02-04 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Школа №128 городского округа город Уфа Республики Башкортостан «РАССМОТРЕНО» Методическим объединением учителей Руководитель ШМО ___________Арсеньева Н.В. (Протокол № 1 от «25»августа 2019г.) «СОГЛАСОВАНО» Методическим советом Председатель МС Фомина Л.Н. (Протокол № 1 от «26» августа 2019г.) «УТВЕРЖДАЮ» Директор ______Ю.В. Малышева Приказ № 373 от 27.09.2019г. Рабочая программа родной (русский) язык учебного предмета: уровень общего образования: среднее общее образование срок реализации: 2 года Составитель/разработчик: Арсеньева Н.В., учитель русского языка и литературы высшей категории г. Уфа-2019 г. 1.1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ ПО РОДНОМУ (РУССКОМУ) ЯЗЫКУ В 10 КЛАССЕ (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ) Обучающиеся должны знать: • функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках; • системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц; • понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка; • компоненты речевой ситуации, основные условия эффективности речевого общения; • основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения; должны уметь: • проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию; • разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы • проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов • оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях; • создавать устные и письменные высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной и деловой сферах общения; редактировать собственный текст; • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка; • применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; • владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста; владеть компетенциями: коммуникативной, языковедческой, культуроведческой; способны решать следующие жизненно-практические задачи: • осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщение к ценностям национальной и мировой культуры; • углубление лингвистических знаний, расширение кругозора в области филологических наук; • развитие интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности; • увеличение словарного запаса; расширение круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; • совершенствование коммуникативных способностей; развитие готовности к • • • речевому взаимодействию, межличностному и культурному общению, сотрудничеству; увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств; совершенствование способности к самооценке через наблюдение за собственной речью; удовлетворение познавательных интересов в области гуманитарных наук; самообразование и активное участие в производственной, культурной и общественной жизни государства. 1.2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ ПО РОДНОМУ (РУССКОМУ) ЯЗЫКУ В 10 КЛАССЕ (ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ) Обучающиеся должны знать: • функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках; • системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц; • понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка; • компоненты речевой ситуации, основные условия эффективности речевого общения; • основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения; должны уметь: • проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию; • разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы • проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов • оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях; • создавать устные и письменные высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной и деловой сферах общения; редактировать собственный текст; • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка; • применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; • владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста; владеть компетенциями: коммуникативной, языковедческой, культуроведческой; способны решать следующие жизненно-практические задачи: • осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщение к ценностям национальной и мировой культуры; • углубление лингвистических знаний, расширение кругозора в области филологических наук; • развитие интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности; • увеличение словарного запаса; расширение круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; • совершенствование коммуникативных способностей; развитие готовности к речевому взаимодействию, межличностному и культурному общению, сотрудничеству; • увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств; совершенствование способности к самооценке через наблюдение за собственной речью; • удовлетворение познавательных интересов в области гуманитарных наук; • самообразование и активное участие в производственной, культурной и общественной жизни государства. 1.2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ ПО РОДНОМУ (РУССКОМУ) ЯЗЫКУ В 11КЛАССЕ В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать • функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках; • системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц; • понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка; • компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения; • основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловойсферах общения; уметь • проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию; • разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы; • проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов; • оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; • объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов; аудирование и чтение • использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительнореферативное и др.) в зависимости отков: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях; • владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста; говорение и письмо • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст; • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка; • применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры; • углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области филологических наук и получения высшего филологического образования; • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству; • увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке