Рабочая программа по ОДНК НР 5-6 классы

Пояснительная записка
Рабочая программа основного общего образования по учебному предмету
«Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5-6 классы»
разработана в соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования и на основании
примерных Программ по учебному предмету «Основы духовно-нравственной
культуры народов России. 5-6 классы». Рабочая программа основного общего
образования по учебному предмету «Основы духовно-нравственной культуры
народов России. 5-9 классы» является составной частью основной образовательной
программы основного общего образования муниципального автономного
общеобразовательного учреждения Школа №128 городского округа г. Уфа.
На изучение предмета образовательной деятельности по ОДНК НР в 5, 6
классах отводится 1 час в неделю, итого 34 часов в год.
Изучение учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры
народов России» реализуется с использованием учебного пособия «Основы
духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс: учебное пособие для
учащихся общеобразовательных организации Республики Башкортостан / М.А.
Бикмеев. – Уфа: Китап, 2021.-96 с.
Планируемые результаты обучения
В соответствии с федеральным государственным стандартом основного
общего образования содержание данного предмета определяет достижение
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной
образовательной программы.
Личностные цели представлены двумя группами.
Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта
обучения. Это:
• готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои
поступки, взаимоотношения со сверстниками;
• достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную
деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая
группа
целей
передает
социальную
позицию
школьника,
сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:
· формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой
роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование
ценностей многонационального российского общества;
· воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к
родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям,
независимо от их возраста, национальности, вероисповедания;
· понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения,
правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

· формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Личностные результаты:
– осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству;
чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество,
российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);
– понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;
– проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного
взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста,
национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;
– стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических
потребностей.
Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий
разного
типа
(познавательные,
коммуникативные,
рефлексивные,
информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета.
Среди них:
· владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование
речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников
и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать
свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события,
изложенные в текстах разных видов и жанров);
· овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в
том числе религиозного характера; способность работать с информацией,
представленной в разном виде и разнообразной форме;
· овладение методами познания, логическими действиями и операциями
(сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
· освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
· умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и
культурой коллективного труда.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего,
образовательных задач:
· осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской
многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;
· использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей
деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными
средствами;
· расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения
воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Универсальные учебные действия.
Познавательные:
– характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;
– сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в
фольклоре, искусстве, религиозных учениях;
– различать культовые сооружения разных религий;
– формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.
Коммуникативные:

– рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;
– кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм,
трудолюбие, доброта, милосердие и др.).
Рефлексивные:
– оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;
– анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую
работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации
и делового этикета.
Информационные:
– анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе
графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение
искусства).
К концу обучения учащиеся научатся:
·Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных
текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных
объяснений учителя.
·Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных
текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с
общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.
·Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания
участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
·Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям)
словесный портрет героя.
·Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания
известных личностей.
·Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной
задачей.
·Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения
учебных и практических задач.
Выпускник получит возможность научиться:
Высказывать предположения о последствиях неправильного
(безнравственного) поведения человека.
Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики;
намечать способы саморазвития;
описывать различные явления православной духовной традиции и культуры.
приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и
сравнивать их.
владеть логическими действиями анализом, синтезом, сравнением,
обобщением, классификацией.
осуществлять информационный поиск для выполнения учебной задачи.
излагать мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей и
общества.
анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы
поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры.
излагать основные нормы морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых
в культурных традициях народов России, готовность на их основе к

сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном
потребительстве;
сформировать представления об основах светской этики, культуры
традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и
человечества, в становлении гражданского общества и российской
государственности;
понимать значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и
общества;
сформировать представления об исторической роли традиционных религий и
гражданского общества в становлении российской государственности.
Календарно-тематическое планирование
по ОДНК НР в 5 классе,
1 час в неделю
№

Тема

Кол-во
часов

Дата

Примечание

По
По
плану факту
Раздел 1. «В мире культуры» – 6 часов
1
2
3
4
5

6

7
8

9
10

Введение.
Зачем
изучать
1
01.09
ОДНК НР
Что такое культура
1
04.09
Человек – творец и носитель
1
06.09
культуры России
Величие многонациональной
1
13.09
культуры России
Культура народов
1
20.09
Башкортостана. Стартовая
диагностическая работа
«Культура народов России»
Итоговый или
1
27.09
повторительный урок по
разделу
Раздел 2. «Нравственные ценности народов Российской Федерации и
Республики Башкортостан» – 7 часов
Семья – хранитель духовных
1
ценностей
04.10.
Изучение и значение
1
родословной, шежэре как
традиции народов
Башкортостана
18.10.
Как составить родословную
1
своей семьи
25.10.
Бережное отношение к
1
природе
08.11.

