Пояснительная записка Рабочая программа основного общего образования по учебному предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5-6 классы» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и на основании примерных Программ по учебному предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5-6 классы». Рабочая программа основного общего образования по учебному предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5-9 классы» является составной частью основной образовательной программы основного общего образования муниципального автономного общеобразовательного учреждения Школа №128 городского округа г. Уфа. На изучение предмета образовательной деятельности по ОДНК НР в 5, 6 классах отводится 1 час в неделю, итого 34 часов в год. Изучение учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» реализуется с использованием учебного пособия «Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс: учебное пособие для учащихся общеобразовательных организации Республики Башкортостан / М.А. Бикмеев. – Уфа: Китап, 2021.-96 с. Планируемые результаты обучения В соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного предмета определяет достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы. Личностные цели представлены двумя группами. Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это: • готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками; • достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки; личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с ее участниками. Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир: · формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей многонационального российского общества; · воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания; · понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками; · формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Личностные результаты: – осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности); – понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения; – проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности; – стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей. Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них: · владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров); · овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме; · овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений); · освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; · умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда. Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач: · осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России; · использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами; · расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно. Универсальные учебные действия. Познавательные: – характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»; – сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях; – различать культовые сооружения разных религий; – формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов. Коммуникативные: – рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России; – кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие и др.). Рефлексивные: – оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»; – анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета. Информационные: – анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства). К концу обучения учащиеся научатся: ·Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя. ·Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями. ·Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства. ·Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя. ·Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей. ·Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей. ·Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач. Выпускник получит возможность научиться: Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека. Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития; описывать различные явления православной духовной традиции и культуры. приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их. владеть логическими действиями анализом, синтезом, сравнением, обобщением, классификацией. осуществлять информационный поиск для выполнения учебной задачи. излагать мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей и общества. анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры. излагать основные нормы морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформировать представления об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимать значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества; сформировать представления об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности. Календарно-тематическое планирование по ОДНК НР в 5 классе, 1 час в неделю № Тема Кол-во часов Дата Примечание По По плану факту Раздел 1. «В мире культуры» – 6 часов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Введение. Зачем изучать 1 01.09 ОДНК НР Что такое культура 1 04.09 Человек – творец и носитель 1 06.09 культуры России Величие многонациональной 1 13.09 культуры России Культура народов 1 20.09 Башкортостана. Стартовая диагностическая работа «Культура народов России» Итоговый или 1 27.09 повторительный урок по разделу Раздел 2. «Нравственные ценности народов Российской Федерации и Республики Башкортостан» – 7 часов Семья – хранитель духовных 1 ценностей 04.10. Изучение и значение 1 родословной, шежэре как традиции народов Башкортостана 18.10. Как составить родословную 1 своей семьи 25.10. Бережное отношение к 1 природе 08.11. 