через наблюдение за собственной речью; развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности; • удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных наук; • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства. 2.1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК В 10 КЛАССЕ (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ) Общие сведения о языке Функции языка Язык и речь Язык, речь и слово. Термины язык, речь и слово. Русский язык в современном мире Русский язык – государственный язык Российской Федерации. Русский язык как национальный язык русского народа. Русский язык как средство межнационального общения в Российской Федерации. Русский язык среди других языков мира. Русистика на современном этапе. Русский язык – один из богатейших языков мира Состав современного русского языка Общенародная лексика. Ненормированная лексика. Литературная лексика, ограниченная нормами литературного языка. Текст Понятие о тексте. Способы выражения темы. Заглавие. Способы выражения темы. Начало и конец текста. Повествовательные, вопросительные, побудительные и указательные предложения. Именительный представления. Способы выражения темы. Ключевые слова. Синтаксис текста. Предложение в составе текста. Количество и характер предложений в тексте. Способы связи предложений в тексте. Цепная связь. Способы связи предложений в тексте. Параллельная связь. Средства связи частей текста. Лексический повтор. Средства связи частей текста. Однокоренные слова. Средства связи частей текста. Местоименные слова. Средства связи частей текста. Союзы и частицы-союзы. Типы речи Повествование. Описание. Рассуждение. Особенности текстов-рассуждений в художественной речи. Признаки текста-рассуждения. Устная и письменная формы речи Русский литературный язык и его нормы . Орфоэпические нормы. Лексические нормы. Морфологические нормы. Синтаксические нормы. Изменение норм литературного языка. 2.2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК В 10 КЛАССЕ (ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ) Общие сведения о языке – 16 ч. Функции языка Язык и речь Язык, речь и слово. Термины язык, речь и слово. Русский язык в современном мире Русский язык – государственный язык Российской Федерации. Русский язык как национальный язык русского народа. Русский язык как средство межнационального общения в Российской Федерации. Русский язык среди других языков мира. Русистика на современном этапе. Русский язык – один из богатейших языков мира – 54 ч. Состав современного русского языка – Общенародная лексика. Ненормированная лексика. Литературная лексика, ограниченная нормами литературного языка. Текст Понятие о тексте. Способы выражения темы. Заглавие. Способы выражения темы. Начало и конец текста. Повествовательные, вопросительные, побудительные и указательные предложения. Именительный представления. Способы выражения темы. Ключевые слова. Синтаксис текста. Предложение в составе текста. Количество и характер предложений в тексте. Способы связи предложений в тексте. Цепная связь. Способы связи предложений в тексте. Параллельная связь. Средства связи частей текста. Лексический повтор. Средства связи частей текста. Однокоренные слова. Средства связи частей текста. Местоименные слова. Средства связи частей текста. Союзы и частицы-союзы. Типы речи Повествование. Описание. Рассуждение. Особенности текстов-рассуждений в художественной речи. Признаки текста-рассуждения. Устная и письменная формы речи Русский литературный язык и его нормы. Орфоэпические нормы. Лексические нормы. Морфологические нормы. Синтаксические нормы. Изменение норм литературного языка. 2.3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК В 11 КЛАССЕ Стили русского литературного языка Понятие о стиле. Научный стиль Разговорный стиль Деловой стиль Публицистический стиль Художественный стиль Синонимика русского языка Лексические синонимы Морфемные синонимы Морфологические синонимы Синтаксические синонимы Культура речи Качества хорошей речи. Содержательность, точность, логичность и правильность Выразительность, эмоциональность и чистота речи Роль А.С. Пушкина в истории русского литературного языка Предшественники А.С.Пушкина. А. С. Пушкин – создатель русского литературного языка Источники расширения словарного состава современного русского языка Словообразование. Появление у слов новых лексических значений Лексика пассивного словарного фонда. Использование историзмов и архаизмов Термины науки. Религиозная лексика Периферийная лексика Просторечие Диалектизмы Профессионализмы Жаргонизмы Заимствования Принципы русского правописания Фонетический принцип графики. Морфемный, морфологический и традиционный (исторический) принципы орфографии. Дифференцирующие и другие написания. Структурный (формальный) и семантический (смысловой) принципы пунктуации. Знаки препинания и интонация. Авторские знаки. Повторение изученного Систематизация знаний по родному (русскому)русскому языку. Фонетика. Лексикология. Морфемика. Морфология. Синтаксис. Роль единиц указанных разделов в построении текстов разных стилей и жанров. Систематизация орфограмм в соответствии с принципами орфографии. Блоковый характер орфографических и пунктуационных правил как средство преодоления дробности частных правил. Закрепление навыков грамотного письма (обобщающие задания). Совершенствование устной речи. 3.1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РОДНОМУ (РУССКОМУ) ЯЗЫКУ В 10 КЛАССЕ (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ) Тема Кол-во часов Общие сведения о языке Русский язык – один из богатейших языков мира 3.2. 8ч 27 ч ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РОДНОМУ (РУССКОМУ) ЯЗЫКУ В 10 КЛАССЕ (ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ) Тема Кол-во часов 16 ч Общие сведения о языке Русский язык – один из богатейших языков мира 3.3. 54 ч. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РОДНОМУ (РУССКОМУ) ЯЗЫКУ В 11 КЛАССЕ № Разделы Количество часов 1 Стили русского литературного языка 12 2 Синонимика русского языка 6 3 Культура речи 6 4 Роль А.С. Пушкина в истории русского литературного языка 6 5 Источники расширения словарного состава современного 20 русского языка 6 Принципы русского правописания 9 7 Повторение изученного 9