребенка.
3.10. Факт ознакомления родителей (законных представителей)
обучающегося, в том числе через информационные системы общего
пользования, с лицензией на осуществление образовательной деятельности (со
сведениями о дате предоставления и регистрационном номере лицензии на
осуществление
образовательной
деятельности),
свидетельством
о
государственной аккредитации Учреждения, уставом Учреждения фиксируется в
заявлении о приеме и заверяется личной подписью родителей (законных
представителей) ребенка.
7

Подписью родителей (законных представителей) обучающегося
фиксируется также согласие на обработку их персональных данных и
персональных
данных
ребенка
в
порядке,
установленном
законодательством Российской Федерации.
3.11.
Документы,
представленные
родителями
(законными
представителями) обучающегося, регистрируются в журнале приема заявлений.
После регистрации заявления родителям (законным представителям)
обучающегося выдается расписка в получении документов, содержащая
информацию о регистрационном номере заявления о приеме обещающегося в
Учреждение и перечне представленных документов. Расписка заверяется
подписью должностного лица Учреждения, ответственного за прием
документов, и печатью Учреждения.
4. Организация индивидуального отбора
4.1. Индивидуальный отбор обучающихся при приеме в профильные
классы осуществляется в десятые классы :
1) по результатам успеваемости с учетом прохождения государственной
итоговой аттестации по учебным предметам, соответствующим профилю
обучения,
2) с учетом портфолио индивидуальных образовательных достижений
обучающихся,
3) среднии балл аттестата не ниже-4,5 баллов.
4.2. Обучающиеся зачисляются в профильные классы на основе
рейтингов до превышения пределов максимальной наполняемости класса
согласно пункту 3.4.14СП2.4.3648-20.
4.3. Индивидуальный отбор осуществляется на основании балльной
системы оценивания достижений обучающихся, в соответствии с которой
составляется рейтинг обучающихся. Рейтинг для индивидуального отбора
составляется на основании баллов, полученных путем определения среднего
балла аттестата следующим образом:
4.3.1.Для обучающихся, подавших заявление на зачисление в классы
универсального профиля, складываются все отметки в аттестате об основном
общем образовании и делятся на общее количество отметок;
4.3.2.Для обучающихся, подавших заявление на зачисление в классы
гуманитарного профиля, в соответствие с балльной системой с помощью
коэффициентов приводятся учебные предметы предметных областей «Русский
язык и литература», «Общественно-научные предметы» и «Иностранные
языки». Если учебные предметы изучались на базовом уровне, к итоговой
отметке в аттестате применяется коэффициент 1,0.Если учебные предметы
изучались на углубленном уровне, к итоговой отметке в аттестате применяется
коэффициент 1,25. Если обучающийся в 9 классе получил на контрольной
работе по одному из предметов: «Литература», «Иностранный язык»,
«История», отметку «5», то к итоговой отметке в аттестате применяется
8

коэффициент -1,5. Затем вычисляется средний балл аттестата: все отметки в
аттестате об основном общем образовании с учетом повышающего
коэффициента складываются и делятся на общее количество отметок;
4.3.4.Для обучающихся, подавших заявление на зачисление в классы
технологического профиля, в соответствии с балльной системой с помощью
коэффициентов проводятся учебные предметы предметных областей
«Математика и информатика» и «Естественно-научные предметы». Если
учебные предметы изучались на базовом уровне, к итоговой отметке в
аттестате применяется коэффициент 1,0. Если учебные предметы изучались на
углубленном уровне, к итоговой отметке в аттестате применяется коэффициент
1,25. Если обучающийся в 9 классе получил на контрольной работе по одному
из предметов: «Биология», «Физика», «Химия» или «Информатика и
информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)», отметку «5», то к
итоговой отметке в аттестате применяется коэффициент-1,5.
4.3.4. Затем вычисляется средний балл аттестата: все отметки в аттестате об
основном общем образовании с учетом повышающего коэффициента
складываются и делятся на общее количество отметок;
4.3.5.Для
обучающихся, подавших заявление на зачисление в классы
социально-экономического профиля, в соответствии с балльной системой с
помощью коэффициентов приводятся учебные предметы предметных областей
« Математика и информатика» и «Общественно- научные предметы». Если
учебные предметы изучались на базовом уровне,к итоговой отметке в аттестате
применяется коэффициент 1,0. Если учебные предметы изучались на
углубленном уровне, к итоговой отметке в аттестате применяется коэффициент
1,25. Если обучающийся в 9 классе получил на контрольной работе по одному
из предметов: «История», «Обществознание», «География» или «Информатика
и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)», отметку «5», то к
итоговой отметке в аттестате применяется коэффициент- 1.5.
4.3.6. Затем вычисляется средний балл аттестата: все отметки в аттестате об
основном общем образовании с учетом повышающего коэффициента
складываются и делятся на общее количество отметок;
4.3.7.Для обучающихся, подавших заявление на зачисление в классы
естественно-научного профиля, в соответствие с балльной системой с помощью
коэффициентов проводятся учебные предметы предметных областей
«Математика и информатика»и «Естественно-научные предметы». Если
учебные предметы изучались на базовом уровне, к итоговой отметке в
аттестате применяется коэффициент 1,0. Если обучающийся в 9 классе получил
на контрольной работе по одному из предметов: «Биология», «Физика»,
«Химия» или «Информатика и информационно-коммуникационные технологии
(ИКТ)», отметку «5», то к итоговой отметке в аттестате применяется
коэффициент- 1.5.
Если учебные предметы изучались на углубленном уровне, к итоговой отметке
в аттестате применяется коэффициент 1,25.Затем вычисляется средний балл
9

