Рабочая программа по родномй языку 10-11 класс

02-04
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Школа №128 городского округа город Уфа Республики Башкортостан
«РАССМОТРЕНО»
Методическим объединением
учителей
Руководитель ШМО
___________Арсеньева Н.В.
(Протокол № 1
от «25»августа 2019г.)

«СОГЛАСОВАНО»
Методическим советом
Председатель МС
Фомина Л.Н.
(Протокол № 1 от «26» августа
2019г.)

«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ______Ю.В. Малышева
Приказ № 373 от 27.09.2019г.

Рабочая программа
родной (русский) язык

учебного предмета:
уровень общего образования: среднее общее образование
срок реализации: 2 года

Составитель/разработчик:
Арсеньева Н.В.,
учитель русского языка и
литературы
высшей категории

г. Уфа-2019 г.

1.1.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ ПО
РОДНОМУ (РУССКОМУ) ЯЗЫКУ В 10 КЛАССЕ (БАЗОВЫЙ
УРОВЕНЬ)

Обучающиеся должны знать:
• функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли
старославянского языка в развитии русского языка, формах существования
русского национального языка, литературном языке и его признаках;
• системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;
• понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм
русского литературного языка;
• компоненты речевой ситуации, основные условия эффективности речевого
общения;
• основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и
письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой,
социально-культурной и деловой сферах общения;
должны уметь:
• проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и
фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;
• разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения
языковой нормы
• проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических,
разговорных и художественных текстов
• оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового
оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
• извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных
текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе
представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
• создавать устные и письменные высказывания различных типов и жанров в
социально-культурной, учебно-научной и деловой сферах общения; редактировать
собственный текст;
• применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические,
грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать
в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;
• применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы
современного русского литературного языка;
• соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в
том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
• владеть основными приемами информационной переработки устного и
письменного текста;
владеть компетенциями: коммуникативной, языковедческой, культуроведческой;
способны решать следующие жизненно-практические задачи:
• осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности
народа; приобщение к ценностям национальной и мировой культуры;
• углубление лингвистических знаний, расширение кругозора в области
филологических наук;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной
деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях
человеческой деятельности;
• увеличение словарного запаса; расширение круга используемых языковых и
речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе
наблюдения за собственной речью;
• совершенствование коммуникативных способностей; развитие готовности к

•

•
•

речевому взаимодействию, межличностному и культурному общению,
сотрудничеству;
увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение
круга используемых языковых и речевых средств; совершенствование способности
к самооценке через наблюдение за собственной речью;
удовлетворение познавательных интересов в области гуманитарных наук;
самообразование и активное участие в производственной, культурной и
общественной жизни государства.

1.2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ ПО
РОДНОМУ (РУССКОМУ) ЯЗЫКУ В 10 КЛАССЕ (ПРОФИЛЬНЫЙ
УРОВЕНЬ)
Обучающиеся должны знать:
• функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли
старославянского языка в развитии русского языка, формах существования
русского национального языка, литературном языке и его признаках;
• системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;
• понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм
русского литературного языка;
• компоненты речевой ситуации, основные условия эффективности речевого
общения;
• основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и
письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой,
социально-культурной и деловой сферах общения;
должны уметь:
• проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и
фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;
• разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения
языковой нормы
• проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических,
разговорных и художественных текстов
• оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового
оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
• извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных
текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе
представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
• создавать устные и письменные высказывания различных типов и жанров в
социально-культурной, учебно-научной и деловой сферах общения; редактировать
собственный текст;
• применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические,
грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать
в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;
• применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы
современного русского литературного языка;
• соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в
том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
• владеть основными приемами информационной переработки устного и

письменного текста;
владеть компетенциями: коммуникативной, языковедческой, культуроведческой;
способны решать следующие жизненно-практические задачи:
• осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности
народа; приобщение к ценностям национальной и мировой культуры;
• углубление лингвистических знаний, расширение кругозора в области
филологических наук;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной
деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях
человеческой деятельности;
• увеличение словарного запаса; расширение круга используемых языковых и
речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе
наблюдения за собственной речью;
• совершенствование коммуникативных способностей; развитие готовности к
речевому взаимодействию, межличностному и культурному общению,
сотрудничеству;
• увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение
круга используемых языковых и речевых средств; совершенствование способности
к самооценке через наблюдение за собственной речью;
• удовлетворение познавательных интересов в области гуманитарных наук;
• самообразование и активное участие в производственной, культурной и
общественной жизни государства.

1.2.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ ПО
РОДНОМУ (РУССКОМУ) ЯЗЫКУ В 11КЛАССЕ

В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать
• функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка
в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;
• системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;
• понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского
литературного языка;
• компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;
• основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным
текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и
деловойсферах общения;
уметь
• проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов,
допускающих неоднозначную интерпретацию;
• разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения
языковой нормы;
• проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических,
разговорных и художественных текстов;
• оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления,
эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

• объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других
народов;
аудирование и чтение
• использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительнореферативное и др.) в зависимости отков: учебно-научных текстов, справочной литературы,
средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на
различных информационных носителях;
• владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного
текста;
говорение и письмо
• создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания
различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале
изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный
текст;
• применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические,
грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в
собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;
• применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного
русского литературного языка;
• соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том
числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
• осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
• углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области филологических
наук и получения высшего филологического образования;
• совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому
взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
• увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширения круга
используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке
через наблюдение за собственной речью; развития интеллектуальных и творческих
способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для
самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
• удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных наук;
• самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной
жизни государства.

