02-04 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Школа №128 городского округа город Уфа Республики Башкортостан «РАССМОТРЕНО» Методическим объединением учителей Руководитель ШМО ___________Арсеньева Н.В. (Протокол № 1 от «25»августа 2019г.) «СОГЛАСОВАНО» Методическим советом Председатель МС Фомина Л.Н. (Протокол № 1 от «26» августа 2019г.) «УТВЕРЖДАЮ» Директор ______Ю.В. Малышева Приказ № 373 от 27.09.2019г. Рабочая программа русский язык учебного предмета: уровень общего образования: среднее общее образование срок реализации: 2 года Составитель/разработчик: Арсеньева Н.В., учитель русского языка и литературы высшей категории г. Уфа-2019 г. 1.1.Планируемые результаты изучения русского языка как учебного предмета в 10 классе(базовый уровень) Обучающиеся 10 класса должны знать: · связь языка и истории, культуры русского и других народов; · смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи; · основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; · орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения; должны уметь: · осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; · анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; · проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; · использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительнореферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи; · извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях; · создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения; · применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; · соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; · соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; · использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста; должны владеть: · коммуникативной, языковедческой и культуроведческой компетенциями; использовать приобретенные знания, умения в практической деятельности и повседневной жизни: · для осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры; · развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности; · увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; · совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству; · самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства. 1.2.Планируемые результаты изучения русского языка как учебного предмета в 10 классе (профильный уровень) Обучающиеся 10 класса должны знать: · связь языка и истории, культуры русского и других народов; · смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи; · основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; · орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения; должны уметь: · осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; · анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; · проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; · использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительнореферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи; · извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях; · создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения; · применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; · соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; · соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; · использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста; должны владеть: · коммуникативной, языковедческой и культуроведческой компетенциями; использовать приобретенные знания, умения в практической деятельности и повседневной жизни: · для осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры; · развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности; · увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; · совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству; · самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства. 1.3.Планируемые результаты изучения русского языка как учебного предмета в 11 классе Обучающиеся 11 класса должны знать: · связь языка и истории, культуры русского и других народов; · смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи; · основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; · орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения; должны уметь: · осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; · анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; · проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; · использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительнореферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи; · извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях; · создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения; · применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; · соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; · соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; · использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста; должны владеть: · коммуникативной, языковедческой и культуроведческой компетенциями; использовать приобретенные знания, умения в практической деятельности и повседневной жизни: · для осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры; · развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности; · увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; · совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству; · самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства. 2.1.