11 Жизнь ратными подвигами
1
полна
15.11.
12 Люди труда. В труде –
1
красота человека
22.11.
13 Итоговый или
1
повторительный урок по
разделу
29.11.
Раздел 3. «Величие многонациональной культуры России» – 7 часов
14 Что такое духовные традиции
1
народов
06.12
15 Культурные и религиозные
1
традиции народов России
13.12
16 Многонациональный народ
1
Республики Башкортостан и
его культурные и религиозные
традиции. Рубежная
диагностическая работа
«Традиции народов России»
20.12
17 Вклад жителей Башкортостана
1
в
развитие
культурных
ценностей.
Художники.
Музыканты.
Композиторы.
Скульпторы. и т.д.
27.12
18 Роль религии в развитии
1
культуры народов
Башкортостана
10.01
19 Культура христианства,
1
ислама, буддизма и иудаизма
17.01
20 Итоговый или
1
повторительный урок по
разделу
24.01
Раздел 4. «Как сохранить духовные ценности в обществе» – 7часов
21 Забота государства о
духовной культуре и ее
развитии
22 Театры, музеи и другие
учреждения культуры.
23 Роль учреждении культуры в
сохранении духовной
культуры человека
24 Памятники духовной
культуры Башкортостана
25 Долг каждого человека –
сохранение культурного

1
31.01
1
07.02
1
14.02
1
21.02
1
28.02

наследия своей страны и
малой Родины
26 Хранить память предков
1
06.03
27 Итоговый или
1
повторительный урок по
разделу
13.03
Раздел 5. «Твой духовный мир»– 6 часов
28 Что составляет твой духовный
мир
29 Культура поведения
современного человека
30 Что такое правила хорошего
тона. Этикет
31 Твоя культура поведения
дома, в школе, в
общественных
32 Что такое совесть.
33 Ответственность человека
перед родителями, семьей,
обществом, государством
34 Итоговый или
повторительный урок по
разделу

1
20.03
1
03.04
1
17.04
1

1
1

24.04
08.05

15.05
1
22.05

Календарно-тематическое планирование
по ОДНК НР в 6 классе,
1 час в неделю
№

Тема

Кол-во
часов

Дата

Примечание

По
По
плану факту
Раздел 1. «Духовный мир древних жителей нашей страны» - 9 часов
1

Первобытный человек –
каким он был? Как он отражал

1

01.09

2
3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

время, пространство и
движение?
Как относился первобытный
1
04.09
человек к самому себе?
Внутренний мир
1
06.09
первобытного человека, его
духовность
Восточные славяне в
1
13.09
древности и виды их
деятельности.
Культура земледелия,
1
20.09
скотоводства, охоты,
рыболовства и собирательства
Жители нашего края в
1
27.09
древности. Их занятия,
взаимоотношения и
стремления
Памятники первобытности и
1
их значение для понимания
духовного мира первобытных
людей
04.10.
Андроновская и сарматская
1
культуры на территории
нашего края, их сущность и
особенности
18.10.
Итоговый или
1
повторительный урок по
разделу
25.10.
Раздел 2. «Люди нашей страны в IX– XII веках, в эпоху раннего
феодального государства» – 12 часов
Человек эпохи перехода от
1
первобытности к феодальным
отношениям. Его духовный
мир
08.11.
Образование государства Русь
1
и его влияние на духовное
развитие людей
15.11.
Крещение Руси как
1
историческая необходимость
и условие перехода от
первобытности к феодальным
отношениям
22.11.
Значение крещения Руси для
1
духовного развития населения
29.11.

14 Возникновение и развитие
1
городов и их значение для
духовного развития людей
06.12
15 Литература и искусство
1
древней Руси и их влияние на
духовность людей
13.12
16 Жители Южного Урала в IX1
XII веках, их быт,
деятельность, культура и
религия
20.12
17 Хозяйство, быт, культура и
1
религия башкир в IX-XII
веках
27.12
18 Сказки, предания и мифы о
1
древних башкирах, их
значение для понимания роли
и места человека, жившего в
IX-XII веках
10.01
19 Распространение ислама
1
среди башкир
17.01
20 Итоговый или
1
повторительный урок по
разделу
24.01
Раздел 3. «Люди нашей страны и региона в XIII-XV веках» – 14 часов
21 Образование самостоятельных
1
русских земель и их значение
для развития самосознания и
духовности людей. Люди в
условиях феодальной
раздробленности
31.01
22 Монгольское нашествие и
1
Золотоордынское иго и
борьба населения страны в
условиях гнета. Развитие
самосознания у людей
07.02
23 Население Южного Урала в
1
условиях Золотоордынского
ига. Методы и формы борьбы
против гнета
14.02
24 Развитие самосознания
1
людей, их духовность в
завершающем периоде
феодальной раздробленности
на Руси
21.02
25 Русская православная церковь
1
и ее роль в развитии
28.02

духовности в обществе в XIIIXV веках
26 Литература и искусство, их
влияние на развитие
духовного мира населения
страны
27 Культура населения Южного
Урала
28 Духовный мир человека
периода XIII-XV веков
29 Основные исторические
предания башкир
30 Сказки, мифы и фольклор о
жизни и деятельности людей
XIII-XV веков
31 Источники и литература о
жизни и деятельности людей
нашего края XIII-XV веков
32 Словарь терминов, связанных
с духовностью и культурой
людей, проживавших в нашей
стране в целом и на Южном
Урале в древности и в начале
средних веков
33 Повторительный урок по
разделу.
34 Итоговое занятие за учебный
год

1

06.03
1
13.03
1
20.03
1
03.04
1
17.04
1
24.04
1

08.05
1
15.05
1
22.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».