РП фин.грамотность 11 кл. РП

02-04
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Школа №128 городского округа город Уфа Республики Башкортостан
«РАССМОТРЕНО»
Методическим
объединением учителей
Руководитель ШМО
Анисимова А.Ф.
(Протокол № 1
от «23»августа 2021 г.)

«СОГЛАСОВАНО»
Методическим советом
Председатель МС
Фомина Л.Н.
(Протокол № 1 от
«24»августа 2021г.)

«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ______Ю.В. Малышева
Приказ №347 от 25.08.2021г.

Рабочая программа
учебного предмета: ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ
уровень общего образования: среднее общее образование
срок реализации: 1 год
авторы учебников: Толкачёва С.В.

СОСТАВИТЕЛЬ/РАЗРАБОТЧИК:
Анисимова А.Ф.,
учитель истории и обществознания,
первой категории

г. Уфа-2021 г.
I. Планируемые результаты изучения предмета:

Изучение курса «Финансовая грамотность» в 11 классе должно обеспечить:
изучение теоретических основ научно-исследовательской деятельности;
- овладение приемами работы с неструктурированной информацией (сбор и
обработка, анализ, интерпретация и оценка достоверности, аннотирование,
реферирование, компиляция) и простыми формами анализа данных;
- обучение целеполаганию, планированию и контролю;
- формирование потребности к целенаправленному самообразованию;
- углубление, расширение и систематизация знаний в выбранной области
научного знания или вида деятельности;
- совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной
деятельности, профессионального самоопределения обучающихся.
- формирование навыков презентации результатов собственной деятельности;
- обучение методам творческого решения проектных задач;
- формирование умений представления отчётности в вариативных формах;
- отработать навыки публичного выступления, защиты своей работы перед
аудиторией;
- создание дополнительных условий для успешной социализации и ориентации
в мире профессий.
Личностные, предметные и метапредметные результаты:
Предметные результаты изучения предметной области "Общественные науки"
должны отражать:
Предметные результаты:
-понимания
и
грамотного
применения
финансовых
терминов;
-сравнительного
анализа
и
оценки
вариантов
взаимодействия
личности с государством, кредитными и страховыми
организациями, Пенсионным фондом РФ, налоговыми органами,
потенциальными инвесторами;
-изучения технологий предоставления финансовых услуг в
цифровом
мире
и
способов
их
применения;
-разработки
бизнес-плана по
созданию
собственного бизнеса в
форме стартапа и его защиты.
Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»
выпускниками средней школы проявляются в :
- организовывать процесс управления личными финансами с
помощью
цифровых
технологий;
- расставлять свои финансовые цели в соответствии с возможностями
и
приоритетами;
- оценивать варианты инвестирования и выбирать приемлемый;
- диагностировать действия организации как финансовой пирамиды;
2

представлять
образ
идеального
заёмщика
для
банка;
- взаимодействовать с государством путём создания личных кабинетов
на
сайтах,
предоставляющих
государственные
услуги;
- формулировать идею стартапа, понимать возможности финансирования (в зависимости от конкретных условий).метапредметные результаты
состоят
в
формировании
и
практическом использовании аналитического подхода к работе с финансовой
информацией.
Познавательные:
- освоение способов принятия финансовых решений в изменяющихся
условиях;
- организация сбора, обработки, анализа информации в цифровом
мире;
овладение
методами
сравнения,
обобщения,
классификации,
формулирования
выводов,
исходя
из
конкретной
финансовой
ситуации;
установление
причинно-следственных
связей,
логической
цепи
рассуждений,
доказательств
при
обосновании
выбора
варианта
действий;
- формулирование гипотезы и её обоснование по дискутируемой
теме.
Регулятивные:
- постановка цели действий в условиях решения конкретной финансовой
проблемы;
- прогнозирование рисков использования цифровых денег, изменения
их
стоимости,
функций,
видов;
- оценка преимущества применения цифровых технологий при достижении
финансовых
целей;
- контроль результатов использования, выбранного способа достижения
финансовых
целей;
- корректировка процесса достижения финансовой цели с учётом
влияния
различных
факторов;
- оценка результатов реализации принятого финансового решения.
Коммуникативные:
- инициирование сотрудничества в поиске и сборе финансовой
информации;
планирование,
определение
функций
и
способов
взаимодействия обучающихся в игровой форме при обсуждении возможностей
для
успешного
решения
финансовых
вопросов;
- выявление проблем развития финансового сектора в цифровом
мире;
- выявление черт сходства и различия, преимуществ и угроз в
конкретных
финансовых
ситуациях;
- участие в «Дебат-клубе» по финансовым вопросам, аргумента3