Содержание учебного предмета русский язык в 10 классе (базовый уровень). Вводный урок Слово о русском языке. ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ. ЛЕКСИКОГРАФИЯ Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов Изобразительно-выразительные средства языка. Омонимы и их употребление. Паронимы и их употребление. Синонимы и их употребление. Антонимы и их употребление. Происхождение лексики русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов. Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Лексикография ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. ОРФОЭПИЯ Звуки и буквы. Орфоэпия. Фонетический разбор. МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ Состав слова и словообразование. Морфемный и словобразовательный разбор. Формообразование. МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ Принципы русской орфографии. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. Чередующиеся гласные в корне слова Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после Ц. Правописание звонких и глухих согласных. Правописание непроизносимых согласных и сочетаний сч, зч, шч, жч, стч, здч Правописание двойных согласных. Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки пре- и приПравописание гласных И и Ы после приставок. Употребление Ъ и Ь. Употребление прописных букв. Правила переноса слов Анализ контрольной работы. Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор имени существительного Правописание падежных окончаний имён существительных. Гласные в суффиксах имён существительных. Правописание сложных имён существительных. . Имя прилагательное как часть речи. Морфологический разбор имени прилагательного Правописание окончаний имён прилагательных. Правописание суффиксов имён прилагательных. Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных. Имя числительное как часть речи. Морфологический разбор имени числительного Склонение имён числительных. Правописание имён числительных. Употребление имён числительных в речи. Местоимение как часть речи. Морфологический разбор местоимения. Правописание местоимений. Особенности функционирования местоимений. Глагол как часть речи Морфологический разбор глагола.. Правописание глаголов. Употребление буквы ь в глагольных формах. Причастие как глагольная форма. Морфологический разбор причастий. Образование причастий. Правописание суффиксов причастий. Правописание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных Деепричастие как глагольная форма. Морфологический разбор деепричастий. Наречие как часть речи. Морфологический разбор наречий Правописание наречий. . Слова категории состояния. Предлог как служебная часть речи. Правописание предлогов. Союз как служебная часть речи. Правописание союзов. Частицы. Морфологический разбор частицы Правописание частиц. Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи. Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова. 2.2.Содержание учебного предмета русский язык в 10 классе (профильный уровень). Водный урок Слово о русском языке ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ. ЛЕКСИКОГРАФИЯ Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Прямое и переносное значение слов (решение заданий 3, 24 ЕГЭ). Изобразительно-выразительные средства языка. Омонимы и их употребление. Паронимы и их употребление. Синонимы и их употребление. Антонимы и их употребление. Использование изобразительно-выразительных средств языка в художественных произведениях (решение заданий 5, 26 ЕГЭ). Происхождение лексики русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов. Способы связи предложений в тексте (решение заданий 25 ЕГЭ). Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Лексикография. ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. ОРФОЭПИЯ Звуки и буквы. Орфоэпия. Фонетический разбор. Орфоэпические нормы (решение заданий 4 ЕГЭ). МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ Состав слова. Морфемный разбор. Корневая морфема. Аффиксальные морфемы: приставка, суффикс, интерфиксы, окончание, постфикс. Основа слова. Словообразование. Основные способы образования грамматических форм в русском языке. Морфологические способы словообразования. Неморфологические способы словообразования. Словообразовательный разбор. Формообразование. Грамматические нормы языка (решение заданий 8 ЕГЭ). МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ Принципы русской орфографии Принципы русской орфографии. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. Чередующиеся гласные в корне слова. Написание гласных, зависящее от суффикса, следующего за корнем. Чередующиеся гласные в корне слова. Написание гласных, зависящее от ударения. Чередующиеся гласные в корне слова. Написание гласных, зависящее от буквы, следующей за гласной. Чередующиеся гласные в корне слова. Написание гласных, зависящее от значения слова. Закрепление написания чередующихся гласных в корне слова. Правописание корней с чередованием (решение заданий 9 ЕГЭ). Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после Ц. Правописание звонких и глухих согласных. Правописание непроизносимых согласных и сочетаний сч, зч, шч, жч, стч, здч. Правописание двойных согласных. Правописание гласных и согласных в приставках. Правописание приставок пре- и при-. Правописание гласных И и Ы после приставок. Правописание приставок (решение заданий 10 ЕГЭ). Повторение и закрепление написания приставок. Употребление Ъ и Ь. Употребление прописных букв. Правила переноса слов. Типы речи. Повествование. Описание. Рассуждение. Самостоятельные части речи Имя существительное Имя существительное как часть речи. Правописание падежных окончаний имён существительных. Гласные в суффиксах имён существительных. Повторение по теме «Правописание окончаний и суффиксов имен существительных» (решение заданий 11 ЕГЭ). Правописание сложных имён существительных. Морфологический разбор имени существительного. Имя прилагательное Имя прилагательное как часть речи. Правописание окончаний имён прилагательных. Правописание суффиксов имён прилагательных. Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Имя числительное Имя числительное как часть речи. Склонение имён числительных. Правописание имён числительных. Употребление имён числительных в речи. Морфологический разбор имени числительного. Местоимение Местоимение как часть речи. Правописание местоимений. Особенности функционирования местоимений. Морфологический разбор местоимения. Глагол Глагол как часть речи. Спряжение глагола. Две основы глагола. Формообразование глагола. Правописание глаголов. Употребление буквы ь в глагольных формах. Правописание суффиксов глаголов. Морфологический разбор глагола. Причастие Причастие как глагольная форма. Образование причастий. Правописание суффиксов причастий. Правописание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных. Морфологический разбор причастий. Деепричастие Деепричастие как глагольная форма. Образование деепричастий. Морфологический разбор деепричастий. Наречие Наречие как часть речи. Образование степеней сравнений имени прилагательного и наречия. Правописание наречий. Гласные на конце наречий. Наречия на шипящую. Отрицательные наречия. Правописание наречий. Слитное написание наречий. Правописание наречий. Раздельное написание наречий. Правописание наречий. Дефисное написание наречий. Слова категории состояния Служебные части речи Предлог как служебная часть речи. Правописание предлогов. Союз как служебная часть речи. Правописание союзов. Частицы. Правописание частиц. Слитное и раздельное написание частиц. Повторение по теме «Правописание частиц» (решение заданий 14 ЕГЭ). Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи. Повторение по теме «Слитное и раздельное написание частиц с различными частями речи» (решение заданий 13 ЕГЭ). Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО Лингвистический анализ текста (решение заданий 22, 23 ЕГЭ). Обобщение и повторение изученного по теме «Части речи. Самостоятельные части речи». Обобщение и повторение по теме «Части речи. Служебные части речи». Комплексное повторение. 2.3.Содержание учебного предмета русский язык в 11 классе . Основные принципы русской пунктуации. Синтаксис как раздел грамматики. Предложение, словосочетание — основные единицы синтаксиса. Текст, его структура. Тема текста. Пунктуация. Принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ предложения. Повторение пройденного. Изучающее чтение; составление развернутого плана. Практическая работа: объяснение постановки знаков препинания. Работа по группам (ответы на вопросы и задания для повторения). Словосочетание. Определение. Строение словосочетаний: типы словосочетаний по степени слитности, по структуре, типы словосочетаний по главному слову, смысловые отношения, начальная форма словосочетаний, смысловая и грамматическая связи в словосочетании. — Фронтальная беседа-опрос по вопросам учителя. — Индивидуальная работа по карточкам. — Изучающее чтение, составление опорного конспекта, подготовка связного монологического высказывания на