02-04 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Школа №128 городского округа город Уфа Республики Башкортостан «РАССМОТРЕНО» Методическим объединением учителей Руководитель ШМО Анисимова А.Ф. (Протокол № 1 от «23»августа 2021 г.) «СОГЛАСОВАНО» Методическим советом Председатель МС Фомина Л.Н. (Протокол № 1 от «24»августа 2021г.) «УТВЕРЖДАЮ» Директор ______Ю.В. Малышева Приказ №347 от 25.08.2021г. Рабочая программа учебного предмета: ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ уровень общего образования: среднее общее образование срок реализации: 1 год авторы учебников: Толкачёва С.В. СОСТАВИТЕЛЬ/РАЗРАБОТЧИК: Анисимова А.Ф., учитель истории и обществознания, первой категории г. Уфа-2021 г. I. Планируемые результаты изучения предмета: Изучение курса «Финансовая грамотность» в 11 классе должно обеспечить: изучение теоретических основ научно-исследовательской деятельности; - овладение приемами работы с неструктурированной информацией (сбор и обработка, анализ, интерпретация и оценка достоверности, аннотирование, реферирование, компиляция) и простыми формами анализа данных; - обучение целеполаганию, планированию и контролю; - формирование потребности к целенаправленному самообразованию; - углубление, расширение и систематизация знаний в выбранной области научного знания или вида деятельности; - совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной деятельности, профессионального самоопределения обучающихся. - формирование навыков презентации результатов собственной деятельности; - обучение методам творческого решения проектных задач; - формирование умений представления отчётности в вариативных формах; - отработать навыки публичного выступления, защиты своей работы перед аудиторией; - создание дополнительных условий для успешной социализации и ориентации в мире профессий. Личностные, предметные и метапредметные результаты: Предметные результаты изучения предметной области "Общественные науки" должны отражать: Предметные результаты: -понимания и грамотного применения финансовых терминов; -сравнительного анализа и оценки вариантов взаимодействия личности с государством, кредитными и страховыми организациями, Пенсионным фондом РФ, налоговыми органами, потенциальными инвесторами; -изучения технологий предоставления финансовых услуг в цифровом мире и способов их применения; -разработки бизнес-плана по созданию собственного бизнеса в форме стартапа и его защиты. Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность» выпускниками средней школы проявляются в : - организовывать процесс управления личными финансами с помощью цифровых технологий; - расставлять свои финансовые цели в соответствии с возможностями и приоритетами; - оценивать варианты инвестирования и выбирать приемлемый; - диагностировать действия организации как финансовой пирамиды; 2 представлять образ идеального заёмщика для банка; - взаимодействовать с государством путём создания личных кабинетов на сайтах, предоставляющих государственные услуги; - формулировать идею стартапа, понимать возможности финансирования (в зависимости от конкретных условий).метапредметные результаты состоят в формировании и практическом использовании аналитического подхода к работе с финансовой информацией. Познавательные: - освоение способов принятия финансовых решений в изменяющихся условиях; - организация сбора, обработки, анализа информации в цифровом мире; овладение методами сравнения, обобщения, классификации, формулирования выводов, исходя из конкретной финансовой ситуации; установление причинно-следственных связей, логической цепи рассуждений, доказательств при обосновании выбора варианта действий; - формулирование гипотезы и её обоснование по дискутируемой теме. Регулятивные: - постановка цели действий в условиях решения конкретной финансовой проблемы; - прогнозирование рисков использования цифровых денег, изменения их стоимости, функций, видов; - оценка преимущества применения цифровых технологий при достижении финансовых целей; - контроль результатов использования, выбранного способа достижения финансовых целей; - корректировка процесса достижения финансовой цели с учётом влияния различных факторов; - оценка результатов реализации принятого финансового решения. Коммуникативные: - инициирование сотрудничества в поиске и сборе финансовой