ция своей точки зрения, уважительное отношение к позиции оппонентов;
представление
результатов
анализа
определённой
финансовой
проблемы в форме доклада, сообщения с использованием возможностей ИКТ.
Личностными результатами выпускников средней школы, формируемыми
при изучении содержания курса «Финансовая крамотность», являются:
- осознания себя как участника финансовых ситуаций, требующих
принятия
ответственных
решений;
личной
оценки
действий
субъектов
финансовых
отношений;
- овладения навыками анализа финансовых отношений на основе
их
моделирования
в
виде
игровых
ситуаций;
- готовности пользоваться своими правами в финансовой сфере;
- готовности использовать возможности, существующие в цифровом мире, для принятия финансовых решений.

II. Содержание курса:
11 класс
Раздел 1. Введение (1 час).
Понятие «финансовая грамотность». Цели, задачи финансовой грамотности в
современном мире.
Раздел 2. Личность в мире будущего (4 часа).
Скорость жизни в цифровом мире. Возможные сценарии жизни.
Человеческий капитал. Инвестирование в себя. Роботизация.
4

Искусственный интеллект. Компетенции будущего. Hard skills и Soft skills.
Раздел 3. Деньги в цифровом мире (8 часов).
Деньги. Природа цифровых денег. Стоимость денег во времени.
Инфляция и дефляция. Волатильность. Банковские карты. Мобильный
и интернет-банк. Электронные деньги и кошельки. Телефонное мошенничество. Скимминг. Фишинг. Снифферинг.
Раздел 4. Моделирование личных финансов (5 часов).
Потребности и желания. Пирамида Маслоу. Первичные и вторичные потребности. Влияние рекламы. Финансовая цель. Активы и пассивы. Страхование рисков. Осознанные расходы. Источники дохода.
Правила составления финансового плана. Финансовая «подушка безопасности».
Раздел 5. Инструменты сбережения и инвестирования (3 часа).
Маховик сбережений. Активный и пассивный доход. Вклад в банке
(депозит). Простые и сложные проценты. Накопительный счёт. Гарантии государства. Система страхования вкладов. Инвестирование. Финансовые активы. Облигации. Акции. Государственные и корпоративные облигации. Производныe финансовыe инструменты. Опционы.
Фьючерсы. Квалифицированный инвестор. Брокер. Индивидуальный
инвестиционный счёт. Стратегия инвестирования. Доходность. Рыночные риски. Диверсификация инвестиционного портфеля. Принципы
финансовых пирамид в цифровом мире.
Раздел 6. Инструменты кредитования и заимствования (4 часа).
Кредит.
Кредитные
карты.
Карты
рассрочки.
Автокредитование.
Ипотека. Коммерческий банк. Микрофинансовые организации. Идеальный заёмщик. Кредитная история. Кредитный договор. Способы
погашения кредита. Банкротство физических лиц.
Раздел 7. Сотрудничество с государством (3 часа).
Коммуникация в цифровом мире. Идентификация. Паспорт гражданина.
Персональные
данные.
Традиционная
и
биометрическая
защита.
Единая система идентификации и аутентификации. Связь гражданина
с государством. Налоговая система. Налог на имущество. Кадастровая стоимость. Налог на доходы физических лиц. Транспортный налог. Социальная поддержка. Социальные услуги и льготы. Активный и
пенсионный возраст. Пенсионная система. Страховая и накопительная части пенсии. Новая пенсионная формула.
Раздел 8. Создайте свой стартап (4 часа).
Стартап. Идеи для стартапа. Команда для стартапа. Бизнес-план.
Бизнес-идея. Маркетинговая стратегия. Финансовый план. Особенности
реализации идей. Принятие решений в ситуации неопределённости.
5

Раздел 9. Заключение (1 час).
Итоговое повторение курса «Финансовая грамотность».

III. Тематическое планирование:
11 класс
№ п/п Название темы, раздела.
1
2
3
4
5
6
7

Раздел 1. Раздел 1. Введение.
Раздел 2. Личность в мире будущего.
Раздел 3. Деньги в цифровом мире.
Раздел 4. Моделирование личных финансов.
Раздел 5. Инструменты сбережения и

инвестирования.
Раздел 6.Инструменты кредитования и
заимствования.
Раздел 7.Сотрудничество с государством.

Количество
часов
1
4
8
5
3
4
3
6

8
9
10

Раздел 8.Создайте свой стартап.

Раздел 9. Заключение
Итого

4
1
33

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».