лингвистическую тему. — Формирование практических навыков синтаксического разбора словосочетания. Виды синтаксических связей. Сочинительная связь, ее признаки. Подчинительная связь, ее особенности. Порядок синтаксического разбора словосочетания. — Повторение теоретического материала. — Дифференцированное задание; повторение паронимов. — Задание на конструирование; попутное повторение: образование числительных. — Закрепление практических навыков, фонетический разбор слова. — Развитие речи: подберите пословицы и поговорки о слове, речи, языке. — Культура речи: вопросы и задания для повторения и обобщения. Предложение. Понятие о предложении. Классификация предложений. Предложение. Понятие предикативности, средства выражения предикативности. Простые и сложные предложения. — Актуализация знаний, имеющихся у учащихся. — Ознакомительное чтение учебного материала. — Информирующая лекция учителя. — Выполнение тренировочных упражнений: закрепление навыков разборов (фонетического, морфемного, морфологического). — Пунктуационный анализ предложений. — Работа с текстом. Простые предложения. Виды предложений по цели высказывания; виды предложений по эмоциональной окраске; предложения утвердительные и отрицательные. — Проверка домашнего задания: составление связного монологического высказывания на лингвистическую тему; дифференцированное задание по вариантам. — Самостоятельная работа с учебником, составление сложного плана теоретического материала. — Выполнение тренировочных упражнений: комментированное письмо, практические разборы. — Повторение орфографии, формирование навыков пунктуационного разбора. — Упражнение на конструирование. Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Подлежащее, способы его выражения, группа подлежащего в предложении. Сказуемое, типы сказуемых, способы выражения сказуемых; группа сказуемого в предложении. — Актуализация знаний, имеющихся у учащихся. — Изучающее чтение теоретической части учебника. — Дополняющая лекция учителя. — Сообщения учеников. — Тренировочные упражнения. — Анализ структуры и значение отдельных предложений. — Пунктуационный разбор предложений. Работа с текстом. — Повторение: грамматические разборы разных видов (по усмотрению учителя). — Закрепление орфографических навыков: объяснительный диктант. Двусоставные и односоставные предложения. Грамматическая основа предложения; виды предложений в зависимости от состава грамматической основы. Предложения двусоставные и односоставные. Типы односоставных предложений. — Самостоятельная работа с учебником: изучающее чтение учебника; составление опорного плана-конспекта учебно-научного текста; работа по группам с консультантами. — Тренировочные упражнения: распределительное письмо. — Закрепление правописных навыков: диктант с последующей самопроверкой. Тире между подлежащим и сказуемым. Случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым; случаи отсутствия тире между подлежащим и сказуемым. — Самостоятельная проверочная работа по домашнему заданию. — Мотивированное слово учителя, разъясняющее сущность правописного затруднения. — Изучающее чтение учебного материала, составление схемы-алгоритма решения пунктуационной задачи. — Тренировочные упражнения на закрепление правописных навыков. Распространенные и нераспространенные предложения. Предложения распространенные. Предложения нераспространенные. Второстепенные члены предложения. Определения. Характеристика определений. Приложения. Способы выражения. Дополнения. Характеристика определений. Способы выражения. Обстоятельства. Характеристика обстоятельств. Способы выражения. — Самостоятельная проверочная работа по домашнему заданию. — Изучающее чтение учебного параграфа — Работа по группам. — Тренировочные упражнения— распределительное письмо, упражнение на конструирование, работа с текстом: закрепление правописных навыков, закрепление навыков анализа текста, закрепление навыков морфологического разбора слов различных частей речи. Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении. Характеристика предложений с точки зрения полноты структуры: полные и неполные предложения. Случаи постановки тире в неполном предложении. — Изучающее чтение статьи учебника. — Выполнение тренировочных упражнений учебника. — Комментированное письмо, объяснительное письмо. — Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой. Соединительное тире. Интонационное тире. Соединительное тире. Случаи постановки соединительного тире. Интонационное тире. Случаи постановки интонационного тире. — Проверка домашнего задания: теоретический опрос (фронтальная работа). — Самостоятельная проверочная работа по вариантам. — Изучающее чтение материалов учебника — Выполнение тренировочных упражнений. — Обучение работе по алгоритму. — Выборочно-аналитическая работа с текстами литературных