аттестата: все отметки в аттестате об основном общем образовании с учетом
повышающего коэффициента складываются и делятся на общее количество
отметок.
4.4. Рейтинг обучающихся выстраивается по мере убывания набранных ими
баллов. На основе рейтинга формирует список обучающихся, набравших
наибольшее число баллов, в соответствии с предельной наполняемостью класса
,
4.5. Вне зависимости от количества баллов рейтинга на профильное обучение
принимаются победители и призеры регионального и (или) заключительного
этапов всероссийской олимпиады школьников, а также международных
олимпиад школьников по изучаемому(ым) углубленно предмету(ам),
определяющим направление специализации обучения по конкретному
профилю.
4.6. Для организации индивидуального отбора создается комиссия из числа
педагогических, руководящих и иных работников ОО и представителей
коллегиальных органов управления ОО, в чью компетенцию входят вопросы
участия в индивидуальном отборе обучающихся (далее Комиссия).
В состав комиссии для организации индивидуального отбора
обучающихся в профильные классы в обязательном порядке включаются
педагогические работники, осуществляющие по соответствующим профильным
учебным предметам.
4.7. Численный и персональный состав комиссии утверждается приказом
директора ОО по согласованию с учредителем Учреждения.
Порядок организации работы комиссии устанавливается настоящим
Положением и подлежит согласованию с учредителем Учреждения.
4.8. Комиссия:
решает вопрос об отнесении представленных родителями
(законными представителями) обучающихся документов к числу документов,
подтверждающих преимущественное право обучающегося на зачисление в
профильный класс;
рассматривает предоставленные документы для приема;
оформляет протокол.
4.9. Зачисление обучающихся в профильный класс осуществляется на основании
протокола комиссии по результатам индивидуального отбора.
О решении комиссии Учреждение информирует родителя (законного
представителя) обучающегося не позднее чем через три рабочих дня после дня
подписания протокола комиссией.
4.10. В случае несогласия с решением комиссии родители (законные
представители) обучающегося имеют право не позднее чем в течение двух
рабочих дней после ознакомления с решением комиссии направить апелляцию
путем подачи письменного заявления в конфликтную комиссию, созданную в
Учреждении, в котором обучающийся проходил индивидуальный отбор.
10

Лицам, освоившим образовательную программу основного общего
образования в другой образовательной организации, но не прошедшим
индивидуальный отбор в Учреждении (куда подано заявление об
индивидуальном отборе в профильный класс) – Учреждение отказывает только
по причине отсутствия в ней свободных мест.
4.11.В случае отказа в предоставлении места в Учреждении родители (законные
представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую
общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в Отдел
образования Администрации Ленинского района городского округа город Уфа
Республики Башкортостан.
5. Делопроизводство
1)
Заявления о приеме в профильный класс с установленными
документами.
2)
Журнал приема заявлений.
3)
Приказ директора об утверждении состава комиссии.
4)
Протоколы комиссии.
5)
Приказ о зачислении в классы профильного обучения.
6)
Таблица рейтингования (Приложение 1)

Приложение 1
Таблица рейтингования
№

ФИО
обучающегося

Балл
аттестата

Портфолио Результаты
ОГЭ

1
2
3
4

11

Общее
кол-во
баллов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».