11 Жизнь ратными подвигами 1 полна 15.11. 12 Люди труда. В труде – 1 красота человека 22.11. 13 Итоговый или 1 повторительный урок по разделу 29.11. Раздел 3. «Величие многонациональной культуры России» – 7 часов 14 Что такое духовные традиции 1 народов 06.12 15 Культурные и религиозные 1 традиции народов России 13.12 16 Многонациональный народ 1 Республики Башкортостан и его культурные и религиозные традиции. Рубежная диагностическая работа «Традиции народов России» 20.12 17 Вклад жителей Башкортостана 1 в развитие культурных ценностей. Художники. Музыканты. Композиторы. Скульпторы. и т.д. 27.12 18 Роль религии в развитии 1 культуры народов Башкортостана 10.01 19 Культура христианства, 1 ислама, буддизма и иудаизма 17.01 20 Итоговый или 1 повторительный урок по разделу 24.01 Раздел 4. «Как сохранить духовные ценности в обществе» – 7часов 21 Забота государства о духовной культуре и ее развитии 22 Театры, музеи и другие учреждения культуры. 23 Роль учреждении культуры в сохранении духовной культуры человека 24 Памятники духовной культуры Башкортостана 25 Долг каждого человека – сохранение культурного 1 31.01 1 07.02 1 14.02 1 21.02 1 28.02 наследия своей страны и малой Родины 26 Хранить память предков 1 06.03 27 Итоговый или 1 повторительный урок по разделу 13.03 Раздел 5. «Твой духовный мир»– 6 часов 28 Что составляет твой духовный мир 29 Культура поведения современного человека 30 Что такое правила хорошего тона. Этикет 31 Твоя культура поведения дома, в школе, в общественных 32 Что такое совесть. 33 Ответственность человека перед родителями, семьей, обществом, государством 34 Итоговый или повторительный урок по разделу 1 20.03 1 03.04 1 17.04 1 1 1 24.04 08.05 15.05 1 22.05 Календарно-тематическое планирование по ОДНК НР в 6 классе, 1 час в неделю № Тема Кол-во часов Дата Примечание По По плану факту Раздел 1. «Духовный мир древних жителей нашей страны» - 9 часов 1 Первобытный человек – каким он был? Как он отражал 1 01.09 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 время, пространство и движение? Как относился первобытный 1 04.09 человек к самому себе? Внутренний мир 1 06.09 первобытного человека, его духовность Восточные славяне в 1 13.09 древности и виды их деятельности. Культура земледелия, 1 20.09 скотоводства, охоты, рыболовства и собирательства Жители нашего края в 1 27.09 древности. Их занятия, взаимоотношения и стремления Памятники первобытности и 1 их значение для понимания духовного мира первобытных людей 04.10. Андроновская и сарматская 1 культуры на территории нашего края, их сущность и особенности 18.10. Итоговый или 1 повторительный урок по разделу 25.10. Раздел 2. «Люди нашей страны в IX– XII веках, в эпоху раннего феодального государства» – 12 часов Человек эпохи перехода от 1 первобытности к феодальным отношениям. Его духовный мир 08.11. Образование государства Русь 1 и его влияние на духовное развитие людей 15.11. Крещение Руси как 1 историческая необходимость и условие перехода от первобытности к феодальным отношениям 22.11. Значение крещения Руси для 1 духовного развития населения 29.11. 14 Возникновение и развитие 1 городов и их значение для духовного развития людей 06.12 15 Литература и искусство 1 древней Руси и их влияние на духовность людей 13.12 16 Жители Южного Урала в IX1 XII веках, их быт, деятельность, культура и религия 20.12 17 Хозяйство, быт, культура и 1 религия башкир в IX-XII веках 27.12 18 Сказки, предания и мифы о 1 древних башкирах, их значение для понимания роли и места человека, жившего в IX-XII веках 10.01 19 Распространение ислама 1 среди башкир 17.01 20 Итоговый или 1 повторительный урок по разделу 24.01 Раздел 3. «Люди нашей страны и региона в XIII-XV веках» – 14 часов 21 Образование самостоятельных 1 русских земель и их значение для развития самосознания и духовности людей. Люди в условиях феодальной раздробленности 31.01 22 Монгольское нашествие и 1 Золотоордынское иго и борьба населения страны в условиях гнета. Развитие самосознания у людей 07.02 23 Население Южного Урала в 1 условиях Золотоордынского ига. Методы и формы борьбы против гнета 14.02 24 Развитие самосознания 1 людей, их духовность в завершающем периоде феодальной раздробленности на Руси 21.02 25 Русская православная церковь 1 и ее роль в развитии 28.02 духовности в обществе в XIIIXV веках 26 Литература и искусство, их влияние на развитие духовного мира населения страны 27 Культура населения Южного Урала 28 Духовный мир человека периода XIII-XV веков 29 Основные исторические предания башкир 30 Сказки, мифы и фольклор о жизни и деятельности людей XIII-XV веков 31 Источники и литература о жизни и деятельности людей нашего края XIII-XV веков 32 Словарь терминов, связанных с духовностью и культурой людей, проживавших в нашей стране в целом и на Южном Урале в древности и в начале средних веков 33 Повторительный урок по разделу. 34 Итоговое занятие за учебный год 1 06.03 1 13.03 1 20.03 1 03.04 1 17.04 1 24.04 1 08.05 1 15.05 1 22.05