произведений. — Лингвистический анализ текста (включая пунктуационный разбор) стихотворения М. Цветаевой — Выразительное чтение стихотворения А. Блока. Интонирование знаков препинания. Простое осложненное предложение. Синтаксический разбор простого предложения. Синтаксические осложнители состава простого предложения. Порядок разбора простого предложения. — Знакомство с теоретическим материалом учебника. — Выполнение тренировочных упражнений учебника. — Распределительное письмо. — Закрепление навыков синтаксического разбора простого предложения. Предложения с однородными членами предложения. Знаки препинания в предложении с однородными членами. Однородные члены предложения. Синтаксические единицы, не являющиеся однородными членами предложения. Средства выражения однородности. Запятая, точка с запятой, тире при однородных членах предложения. — Актуализация знаний, уже известных учащимся. — Изучающее чтение материалов учебника — Попутное повторение (виды синтаксических связей, функции знаков препинания). — Выполнение тренировочных упражнений. — Упражнения на формирование навыков характеристики синтаксических единиц. — Упражнения на закрепление правописных навыков. — Самостоятельная работа с последующей самопроверкой. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Признаки однородности определений, запятая при однородных определениях. Признаки неоднородных определений. Отсутствие запятой при неоднородных определениях. — Проверка домашнего задания: самостоятельная работа по вариантам с последующей взаимопроверкой. — Тренировочные упражнения: комментированное письмо, объяснительное письмо. — Развитие речи — упражнения на конструирование, с объяснением особенностей значения получившихся синтаксических конструкций. — Закрепление орфографических умений и навыков. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. Приложения. Признаки однородности приложений. Запятая при однородных приложениях. Признаки неоднородных приложений. Отсутствие запятой при неоднородных приложениях. — Самостоятельная работа по вариантам. — Изучающее чтение материалов учебника. — Выполнение тренировочных упражнений: комментированное письмо; индивидуальная работа по карточкам; выполнение разных видов грамматических разборов. — Развитие речи: составление предложений по предложенным схемам. Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. Правила постановки запятой при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. — Проверка домашнего задания: самостоятельная работа по вариантам с последующей взаимопроверкой. — Изучающее чтение материалов учебника , составление схемы-алгоритма решения правописной задачи. — Выполнение тренировочных упражнений. Аналитическая работа: дать характеристику представленных в предложении союзов. Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися союзами; знаки препинания в случае употребления парных союзов. — Изучающее чтение материала учебника — Фронтальный опрос-беседа по вопросам учителя на уточнение первичного понимания теоретических сведений. — Составление плана-схемы решения пунктуационной задачи. — Тренировочные упражнения. — Комментированное письмо. — Составление схемы предложений. — Самостоятельная работа с последующей самопроверкой. — Комплексная работа с текстом: объяснение орфограмм и знаков препинания; анализ текстовых особенностей фрагмента; творческое задание. Обобщающие слова при однородных членах. Обобщающие слова. Знаки препинания при обобщающих словах: двоеточие, тире. — Изучающее чтение материалов учебника — Составление схем постановки знаков препинания при обобщающих словах. — Тренировочные упражнения: комментированное письмо; конструирование предложения по схемам, комплексная работа с текстом. Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособление. Обособление согласованных определений. Обособление несогласованных определений. — Изучающее чтение материалов учебника — Обобщающая беседа-опрос с опорой на материал учебника. — Составление алгоритма решения пунктуационной задачи. — Выполнение тренировочных упражнений: комментированное письмо; распределительное письмо; дифференцированное задание по вариантам; выполнение заданий на конструирование; комплексный анализ текста; творческая работа; самостоятельная работа с последующей самопроверкой. Обособление приложений. Условия обособления приложений. Запятая при обособленных приложениях, тире при обособленных приложениях. — Проверка домашнего задания: теоретический опрос, индивидуальные задания по карточкам; самостоятельная работа. — Знакомство с теоретическим материалом учебника — Тренировочные упражнения: комментированное письмо, распределительное письмо, самостоятельная работа с последующей самопроверкой; работа с графическими схемами. Обособленные обстоятельства. Знаки препинания при обособленных