информации; планирование, определение функций и способов взаимодействия обучающихся в игровой форме при обсуждении возможностей для успешного решения финансовых вопросов; - выявление проблем развития финансового сектора в цифровом мире; - выявление черт сходства и различия, преимуществ и угроз в конкретных финансовых ситуациях; - участие в «Дебат-клубе» по финансовым вопросам, аргумента3 ция своей точки зрения, уважительное отношение к позиции оппонентов; представление результатов анализа определённой финансовой проблемы в форме доклада, сообщения с использованием возможностей ИКТ. Личностными результатами выпускников средней школы, формируемыми при изучении содержания курса «Финансовая крамотность», являются: - осознания себя как участника финансовых ситуаций, требующих принятия ответственных решений; личной оценки действий субъектов финансовых отношений; - овладения навыками анализа финансовых отношений на основе их моделирования в виде игровых ситуаций; - готовности пользоваться своими правами в финансовой сфере; - готовности использовать возможности, существующие в цифровом мире, для принятия финансовых решений. II. Содержание курса: 11 класс Раздел 1. Введение (1 час). Понятие «финансовая грамотность». Цели, задачи финансовой грамотности в современном мире. Раздел 2. Личность в мире будущего (4 часа). Скорость жизни в цифровом мире. Возможные сценарии жизни. Человеческий капитал. Инвестирование в себя. Роботизация. 4 Искусственный интеллект. Компетенции будущего. Hard skills и Soft skills. Раздел 3. Деньги в цифровом мире (8 часов). Деньги. Природа цифровых денег. Стоимость денег во времени. Инфляция и дефляция. Волатильность. Банковские карты. Мобильный и интернет-банк. Электронные деньги и кошельки. Телефонное мошенничество. Скимминг. Фишинг. Снифферинг. Раздел 4. Моделирование личных финансов (5 часов). Потребности и желания. Пирамида Маслоу. Первичные и вторичные потребности. Влияние рекламы. Финансовая цель. Активы и пассивы. Страхование рисков. Осознанные расходы. Источники дохода. Правила составления финансового плана. Финансовая «подушка безопасности». Раздел 5. Инструменты сбережения и инвестирования (3 часа). Маховик сбережений. Активный и пассивный доход. Вклад в банке (депозит). Простые и сложные проценты. Накопительный счёт. Гарантии государства. Система страхования вкладов. Инвестирование. Финансовые активы. Облигации. Акции. Государственные и корпоративные облигации. Производныe финансовыe инструменты. Опционы. Фьючерсы. Квалифицированный инвестор. Брокер. Индивидуальный инвестиционный счёт. Стратегия инвестирования. Доходность. Рыночные риски. Диверсификация инвестиционного портфеля. Принципы финансовых пирамид в цифровом мире. Раздел 6. Инструменты кредитования и заимствования (4 часа). Кредит. Кредитные карты. Карты рассрочки. Автокредитование. Ипотека. Коммерческий банк. Микрофинансовые организации. Идеальный заёмщик. Кредитная история. Кредитный договор. Способы погашения кредита. Банкротство физических лиц. Раздел 7. Сотрудничество с государством (3 часа). Коммуникация в цифровом мире. Идентификация. Паспорт гражданина. Персональные данные. Традиционная и биометрическая защита. Единая система идентификации и аутентификации. Связь гражданина с государством. Налоговая система. Налог на имущество. Кадастровая стоимость. Налог на доходы физических лиц. Транспортный налог. Социальная поддержка. Социальные услуги и льготы. Активный и пенсионный возраст. Пенсионная система. Страховая и накопительная части пенсии. Новая пенсионная формула. Раздел 8. Создайте свой стартап (4 часа). Стартап. Идеи для стартапа. Команда для стартапа. Бизнес-план. Бизнес-идея. Маркетинговая стратегия. Финансовый план. Особенности реализации идей. Принятие решений в ситуации неопределённости. 5 Раздел 9. Заключение (1 час). Итоговое повторение курса «Финансовая грамотность». III. Тематическое планирование: 11 класс № п/п Название темы, раздела. 1 2 3 4 5 6 7 Раздел 1. Раздел 1. Введение. Раздел 2. Личность в мире будущего. Раздел 3. Деньги в цифровом мире. Раздел 4. Моделирование личных финансов. Раздел 5. Инструменты сбережения и инвестирования. Раздел 6.Инструменты кредитования и заимствования. Раздел 7.Сотрудничество с государством. Количество часов 1 4 8 5 3 4 3 6 8 9 10 Раздел 8.Создайте свой стартап. Раздел 9. Заключение Итого 4 1 33 7