2.1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА РОДНОЙ (РУССКИЙ)
ЯЗЫК В 10 КЛАССЕ (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
Общие сведения о языке
Функции языка
Язык и речь
Язык, речь и слово. Термины язык, речь и слово.
Русский язык в современном мире
Русский язык – государственный язык Российской Федерации. Русский язык как
национальный язык русского народа. Русский язык как средство межнационального
общения в Российской Федерации. Русский язык среди других языков мира. Русистика на
современном этапе.
Русский язык – один из богатейших языков мира
Состав современного русского языка
Общенародная лексика. Ненормированная лексика. Литературная лексика, ограниченная

нормами литературного языка.
Текст
Понятие о тексте. Способы выражения темы. Заглавие. Способы выражения темы. Начало
и конец текста. Повествовательные, вопросительные, побудительные и указательные
предложения. Именительный представления. Способы выражения темы. Ключевые слова.
Синтаксис текста. Предложение в составе текста. Количество и характер предложений в
тексте. Способы связи предложений в тексте. Цепная связь. Способы связи предложений в
тексте. Параллельная связь. Средства связи частей текста. Лексический повтор. Средства
связи частей текста. Однокоренные слова. Средства связи частей текста. Местоименные
слова. Средства связи частей текста. Союзы и частицы-союзы.
Типы речи
Повествование. Описание. Рассуждение. Особенности текстов-рассуждений в
художественной речи.
Признаки текста-рассуждения.
Устная и письменная формы речи
Русский литературный язык и его нормы .
Орфоэпические нормы. Лексические нормы. Морфологические нормы. Синтаксические
нормы. Изменение норм литературного языка.

2.2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА РОДНОЙ (РУССКИЙ)
ЯЗЫК В 10 КЛАССЕ (ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ)
Общие сведения о языке – 16 ч.
Функции языка
Язык и речь
Язык, речь и слово. Термины язык, речь и слово.
Русский язык в современном мире
Русский язык – государственный язык Российской Федерации. Русский язык как
национальный язык русского народа. Русский язык как средство межнационального
общения в Российской Федерации. Русский язык среди других языков мира. Русистика на
современном этапе.
Русский язык – один из богатейших языков мира – 54 ч.
Состав современного русского языка –
Общенародная лексика. Ненормированная лексика. Литературная лексика, ограниченная
нормами литературного языка.
Текст
Понятие о тексте. Способы выражения темы. Заглавие. Способы выражения темы. Начало
и конец текста. Повествовательные, вопросительные, побудительные и указательные
предложения. Именительный представления. Способы выражения темы. Ключевые слова.
Синтаксис текста. Предложение в составе текста. Количество и характер предложений в
тексте. Способы связи предложений в тексте. Цепная связь. Способы связи предложений в
тексте. Параллельная связь. Средства связи частей текста. Лексический повтор. Средства
связи частей текста. Однокоренные слова. Средства связи частей текста. Местоименные
слова. Средства связи частей текста. Союзы и частицы-союзы.
Типы речи
Повествование. Описание. Рассуждение. Особенности текстов-рассуждений в
художественной речи.

Признаки текста-рассуждения.
Устная и письменная формы речи
Русский литературный язык и его нормы.
Орфоэпические нормы. Лексические нормы. Морфологические нормы. Синтаксические
нормы. Изменение норм литературного языка.

2.3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА РОДНОЙ (РУССКИЙ)
ЯЗЫК В 11 КЛАССЕ
Стили русского литературного языка
Понятие о стиле. Научный стиль Разговорный стиль Деловой стиль
Публицистический стиль Художественный стиль
Синонимика русского языка
Лексические синонимы Морфемные синонимы Морфологические синонимы
Синтаксические синонимы
Культура речи
Качества хорошей речи. Содержательность, точность, логичность и правильность
Выразительность, эмоциональность и чистота речи
Роль А.С. Пушкина в истории русского литературного языка
Предшественники А.С.Пушкина. А. С. Пушкин – создатель русского литературного
языка
Источники расширения словарного состава современного русского языка
Словообразование. Появление у слов новых лексических значений
Лексика пассивного словарного фонда. Использование историзмов и архаизмов
Термины науки. Религиозная лексика Периферийная лексика Просторечие Диалектизмы
Профессионализмы Жаргонизмы Заимствования
Принципы русского правописания
Фонетический принцип графики. Морфемный, морфологический и традиционный
(исторический) принципы орфографии. Дифференцирующие и другие написания.
Структурный (формальный) и семантический (смысловой) принципы пунктуации.
Знаки препинания и интонация. Авторские знаки.
Повторение изученного
Систематизация знаний по родному (русскому)русскому языку.
Фонетика. Лексикология. Морфемика. Морфология. Синтаксис. Роль единиц указанных
разделов в построении текстов разных стилей и жанров.
Систематизация орфограмм в соответствии с принципами орфографии. Блоковый
характер орфографических и пунктуационных правил как средство преодоления дробности
частных правил. Закрепление навыков грамотного письма (обобщающие задания).
Совершенствование устной речи.

3.1.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РОДНОМУ
(РУССКОМУ) ЯЗЫКУ
В 10 КЛАССЕ (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)

Тема

Кол-во
часов

Общие сведения о языке
Русский язык – один из богатейших языков мира

3.2.

8ч
27 ч

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РОДНОМУ
(РУССКОМУ) ЯЗЫКУ
В 10 КЛАССЕ (ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ)

Тема

Кол-во
часов
16 ч

Общие сведения о языке
Русский язык – один из богатейших языков мира

3.3.

54 ч.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РОДНОМУ
(РУССКОМУ) ЯЗЫКУ
В 11 КЛАССЕ

№

Разделы

Количество
часов

1

Стили русского литературного языка

12

2

Синонимика русского языка

6

3

Культура речи

6

4

Роль А.С. Пушкина в истории русского литературного языка

6

5

Источники расширения словарного состава современного 20
русского языка

6

Принципы русского правописания

9

7

Повторение изученного

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».