обстоятельствах, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами. Знаки препинания при обособлении обстоятельств, выраженных другими частями речи. — Проверка домашнего задания: теоретический опрос, индивидуальная работа по карточкам, самостоятельная работа с последующей самопроверкой. — Знакомство с теоретическим материалом учебника опрос-беседа на первичное понимание пунктуационных правил с опорой на содержание параграфа. — Выполнение тренировочных упражнений: комментированное письмо; графический анализ предложений. — Пунктуационный и синтаксический разбор предложений. Обособление дополнений. Условия обособления дополнений. — Проверка домашнего задания: теоретический опрос, проверочный диктант. — Знакомство с теоретическим материалом — Выполнение тренировочных упражнений. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения. Обособление уточняющих членов предложения. Обособление пояснительных членов предложения. Знаки препинания при присоединительных членах предложения. — Знакомство с теоретическим материалом учебника. — Выполнение тренировочных упражнений: комментированное письмо; пунктуационный и синтаксический разбор; упражнение на конструирование. Знаки препинания при сравнительном обороте. Сравнительный оборот. Способы присоединения сравнительного оборота. Знаки препинания при сравнительном обороте. — Изучающее чтение материалов учебника. — Тренировочные упражнения: отработка постановки знаков препинания при сравнительных оборотах с союзом как. — Комментированное письмо; объяснительный диктант. — Упражнение на конструирование: создание предложений со сравнительными оборотами. — Повторение морфологических разборов слов различных частей речи. — Сочинение-миниатюра. Знаки препинания при обращениях. Обращение. Способ выражения обращения. Место обращения в предложении. Знаки препинания при обращении. Запятая при обращении, восклицательный знак при обращении. Частица «о» перед обращением. Риторическое обращение. Обращение и олицетворение. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Понятие вводных слов. Основные группы вводных слов по значению. Знаки препинания при вводных словах. Знаки препинания при стечении вводных слов. Вводное слово в начале или конце обособленного оборота. Слова, не являющиеся вводными. Особенности функционирования слов: наконец, однако, значит. — Проверка домашнего задания: теоретический опрос, индивидуальные задания по карточкам, самостоятельная работа с последующей самопроверкой. — Изучающее чтение материала учебника — Выполнение тренировочных упражнений: распределительное письмо; объяснительное письмо; комментированное письмо; самостоятельная работа с последующей самопроверкой. Знаки препинания при вставных конструкциях. Вставные конструкции. Скобки и тире при вставных конструкциях. Разделяющие знаки конца предложения при вставных конструкциях. — Проверка домашнего задания: теоретический опрос (фронтальная беседа), индивидуальные задания по карточкам, проверочный диктант с графическим обозначением орфограмм и пунктограмм. — Самостоятельная работа с теоретическим материалом . — Выполнение тренировочных упражнений: объяснительное письмо; комментированное письмо; самостоятельная работа с последующей самопроверкой. Междометия. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова. Междометия. Знаки препинания при междометиях: запятая, восклицательный знак. Междометия и частицы, служащие для выражения усилительного значения. Знаки препинания при утвердительных, отрицательных словах; при вопросительновосклицательных словах. — Повторение морфологии, морфологический разбор слов различных частей речи. — Знакомство с теоретическим материалом — Тренировочные упражнения. — Знакомство с теоретическим материалом — Тренировочные упражнения. — Обобщающие тренировочные упражнения. Повторение и обобщение. Работа по группам: повторение теоретического материала (по вопросам и заданиям для повторения). Выполнение тренировочных обобщающих упражнений из раздела «Повторительные упражнения». Сложное предложение. Понятие о сложном предложении. Сложное предложение. Средства связи частей сложного предложения. Союзные и бессоюзные сложные предложения. Союзные предложения: сложносочиненные и сложноподчиненные. Группы сложносочиненных предложений. Группы сложноподчиненных предложений. Группы бессоюзных сложных предложений. — Актуализация знаний, имеющихся у учащихся (фронтальная беседа-опрос по вопросам учителя). — Самостоятельная работа с учебником — Выполнение тренировочных упражнений. — Распределительное письмо. — Комментированное письмо. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Условия постановки запятой в сложносочиненном предложении. Отсутствие запятой между частями сложносочиненного предложения. Точка с запятой между частями сложносочиненного предложения. Тире между частями сложносочиненного предложения. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения. — Актуализация знаний, известных учащимся (фронтальная беседа-опрос по вопросам учителя). — Изучающее чтение материалов учебника , составление опорного конспекта. — Сообщение учащихся об основных группах сложносочиненных предложений. — Выполнение тренировочных упражнений, закрепление навыков синтаксического разбора сложносочиненного предложения; закрепление навыков пунктуационного разбора предложения; особенности интонирования синтаксических конструкций — выразительное чтение стихотворного текста, самостоятельная работа с последующей самопроверкой. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. Сложноподчиненное предложение. Главная и придаточная части сложноподчиненного предложения. Типы придаточных. Место придаточной части по отношению к главной. Запятая в сложноподчиненном предложении; двоеточие в сложноподчиненном предложении. Тире в сложноподчиненном предложении. Придаточная часть и синтаксически устойчивое сочетание. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения. — Проверка домашнего задания: дифференцированный опрос. — Актуализация знаний, имеющихся у учащихся (структурированная беседа-опрос). — Самостоятельная работа с учебником — Выполнение тренировочных упражнений: закрепление навыков синтаксического разбора сложноподчиненных предложений; объяснительное письмо. — Проверочный диктант с последующей самопроверкой. — Создание связного монологического высказывания в письменной форме. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Сложноподчиненное предложение. Главная и придаточная части. Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными. Запятая между частями сложного предложения. Отсутствие запятой между частями сложного предложения. Точка с запятой между однородными придаточными. Сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением, с однородным соподчинением, с неоднородным соподчинением. — Проверка домашнего задания: связное монологическое высказывание на лингвистическую тему; индивидуальное задание по карточкам; дифференцированная работа по вариантам. — Самостоятельная работа с учебником — Знакомство с образцом синтаксического разбора сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными. — Тренировочные упражнения: комментированное письмо; объяснительное письмо; дифференцированные задания по вариантам с учетом уровня усвоения учебного материала. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзное сложное предложение. Запятая, точка с запятой в бессоюзном сложном предложении; двоеточие в бессоюзном сложном предложении; тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения. — Самостоятельная работа с теоретическим материалом (§ 98). — Выполнение тренировочных упражнений: объяснительное письмо; работа с материалом для наблюдения; дифференцированное задание. — Развитие речи — создание текста-миниатюры на заданную тему. Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи. Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи. Структурная схема сложного предложения с разными видами связи. Пунктуационный разбор предложения. Синтаксический разбор сложного предложения с разными видами связи. — Проверка домашнего задания (теоретический опрос-беседа по вопросам учителя; индивидуальные карточки-задания, самостоятельная работа по вариантам с последующей самопроверкой). — Тренировочные упражнения: комментированное письмо; объяснительное письмо; выполнение синтаксического разбора предложений; конструирование предложений; работа со словарем. Период. Знаки препинания в периоде. Период. Строение периода. Выразительные возможности периода. Повторение темы «Сложное предложение». — Проверка домашнего задания: теоретический опрос (фронтальная беседа-опрос по вопросам учителя), индивидуальная работа по карточкам. — Знакомство с теоретическим материалом ; чтение текста для наблюдения. — Отработка интонационной выразительной речи. — Практическая работа: поиск примеров периодов в художественной литературе. — Выполнение обобщающих упражнений. — Групповая работа по вопросам и заданиям для повторения. Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Способы передачи чужой речи: прямая речь, косвенная речь, несобственно-прямая речь. Прямая речь. Прямая речь и слова автора. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. — Актуализация знаний, известных учащимся (структурированная беседа-опрос по вопросам учителя). — Изучающее чтение материалов учебника; составление схем-алгоритмов постановки знаков препинания при прямой речи. — Тренировочные упражнения: объяснительное письмо; упражнения на конструирование; комментированное письмо; самостоятельная работа с последующей самопроверкой; лингвистический анализ текста. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах. Диалог. Реплики диалога. Пунктуационное оформление реплик диалога. Цитаты. Разные способы оформления цитат. — Проверка домашнего задания (индивидуальный опрос теоретического материала; практическая работа по карточкам). — Самостоятельная работа с учебником. — Тренировочные упражнения: самостоятельная работа с последующей самопроверкой; упражнение на конструирование, работа с текстом художественного произведения. Сочетание знаков препинания. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания. — Мотивированное слово учителя, разъяснение пунктуационного затруднения. — Изучающее чтение учебника — Составление алгоритма решения пунктуационной задачи. — Тренировочные упражнения: комплексный анализ текста; комментированное письмо. Факультативные знаки препинания. Собственно факультативные знаки препинания; альтернативные знаки препинания, вариативные знаки препинания. — Проверка домашнего задания (индивидуальная работа по карточкам; самостоятельная работа по вариантам). — Знакомство с теоретическим материалом учебника. — Тренировочные упражнения: объяснительное письмо, комментарий текстов для наблюдения; отработка навыков верного интонирования текстов художественных произведений; закрепление навыков орфографического и пунктуационного разбора. Авторская пунктуация. Эмоционально-экспрессивные возможности знаков препинания. Авторская пунктуация и индивидуальный стиль писателя. — Проверка домашнего задания (индивидуальная работа по карточкам, монологическое высказывание на лингвистическую тему). — Изучающее чтение — Работа с материалами для наблюдения (выразительное чтение художественных текстов). — Пунктуационный анализ текстов, стилистические возможности знаков препинания. — Сопоставительный анализ текстов. Культура речи. Язык и речь. Правильность русской речи. Язык и речь. Культура речи. Две стороны культуры речи. Нормы литературного языка. Основные признаки нормы. Речевая ошибка. — Изучающее чтение — Составление тезисов. — Ответы на вопросы к параграфу. — Составление плана-конспекта — Анализ материалов для наблюдения. — Выполнение упражнений на закрепление орфографических и пунктуационных навыков. О качествах хорошей речи. — Ознакомительное чтение — Аналитическое чтение материалов для наблюдения — Составление конспекта, тезисов, развернутого плана текстов (по выбору учителя и учащихся). — Аналитическая беседа по вопросам и заданиям для повторения. — Выполнение упражнений на закрепление правописных навыков. — Создание творческой работы на заданную тему. Функциональные стили. Стилистика. Стиль. Функциональный стиль. Классификация функциональных стилей. — Изучающее чтение материалов учебника. — Актуализация знаний, имеющихся у учащихся (беседа-опрос по вопросам учителя). — Анализ текстов для наблюдения. — Комментированное письмо: объяснение орфограмм и пунктограмм в предложениях, данных для анализа. Научный стиль. Научный стиль, жанры. Термины. — Изучающее чтение — Составление плана-конспекта текста. — Анализ материалов для наблюдений. — Аналитическая работа, составление опорной схемы, подготовка устного монологического высказывания на лингвистическую тему. — Повторение правил цитирования. Официально-деловой стиль. Официально-деловой стиль, признаки, жанры. Канцеляризмы. — Изучение материалов для наблюдения. — Закрепление практических навыков: составление деловых бумаг (доверенность, заявление, автобиография). Публицистический стиль. Публицистический стиль, признаки стиля, жанры публицистического стиля. — Изучающее чтение. — Анализ материалов для наблюдения, подготовка к диктанту «Русский язык и мы». — Практическая работа: определение признаков, характерных для публицистического стиля в газетной публикации. — Обобщение и повторение темы по вопросам и заданиям для повторения. Разговорный стиль. Особенности литературно-художественной речи. — Изучающее чтение — Практическая работа (анализ образцов текстов по выбору учителя и учащихся) — дифференцированное задание по группам. 3.1.Тематическое планирование уроков русского языка в 10 классе (базовый уровень) Тема Слово о русском языке Лексика. Фразеология. Лексикография Фонетика. Графика. Орфоэпия Колво часов 1 7 3 Морфемика и словообразование 3 Морфология и орфография 56 3.2.Тематическое планирование уроков русского языка в 10 классе (профильный уровень) Тема Кол-во часов 1ч 17 ч 5 ч. 12 ч 100 ч 5 ч. Слово о русском языке Лексика. Фразеология. Лексикография Фонетика. Графика. Орфоэпия Морфемика и словообразование Морфология и орфография Повторение изученного 3.3.Тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе № Разделы Количество часов 1 Вводный урок 1 2 Словосочетание 8 3 Простое неосложненное предложение 21 4 Простое осложненное предложение 37 5 Сложное предложение 34 6 Предложения с чужой речью 11 7 Употребление знаков препинания 8 8 Культура речи 6 9 Стилистика 10